Журнал Родноверие, выпуск 18, 2023 г.

Краткий обзор всего, что содержит в себе выпуск:

Самобытность и личность
В современном быстроменяющемся мире для национальной самоидентификации личности в России необходимо возрождение духовной культуры народа (народ – историческая общность людей). Именно культурная идентичность лежит в основе государств и наций. В рамках государства мы народ с общим прошлым и единой исторической судьбой, но страна у нас многонациональная и мы, славяне, не должны терять своей идентичности, мы не должны становиться серой массой, не помнящей родства и не знающей своих истоков

Исторические данные о создании Русского государства
Что означает 1160-летие нашего Отечества? Наше прошлое, наше культурное наследие нередко считают чем-то второстепенным, скучными археологическими черепками. В действительности, история иногда подспудно движет и укрепляет народ. Пусть, бывает, неосознанно мы — наследники великих традиций; генетически носим в себе влияние веками сложившегося национального характера.

Металлургия Древней Руси (опыт реконструкции)
Статья представляет собой практическое руководство по нахождению, сбору и приготовлению материалов для получения сыродутного железа. Своими исследованиями и опытом реконструкции это процесса делится кузнец Сбыслав.

Мифология металлов. Древние горняки, металлурги и кузнецы
В древности люди считали, что металлы — это творение и дар неба. Такие воззрения сложились потому, что ещё до того, как люди научились добывать и обрабатывать железную руду, находящуюся под землёй, они сумели научиться обрабатывать метеоритное железо. А оно падало именно с неба, что и было отмечено древним человеком. Метеоритное железо — это сплав железа и никеля. Автор, опираясь на фактический материал раскрывает отношение древних людей к металлам и их роль на становление нашей цивилизации.

История имён, отчеств и фамилий в восточнославянской традиции (продолжение)
Некогда на Руси говорилось: «По одежке встречают, по уму провожают». Но встречали не только по одежке, по именованию тоже: по нему легко было определить положение человека в обществе. Множество чудесных превращений пережили русские антропонимы за последнее тысячелетие: сменялись имена, появлялись и исчезали прозвища, оформились отчества, сложилась самая большая часть современных именований — фамилии.

«На честную требу, на Божью…»
В статье речь идёт о традициях наших Предков, связанных с обрядовым хлебом. Затрагивается вопрос: для чего мы обносим им коло, какие процессы происходят в момент контакта с ним. Исследуются запреты и рекомендации, связанные с выпеканием хлеба.

Ложное христианство и Древняя Русь
Рассматривая развитие древнерусского государства в IX–X веках в свете процесса христианизации, можно выделить три важных аспекта: централизованное (государственное) управление, торговля и религия. Эти три, казалось бы, контрастирующие друг с другом аспекта, на самом деле взаимосвязаны с точки зрения общества того времени. Есть все основания предполагать, что исповедание Русью христианства в тот период было ложным, если так можно выразиться. Два хорошо осведомлённых автора того времени дают подтверждения этому.

Язычество – антипод христианства
Классическое язычество много веков назад заявило о себе в художественном и интеллектуальном плане. Множество известных имён. Перед их трудами меркнут все другие труды, которые предшествовали им или следовали за ними. Хотите думать, чувствовать и говорить красиво? Учитесь думать, чувствовать и говорить, как они. Стоит только предупредить вас, что эти люди не были христианами. Но разве это что-то меняет в их шедеврах и в их благородных поступках? Они прекрасны и велики, и они - язычники.

Мех как элемент русской традиционной свадебной обрядности
Мех является значимым элементом многих обрядовых действий в традиционной русской культуре. Данная статья призвана показать роль меха в русской свадебной обрядности. Автор приводит примеры, связанные с использованием шкур животных на свадьбе, анализирует свадебные песни и обряды.

Всё и всяк вернётся
В глубокой древности любые украшения на теле человека — от татуировок у южных народов до орнаментальных вышивок на ткани у северных — выполняли функции магических оберегов от злых духов. Сюда же следует отнести всю древнюю «бижутерию»: подвески, браслеты, фибулы, кольца, серьги, перстни, ожерелья и т. д. Эстетические функции этих предметов, по всей видимости, были вторичными. Вовсе не случайно среди многочисленных археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.

Древнерусское святилище у Пскова
В 1590 г. немецкий путешественник Иоганн Давид Вундерер побывал в России. Его дневниковые записи под названием «Путешествие в Московию» изданы много позже — в 1812 г. Особый интерес представляют сведения Вундерера о Пскове. Он осматривал город, и его записи, созданные под свежим впечатлением всего увиденного, вполне достоверны. Сообщение Вундерера о кумирах под Псковом позволяет реконструировать святилище, которое, возможно, почти семь веков находилось в окрестностях города. Перед нами своеобразный, во многих отношениях пока не имеющий прецедента в других городских местах Северной России (отчасти за исключением Новгорода) культурно-исторический феномен. Проделанный поиск открывает, думается, новые возможности в изучении культовых сооружений, связанных со славянорусским язычеством.

