Древности меря

Культовые предметы из памятников мериМеря – финский народ в Верхнем (Костромском) Поволжье и Волшо-Клязминском междуречье. ПВЛ помещает меря на озеро Неро и Плещеево, сообщает (под 859 годом) о том, что меря платит дань варягам и участвует в последующем (под 962 годом) призвании князей. Племенным центром мери считается Сарское городище под Ростовом. Территория меря в IX-XI веке была охвачена славянской (кривичи, словене ильменские) колонизацией, в Верхнем Поволжье появляются группы переселенцев с Аландских островов и Скандинавии. По материальной культуре близка соседним финским племенам мордве и муроме. Топонимика территории меря отличается от соседней марийской (черемисы), что позволяет предполагать отличие языка меря от языков поволжских финнов.

В правление Олега меря платила дань его варягам, участвовала в походе руси на Царьград 907 г., далее летописью не упоминается. Ассимилирована древнерусским населением к XI веку: Сарское городище как центр округи сменил древнерусский Ростов, хотя знание «мерского языка» приписыввалось первому ростовскому епископу Леонтию.

Языческие образы и их языковое воплощение в заговорных словах

Языческие образы и их языковое воплощение в заговорных словахСлавянское язычество берёт свое начало в глубокой древности и основывается на первобытных воззрениях, верованиях, обрядах, общих для всего человечества. На основе подобных воззрений развились все позднейшие мировые религии. Можно много говорить об истории славянства, развитии их языков и стран, но без анализа язычества мы вряд ли сможем понять славянскую идеологию, как средневековую, так и современную. В настоящее время мы имеем сравнительно большой комплекс исследований язычества славян, который строится на основе средневековых хроник, анналов (мифология балтийских славян; польских и чешских племён), поучений против язычества и летописей (отрывочные сведения о мифологии восточных славян). Наиболее обширный материал по славянскому язычеству дают фольклорные и этнографические языковые данные, полученные в XIX – XX веках. Они позволяют судить о мифологических персонажах, предметах, их сопровождающих, выявлять отдельные мифологические мотивы.

Украшения древних новгородок и древнерусская эротика

Украшения древних новгородок и древнерусская эротикаМы до обидного мало знаем о реальной живой культуре древней Руси. Приходится довольствоваться крохами, восстанавливая то, что можно, о древнерусской эротике. Конечно, без прямых письменных текстов и соответствующего изобразительного материала (а такой материал для древней Руси представлен лишь единичными граффити, да и то оставленными скандинавским гарнизоном, нёсшим в ХII столетии службу на пограничной с Литвой полоцкой заставе у современной белорусской деревни Московицы) реконструкции поддаётся лишь немногое. Но и эти, полученные косвенным путём данные, позволяют хоть краем глаза взглянуть на жизнь средневекового человека. Обратимся к одежде древнерусских женщин. К сожалению, надежно датированных изображений слишком мало, а те, что есть, созданы под несомненным влиянием иконописного канона.

Архетип «родного покойника» в устных народных рассказах русских и мордвы

Архетип «родного покойника» в устных народных рассказах русских и мордвыВ последние годы в отечественной гуманитаристике очевиден возросший интерес к этническим культурным архетипам [4, с. 38]. Исследователи традиционно связывают это с наблюдающимся в обществе «процессом этнокультурной рефлексии», изучению которого способствует анализ самых разнообразных «художественных репрезентаций этнических культурных архетипов» [7, с. 255]. Заметим, что культурные архетипы способны проявляться в различных формах, передавая коллективный опыт предшествующих поколений и выступая важнейшим источником информации о специфических особенностях его ментальности.

