Наибольшую эстетическую и смысловую нагрузку в декоративно-прикладном искусстве выполнял и выполняет орнамент, наносимый на предметы и жилища. Именно он определял традиционную культуру больших и малых народов. Одной из традиций народов было умение любую тему образовать в орнамент и подчинить конкретным выразительным средствам. Орнамент никогда не заключает в себя ни единой праздной линии: каждая черточка имеет свое значение, выражает основные идеи народного искусства – плодородие и вечное обновление жизни, пожелание благополучия, оберегание от злых сил. Иначе говоря, издревле символ в орнаменте имел прежде всего магическую нагрузку и только в самую последнюю очередь – эстетическую.
В данной статье речь пойдет о свастике – солярном знаке, символике солнечной стихии, солнца. Свастика представляет собой крест с загнутыми концами (завивастый крест), направленными по или против часовой стрелки. При археологических раскопках свастику чаще всего находят на различных деталях архитектуры, оружии, бытовой утвари многих народов Евразии. Свастика повсеместно встречается в орнаментике как знак света, солнца, жизни. Он означает суть мироздания, вращение вселенной и всех процессов внутри ее.
Конец русского праздничного полотенца
Данный символ на протяжении многих тысячелетий являлся священным для наших предков, но, к большому сожалению, на сегодняшний день в сознании большинства людей свастика ассоциируется с германским национал-социализмом и с понятием «фашизм», принесшим много горя на российскую землю. Однако нельзя забывать, что свастика – один из наиболее архаичных сакральных символов, встречающийся уже в верхнем палеолите у многих народов мира. Старейшие археологические артефакты с изображением свастики датируются приблизительно 10–15 тыс. до н. э. Свастика в лево- и правовращательной форме присутствует в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн р. Инд) и Древнем Китае около 2000 г. до н. э. В Северо-Восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероз, которое существовало во II–III вв. н. э. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов.
Вышивка на подоле мокшанской рубахи
По материалам археологических раскопок, самой богатой территорией по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа является Россия. Раскопки древних курганов и поселений говорят сами за себя – многие древние славянские городища имели форму свастики, сориентированной по четырем сторонам света. Свастика, которая является символом солнца, удачи и счастья, созидания, повсеместно содержится на старых вышивках, орнаментах, предметах быта, архитектурных памятниках как на территории России, так и по всему миру. Она была почти на всех оберегах у славян, немцев, поморов, мордвы, удмуртов, башкир, чувашей и многих других народов.
Наплечная вышивка рубахи с. Дракино Торбеевского района
Мотивом крючковатого креста-свастики все народы Поволжья украшали концы свадебных полотенец, оплечья рубах, ширинки, кушаки, обрядовые предметы (в основном свадебного ритуала), в которых, очевидно, дольше удерживались отголоски некогда связанной с этим мотивом символики плодородия.
В вышивках народов Поволжья применялись и право-, и левосторонние свастики, это имело глубокий смысл. Свастика, вращающаяся по часовой стрелке (вправо), означает день и символизирует стремление ко всему связанному с жизнью, с положительными качествами и активным мужским началом; вращение же против часовой стрелки, напротив, означает ночь и указывает на умирание, на отрицание всего положительного и пассивность поведения. Новое рождение сменяет смерть, день приходит после ночи – и это естественный порядок вещей во вселенной. Также естественно, что право- и левосторонние свастики помещались у ворота, на оплечьях, груди, на рукавах и подоле рубахи в качестве оберега.
Фрагмент коми-пермяцкого национального пояса
У мордвы в свадебной обрядности при оформлении вещей в качестве оберегов часто использовались узоры, состоящие из ромбов и крестов. Например, в с. Шокша Теньгушевского района грудь праздничной рубахи импанар украшена орнаментом, состоящим из сложной формы свастики, лучи которой повернуты против часовой стрелки. Орнамент наплечной вышивки рубахи с. Дракино Торбеевского района также состоит из завивастых крестов.
Элемент оформления кушака коми-пермяцкого национального костюма
Крест и свастика являлись знаками огня, молнии. Они использовались в народном творчестве в качестве оберега и символа солнца. Например, в с. Мордовские Юнки Торбеевского района покрывало для молодоженов сиблик, вышивали узором, как символом вечности, счастья – заря тяштенят, в с. Зайцево Краснослободского района в углу покрывала вышивали ромб, состоящий из четырех крестов, – символ спасения ради жизни. Частым элементом вышивки и, особенно, ткачества русского населения мордовского края являются крестообразные фигуры (Теньгушевский, Зубово-Полянский, Торбеевский, Ельниковский р-ны).
Элементы вышивки на мордовских изделиях
Окружая себя четырехконечными свастиками, человек будто помещался в центр вращающегося солнца, испускающего лучи на четыре стороны света, оберегающего от пагубных воздействий четырех ветров и четырех стихий. Это движение вихря, движение, вращающее мир, присутствует во всех изделиях народного искусства как центр, как созидательная сила в действии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для многих народов свастика является символом, вращающим мир, и с течением времени она займет одно из главных мест среди символов народного искусства
В.В. Ковалева,
кандидат исторических наук