Одежда Древней Руси

Дева с петухом - Барковская МарияДревнерусский костюм как ансамбль, состоявший из шитой одежды, головного убора и обуви, в научной литературе пока освещен недостаточно. Степень изученности его частей различна. До недавнего времени, чтобы реконструировать одежду, исследователи обращались к фрескам, миниатюрам и памятникам письменности, полагаясь на них как на основной источник (Арциховский А.В., 1945. С. 34; 1948. С. 234-262; 1969. С. 277-296; Левашова В.П., 1966. С. 112-119).

Такой подход обусловила фрагментарность деталей одежды, их плохая сохранность в памятниках археологии. Однако ее исследователи неоднократно высказывали мнение, что костюм, представленный на памятниках искусства Древней Руси, очень условен, подчинен иконописному шаблону и несет очень мало информации о действительно бытовавшей на Руси одежде. При этом они отмечали, что для исчерпывающего ее изучения необходимо привлекать данные археологии (Арциховский А.В., 1948а. С. 362; 1969. С. 192).

Древние бронзовые украшения из Тушкова Городка

Городище ТушковГородище Тушков Городок в верховьях Москвы-реки, на правом её берегу (Можайский район Московской области), имеет довольно мощный культурный слой. Раскопками, которые велись в течение трёх полевых сезонов, установлено, что этот слой делится на два горизонта: верхний отложился в XIV-XVI вв., а нижний – в XI-XIII вв. Судя по тому, что под древний вал уходит лишь тонкая полоска культурного слоя, Тушков был неукреплённым поселением очень недолго и вскоре стал городом и крепостью (1). Через центр посёлка протекал в древности ручей, который сыграл в дальнейшем большую роль при устройстве крепости. В начальный период существования Тушкова, в XI в., ручей, с его пологим левым и крутым правым берегами, видимо, делил городок на две части. В то время через ручей был перекинут деревянный мост.

Хнефатафл и Дальдоза

Фото Катерины ГревцевойЗанимаясь исторической реконструкцией, мы увлеклись такой интересной темой, как старинные настольные игры. О двух из них, о которых сейчас уже мало кто знает, Хнефатафл и Дальдоза, мы хотим вам сегодня рассказать.

Хнефатафл — это игра стратегия. По впечатлениям игра похожа на симбиоз шашек и шахмат. Правила довольно просты, поэтому быстро и легко усваиваются даже детьми уже после первой сыгранной партии. (1) Поле хнефатафла имеет всегда нечетное количество от 9x9 до 19х19. (2)
Так как же играть в Хнефатафл? Рассмотрим игру на примере поля 9х9.

В ней участвуют: король, 8 его защитников и 16 нападающих, т. е. нападающих всегда вдвое больше, чем защитников. Король, или Конунг, располагается в центре игрового поля на «троне», защитники — крестом по 2 от трона к периферии, нападающие — группой по 4 по четырем сторонам игрового поля. (3) По углам доски находятся 4 крепости, задача короля — как можно быстрее попасть в одну из них, а защитников — ему в этом помочь. Задача нападающих — поймать короля, не дав дойти ему до крепости. Фишки ходят горизонтально и вертикально по всему игровому полю, за исключением трона и крепостей, которые занимать может только Король. В данной версии перескакивать через трон допускается, при этом перескакивать через фишки свои либо противника не разрешается. Фишка считается захваченной, если её зажимают с двух сторон по вертикали или горизонтали фишки противника. (4) Захваченные фишки с поля удаляются. Захват Короля происходит: если король находится на троне с 4-х сторон, если рядом с троном с трёх сторон, а в поле как обычная фишка. (5) Пустой трон и крепости считаются враждебными фишками, и фишка, зажатая между ними и враждебной фишкой, считается захваченной. (6)

Лучевые височные кольца Гнёздова

Лучевые височные кольца ГнёздоваНабор женских украшений, найденных в культурном слое и погребениях Гнёздова, ярко отражает и разнообразные направления торговых связей, и этническую неоднородность постоянного населения этого раннегородского центра Руси. Наиболее многочисленную категорию среди этого материала представляют более 11 тысяч импортных стеклянных и каменных бус, относительно недавно привлекших специальное внимание археологов (1) .

К наиболее выразительным с точки зрения этнической индикации относятся находки скандинавских рельефных фибул и славянских височных колец. Их общая характеристика и технологии изготовления рассмотрены в нескольких публикациях конца 1980-х – начала 2000-х гг. (2). Среди височных колец более половины составляют проволочные перстнеобразные разных типов, которые всеми признаны в качестве нейтральных и широко распространенных. На втором месте оказывается группа колец так называемого волынского типа – 8 находок. Остальные группы, такие как гроздевидные, лунничные и бусинные, представлены единичными находками. Наибольший интерес представляют лучевые кольца, время бытования и ареал которых особенно важны при обращении к проблемным вопросам характеристики этого памятника. К настоящему времени известно о находках семи лучевых височных колец, шесть из которых имеют хороший археологический контекст (рис.1).

Рассмотрим их более подробно с учетом предшествующих публикаций гнёздовского материала (3).

Все гнёздовские лучевые кольца или их обломки изготовлены по оттиску в глиняных литейных формах, четыре из них выполнены из серебра, три – из свинцовой латуни.