Как нам уже приходилось указывать, архетип «родного» покойника, нашедший отражение в устных рассказах мордвы и русских, проживающих на территории Республики Мордовия, связан с глубоко почитаемым и устойчивым у мордвы культом умерших предков. В наших предыдущих исследованиях мы отмечали, что этому культу активно поклоняются и в наше время. Так, родственниками во время похоронной процессии по дороге на кладбище выставляются столы с поминальной пищей для чествования близкого (родного, уважаемого) покойного, свои предки «угощаются» во время любых похорон, покойного заботливо «переодевают» в ритуальный день в новую одежду, душу его «провожают» на сороковой день и т.д. [11, с. 19].

Украшения земгалов

Украшения земгаловЗемгалы (др.-русс. Зимигола, зимегола, латыш. zemgali) – древняя балтийская этноплеменная группа, жившая на территории южной Латвии и северной Литвы. Впервые о земгалах в русских источниках упоминается во введении к ПВЛ как о данниках Руси. Упоминаются также в скандинавских рунических надписях XI века и в сагах (simgalir), а также в ливонских хрониках: Генриха «Хроники Ливонии», ливонской «Рифмованной хронике» и актовых документах XIII века. Племенные особенности по археологическим памятникам (курганные захоронения с трупоположением, укреплённые и неукреплённые поселения) проявляются в V-VII веке. Социально-дифференцированное общество по археологическим памятникам фиксируется с X века. В XI-XIII веке происходило складывание раннефеодальных отношений; формирование народности – в XIII веке в условиях длительного сопротивления крестоносному завоеванию. В земле земгалов находятся крупные укреплённые поселения Тевете и Межотне. Первое было политическим, военным и торгово-ремесленным центром земгалов, второе – центром одного из округов (Упмале).

Древности муромы

Древности муромыМурома - поволжско-финское племенное объединение в нижнем течение Оки. Мурома упомянута в ПВЛ среди народов, плативших дань Руси, её центром назван Муром. По топонимическим и археологическим данным устанавливается близость местного населения к мордве (при наличии значительных локальных особенностей).

Погребальные памятники представлены грунтовыми могильниками, весь период функционирования которых (VII-XI век) захоронения совершались как по обряду трупоположения, так и трупосожжения. На ранних стадиях муромких могильников встречаются человечекие захоронения, сопровождавшиеся целой тушей коня или её частями. Известны поселения второй половины I – начала II тысячелетия н.э. Хозяйство муромы имело комплексный характер при ведущей роли скотоводства, базирующегося на использовании заливных лугов в пойме Оки.

Покров

Покров«Покров - первое зазимье; Покров землю покроет - где листом, а где и снежком»

Этот древнейший осенний праздник. В народном обычае он связан с завершением всех сельскохозяйственных работ и «первым зазимьем» (началом зимы). Отмечался первого октября по старому стилю (14/10 по н. ст). Этот день – отметка перехода от осени к зиме. Природа засыпает, одеваясь в белое покрывало инея. Прогуливаются по ночам молодые Морозцы, оставляя следы на уже пожухлой траве.

Украшения радимичей

Фибула радимичиРадимичи – объединение восточных славян. Локализуется ПВЛ в бассейне Сожа. Территория расселения радимичей по археологическим данным – бассейн нижнего и среднего течения Сожа и междуречье этой реки и Днепра. Расселились радимичи в начале IX века в землях днепровских балтов, которые были постепенно ассимилированы. В курганах радимичей нередки находки балтских типов и трупоположения с восточной (неславянской) ориентировкой. ПВЛ сообщает, что радимичи пришли от ляхов (поляков) и их предводителем был Радим. По всей вероятности, предки радимичей жили в юго-западных районах Восточной Европы, по соседству с будущими польскими племенами. Часть радимичей платила дань хазарскому каганату, а с 885 года (дата условна) после похода на них Олега стала зависимой от Киева. В состав древнерусского государства радимичи окончательно вошли в 984 году, когда их войско было разбито воеводой Волчий Хвост, направленным киевским князем Владимиром Святославичем. Последний раз радимичи упоминаются в летописях под 1169 годом уже как этнографическая группа восточных славян.

