Письменность у славян

Заря-Заряница / Александр СинякинВопрос о начале русской письменности до сих пор остаётся открытым. Разумеется, поднимать его нужно с осторожностью, поскольку ярых противников «копания вглубь» ещё предостаточно, а фактов, опровергающих «генеральную» версию, пока мало. Да и откуда им взяться, если на протяжении тысячи с лишним лет с подобным «копанием» велась безжалостная борьба как со стороны церкви, так и со стороны государства?

В том, что письменность на Руси существовала задолго до Кирилла и Мефодия, нет никаких сомнений. Косвенных подтверждений этому существует довольно много. Уже в «Изборнике» 1076 года, написанном дьяком Иоанном по заказу князя Святослава Ярославовича (1027–1076 гг.), имеется небольшая, но о многом говорящая приписка: «Избрано из многих книг княжьих». Это значит, что уже в середине XI века у Святослава имелась довольно обширная библиотека, состоявшая из церковных и светских книг.

О славянах и русах из источников

Рота / Сергей Покотилов1. ГЕРОДОТ

Произведение: «История»

Геродот Галикарнасский (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.) — древнегреческий историк, автор первого сохранившегося полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов.

Как древнегреческая поэзия начинается для нас с Гомера, так практически историография — с Геродота; предшественников его называют логографами [1]. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицерон назвал его «отцом истории».

Геродот — чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современных Украины, России и Казахстана.

Стоглав и Домострой

Стоглав и ДомостройСтоглав — законодательный сборник середины XVI века, состоящий из ста статей по вопросам церковной жизни и светского быта. Был наряду с номоканонами основным источником церковного права второй половины XVI–XVII веков. При активном участии митрополита Макария в 1551 г. прошёл церковный собор, материалы которого были оформлены в книгу, вошедшую в историю как «Стоглав» и включавшую в себя сто ответов собора на вопросы царя Ивана IV Грозного, касавшиеся церковных и мирских дел. В царских вопросах была отражена программа политической группировки, получившей название «Избранной рады», направленная на упорядочение жизни в стране, разграничение полномочий церкви и государства.

Стоглав пытался решить следующие насущные вопросы того времени: укрепление церковной дисциплины среди духовенства и борьба против порочного поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества); ростовщичество монастырей; унификация церковных обрядов и служб; полномочия церковного суда; борьба против пережитков язычества среди населения; жёсткая регламентация (по существу, введение своеобразной духовной цензуры) порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т. д.

К этногеографии Сказания о призвании варягов

Призвание варягов на Русь / Дударенко Виталий Две основные редакции Варяжского сказания – по Новгородской первой летописи младшего извода (Н1мл) и по Повести временных лет (ПВЛ) – значительно различаются (1). Первая из них, согласно выводам А.А.Шахматова и его последователей, отражает тот вид текста, который имелся в Начальном киевском своде (Нсв). Она не содержит явных указаний на соответствие трех упомянутых городов – Новгорода, Белоозера, Изборска – племенам, приглашающим князей.

Составитель ПВЛ, напротив, был уверен в наличии соответствий между городами и племенами. Эта уверенность побудила его решительно переработать текст Сказания, имевшийся в Нсв, ликвидируя противоречия, которые он усмотрел в тексте предшественника. В редакции Сказания по ПВЛ настолько усилены этногеографические мотивы, что сам сюжет кажется лишь поводом для перечисления племен и городов.

Славяне и славянская земля по скандинавским известиям XII-XIV веков

Славяне и славянская земля по скандинавским известиям XII-XIV вековСредневековые памятники скандинавской латинской и народной словесности, известные с XII–XIII вв., знают два имени, которым обозначались славяне. В сочинениях, написанных на латинском языке, как это было принято в латинской письменности со времени раннего Средневековья, славяне представлялись через посредство имени sclavi или slavi. В наречиях же народной словесности этим именам соответствовали слова vinðr, vindir, vendæ или подобные им по произношению и написанию, а также, значительно реже, wandali (1). Отсюда и землю славян или Славянскую землю датчане и их еще более северные родственники, вслед за писателями из земель франков, саксов и других южных стран, называли по латыни Sclavia или Slavia, а на родном языке – Vindland (иногда Vinland, Vinnland (2)) или Vendland.

Однако каких «славян» и какую «Славянскую землю» имели в виду средневековые скандинавские сказители и писатели? Не найдя ясного ответа на этот вопрос в трудах позднейших историков, попытаемся его обнаружить в самих памятниках средневековой скандинавской письменности.