Там, где Солнце пробуждается и засыпает у воды

Там, где Солнце пробуждается и засыпает у водыВечерняя заря спустилась в воду, и кто был на берегу и глядел туда, видел, как она там, в глубине, гасла и засыпала. Утром заря встала и с неба спрашивала воду, и вода отвечала заре: что спросит заря, о том и ответит вода.
Михаил Пришвин

В этом году редакции журнала “Родноверие” удалось совершить автопутешествие и побывать в гостях у братьев-балтов, в Литве. Конечным пунктом маршрута был задан город Нида, расположенный на Куршской косе. Об истории и достопримечательностях косы и пойдёт наш разговор.

Народные обереги

Народные оберегиВ силу исторических условий своего развития деревня оказалась хранительницей народных традиций и архаичных пластов древней культуры.
Христианство, которое в XI - XII вв. многое видоизменило в культуре русского города, долгое время не проникало в деревню, и сельскую Русь (особенно лесную, северную) долго еще можно было считать языческой.

Исчезал под воздействием духовенства наиболее противоречащий христианской обрядности и наиболее заметный для властей обычай трупосожжения. Судя по раскопкам курганов, кремация в основном исчезла в XI в., но когда Нестор на рубеже XI и XII вв. писал введение в свой летописный свод и снабдил его описанием древних славянских обычаев, где подробно говорилось о том, как производился обряд сожжения умерших, то киевский историк вынужден был добавить: "еже творят вятичи и ныне".

Волшебные кольца России

Волшебные кольца РоссииВ сказках всех народов мира кольца наделяются волшебными свойствами. Этот символ вечного движения по кругу, собирающий силу человека и напитывающий «образ» кольца. Люди в древности пользовались ими в самых разных ситуациях, да и виды колец были многообразны. Например, височные кольца – металлические украшения различной формы, вплетавшиеся в женские причёски. Появившись в бронзовом веке, они были широко распространены у славян в средние века. По форме колец можно было определить принадлежность к роду-племени, их носили бережно и передавали из поколения в поколение (об этом свидетельствуют следы ремонта на многих височных кольцах). Ременные пряжки у Городецких племен также свидетельствуют о принадлежности носителя к определенной культуре. В славянской Традиции пояс, имеющий образ круга, кольца, символизировал путь-дорогу, способствовал благополучию и удаче.

Западные славяне в Германии

Уникальная находка из района озера Мюриц (Фипперов, Мекленбург). На литой бронзовой пластинке размером 7х3.5 см представлено изображение человека с обнаженным торсом и рогом тура в левой руке.Уникальная находка из района озера Мюриц (Фипперов, Мекленбург).

На литой бронзовой пластинке размером 7х3.5 см представлено изображение человека с обнаженным торсом и рогом тура в левой руке.

Ближайшим аналогом является знаменитая каменная плита с острова Рюген (в стене церкви в селе Альтенкирхен).

В местности, где была сделана находка, в 8-12 веках проживали славяне, входившие в союз лютичей-вендов.

 

 

 

Звери. Духи. Боги

Герб Республики КомиЕкатеринбург встречает меня морозом в 42 градуса. Едва хватает воздуха… Навстречу идут люди с едва различимыми лицами, раскрашенными мазками инея, укутанные в меховые шубы и шапки, пуховые платки. Пар при дыхании тут же оседает на кромках капюшона мелкими замёрзшими каплями, покрывает сединой ресницы и брови. Пронизывающий ветер скалит зубы, так и норовит сбить с ног, не позволяя полноценно дышать. Но меня это не остановит… Изнутри греет жар желания погрузиться в загадочный мир древних народов. Народов, принявших так называемый нынче «пермский звериный стиль» в обережье.

Судя по находкам, это были умелые люди с широким кругозором, обладавшие глубокими представлениями о Космосе и развитыми технологиями. Но письменность их не обнаружена, сакральные знаки до конца не исследованы. Таким образом, на сегодняшний день все представления о их мифологии произрастают из фольклора потомков — хантов, манси и коми-пермяков, а также археологических находок, в достаточном объёме представленных в краеведческих музеях нашей страны. В один из них я упрямо держу неблизкий путь.

Христианская и языческая символика на колтах из кладов Старой Рязани

Христианская и языческая символика на колтах из кладов Старой РязаниПо моему глубокому убеждению, любое научное исследование должно отвечать на вопрос «зачем?», то есть быть в определенной степени актуальным. Казалось бы, какая актуальность, кроме довольно узконаправленной, может быть у работы, посвященной анализу христианских и языческих символов на украшениях из старорязанских кладов? Тем не менее, как ни странно, в наши дни в России очень остро стоит проблема значения дохристианской религии для формирования русского народа и древнерусского государства.

Целью данной работы как раз стала попытка проследить «соседское» существование и взаимовлияние элементов христианской и языческой религий в Древней Руси на примере одного из типов украшений из старорязанских кладов – колтов. Они неслучайно были выбраны в качестве объекта исследования: по богатым украшениям можно проследить самые разные техники их выполнения; символические мотивы этих украшений и их изменение под влиянием различных аспектов культуры, в частности, не слишком острой борьбы новой веры со старой и их постепенное слияние на уровне символики.

Железо, нож в обрядах славян

Железо, нож в обрядах славянЖелезо — один из древнейших металлов, имеющий высокий сакральный статус в народной культуре и используемый в защитной и медицинской магии. Обработка Железа наряду с выпеканием хлеба, изготовлением полотна и некоторыми другими видами деятельности соотносится с актом творения мира и преобразования хаоса в космос. Железо символизирует собой «этот мир». Закаливание Железа в огне и в воде придает ему особую магическую силу. Железо наделяется положительными свойствами и является одним из универсальных оберегов, что обусловлено его прочностью, твердостью, связью с огнем, долговечностью. Эти же признаки делают Железо символом здоровья.