В русской традиционной культуре отношения мира растений и мира демонологических персонажей имеют несколько аспектов. Используя материалы русских народных говоров, автор статьи рассматривает названия группы растений, не используемых в народном хозяйстве, но, по поверьям, они были незаменимы в магии, а народные представления об их волшебных свойствах отразились в их названиях.
Растения использовали как оберег от злых духов: в силу различных свойств они наделялись способностью отогнать от человека разнообразных «нечистиков». Например, в Саратовской губернии в четверг после Троицы девушки и женщины вплетали в косы полынь, полагая, что тогда русалка не станет их щекотать [1. C. 22]. Полынь, несмотря на эпитет «трава окаянная, бесколенная», тем не менее при борьбе с русалками считалась «снадобьем, равносильным священной вербе и свечам Страстной недели», а также ладану [2. C. 328].

Было бы весьма недурно для полноты изучения нашего 

Столько забытых истин сокрыто в древних символах.
Статья имеет этнолингвистическую направленность. В сравнительном аспекте показаны магические свойства некоторых трав, как они представляются в культурных традициях южных, восточных и западных славян. Также рассматриваются близкие по своим свойствам, но разные травы. Проводится мысль о том, что магические свойства этих трав обусловлены их связью в народном сознании с хтоническим царством или потусторонним миром.