Узелковое плетение в магической практике славян

Лаврентьевская летопись. Л. 1 об. Начало Повести временных лет.  Российская национальная библиотека, Санкт-ПетербургПлетение как древнейшая технология было знакомо человечеству уже в первобытное время. Люди научились создавать плетеные и вязаные изделия из кожаных ремней, сухожилий животных, растительных материалов, веток и травы, до того, как освоили технологии прядения и ткачества. Узлы появились с первой необходимостью закрепления шкуры животного на теле человека, инструмента и оружия на рукоятке. Узлы выполняли функцию защиты в самом прямом смысле – развязавшийся узел мог привести человека к гибели во время охоты или к травмам во время работы, но также выполняли и магическую функцию оберегов от злого влияния. Широко распространенное плетение являлось так же и главным магическим ритуалом. Значение узлов: завязать – нейтрализовать, обезвредить – уничтожить, нанести ущерб, зашить – заплести.

Навязывание на себя узлов с целью защиты и охраны было на Руси явлением постоянным. Е.И. Елеонская видит причину этого в том обстоятельстве, что при лечебных действиях употребляется в силу необходимости реальное завязывание ран. «Завязывание» в переносном смысле обозначает силу и мощь того, кто завязывает, и лишение силы того, кого завязывают [5, с. 171]. Символика узла использовалась в заговорах и заклятиях на врагов: «И всех завяжу в узел и не могли б рещи на меня и против меня…» [5, с. 163].

Украшения ливов

Украшения ливовЛивы (др.рус. либь, самоназвание – libi, латыш. libis, libietis, в Генриха «Хроники Ливонии» и Ливонской рифмованной хронике – Liwen или Lyvones) – прибалтийско-финская этноязыковая группа, в конце I – начале II тысячелетия н.э. заселявшая земли, прилегающие к Рижскому заливу на территории нынешней Латвии. По данным археологии выделяются три региональные группы ливов – курземская, даугавская и гауяская.

В Северном Курземе до конца I тысячелетия н.э. функционировали каменные могильники с оградками с захоронениями по обряду кремации умерших, того же типа, что в области эстов. Начиная с XI века, получили распространение грунтовые могильники с малоинтвентарными трупоположениями. Одним из характерных могильников даугавских ливов является Саласпилс Лаукскола, расположенный в 21 км от Риги на берегу Западной Двины., где раскопано около 500 погребений. Погребальными памятниками ливов, живших на реке Гауя и её правом притоке Брасла, были курганные могильники. В этом регионе известны также грунтовые могильники ливов того же типа, что в низовьях Западной Двины.

Календарь

КалендарьКалендарь (от латинского calendarium «долговая книга»; в Древнем Риме долговые проценты выплачивались в календы – первый день месяца) – система учёта дней в пределах года. Наличие трёх не кратных друг другу природных циклов (солнечный год, лунный месяц, сутки) привело к появлению трёх основных календарей: лунных, лунно-солнечных и солнечных.

В Древней Руси использовался солнечный юлианский календарь (данные о применении лунного или лунно-солнечного календаря у славян неопределенны). До крещения Руси календарь, вероятно, был сезонным. Полный период смены сезонов (т.е. год) назывался «лето». Из источников XVI-XVII века известно, что зимой считался период с 25 января до 25 марта, весной – с 25 марта до 24 июня, летом с 24 июня до 24 сентября, осенью – с 24 сентября до 25 января. Не исключено, что эти данные о распределении сезонов по месяцам можно распространить и на древнерусский календарь. В месяцесловах ряда древнерусских рукописей (в том числе Остромирова евангелия) указаны древнеславянские названия месяцев: просинец (январь), сечен (февраль), сухий (март), березозол (апрель), травен (май), изок или кузнечик (июнь), червен, или серпен (июль), зарев (август), рюин (от слав. рюить, «реветь» - сентябрь), листопад (октябрь), груден (от слав. груда «мёрзлая колея» - ноябрь), студен (декабрь).