Сведения о язычестве балтийских народов в восточнославянской рукописной традиции
Средневековые восточнославянские письменные источники содержат весьма ограниченную информацию о дохристианской религии балтийских народов. Вместе с тем содержащиеся в этих источниках данные более подробны и конкретны, чем сведения о древнейшей религии самих восточных славян. Все эти тексты давно привлекли к себе внимание исследователей.

О древнейших русах и их земле
Как известно, Русью, или Русской землей, называлась первоначально сравнительно небольшая область Поднепровья, лежащая в полосе лесостепи. Древнейшая Русь являлась, по-видимому, политическим образованием, одним из восточнославянских «княжений». Затем она послужила основным компонентом Киевского государства и в его рамках в течение некоторого времени занимала особое место. В дальнейшем, в XI–XIII вв., область древнейшей Русской земли сохраняла это имя лишь по традиции, бывшей, однако, весьма прочной и свидетельствующей о том, что в своё время Русская земля была понятием устойчивым и общеупотребительным.

Писатели-фантасты в гостиной журнала Родноверие
За нашим круглым столом собрались фантасты: Марго Генер, Дмитрий Гаврилов (Иггельд), Максим Макаренков, Юрий Молчан, Владимир Перемолотов. Все они сторонники основателя жанра славянского фэнтези Юрия Александровича Никитина, участники книжных серий издательства «Вече» — «Трое из Леса возвращаются» и/или «Княжий пир продолжается». Об их творчестве и о много другом пойдёт речь в нашей беседе.

Ярила Вешний
Обширная исследовательская работа волхва Велеслава. Приходящийся примерно на конец апреля весенний праздник, известный не только славянам, но и другим индоевропейским народам, имеет дохристианские корни и в той или иной мере отражает исконные верования наших предков.

Обрядовые принадлежности северорусской знахарки
Народная медицина — это совокупность представлений, знаний и практик, связанных с профилактикой здоровья и лечением. Здоровье, по народным верованиям, отражало гармоничную связь с мирозданием, болезнь сигнализировала об её нарушении.
У русских народная медицина не сформировалась в самостоятельную отрасль знаний и профессию: она пронизывает все стороны культурно-бытовой и социально-обрядовой жизни как часть религиозной системы, вследствие чего практически каждая вещь несла «медицинскую» функцию.

Некоторые особенности погребального обряда в период перехода от язычества к христианству
XI–XIII вв. характеризуются большими изменениями в жизни всех восточных славян. В то время окончательно ломались родоплеменные структуры и заканчивался процесс феодализации. Одновременно шла смена язычества христианством. Вполне очевидно, что эти процессы не проходили гладко и синхронно на всех территориях. Борьба старого и нового была длительной. Пережитки языческих представлений уживались с новыми, христианскими и сохранялись долгое время. Было бы неправомерно считать, что с принятием в Киеве христианства в 988 г. изменились сразу идеологические представления в пределах всей древней Руси. Есть основание предполагать, что даже крещение в городских центрах северных областей происходило в начале XI в., так, например, крещение в Смоленске, видимо, имело место в 1013 г. Христианизация сельского населения отдельных районов, отдалённых от городов, ещё более затянулась.
Определённую роль в решении вопросов, связанных с идеологией сельского населения XI–XIII вв., могут играть материалы раскопок сельских курганных могильников. Конечно, курганные погребения не дают полного представления о языческой религии. Но на примере курганных древностей чётко прослеживается культ мёртвых, включавший элементы культов предков, природных сил и других явлений. Устройство самого кургана (домика мёртвых), помещение туда вместе с умершими различных предметов, проведение тризн — всё это имеет глубокие корни в языческой первобытности и свидетельствует об устойчивости традиции.

Погребальная древнерусская одежда и некоторые вопросы её типологии
Погребальный инвентарь в значительной своей части представляет собой совокупность деталей одежды, головного убора, обуви и различных украшений, которые являются остатками от древнего костюма. Костюм — это целый ансамбль, рассказывающий как об этнической, так и о социальной принадлежности конкретного археологического комплекса. В научной литературе обращается особое внимание на разнообразие погребального инвентаря X–XIII вв. и подчеркивается зависимость полноты их состава от степени сохранности в земле; этнической принадлежности (что проявляется в локальных вариантах погребальных комплексов); от датировки и мировоззрения, а также от социальной принадлежности в смысле принадлежности их деревне, городу или привилегированному классу. Значительно меньше обращается внимания на зависимость погребального инвентаря от возраста погребённого, но как раз это обстоятельство имеет особое значение для решения вопроса о типологии костюма. Необходимо рассмотреть особенности погребальной одежды и её отличие от одежды, носимой при жизни. Такая постановка вопроса не нова, тем не менее необходимо вновь обратиться к ней.

Поминки
В статье рассматриваются индивидуальные поминальные дни, связанные с проводами покойника, с точки зрения народной («языческой») традиции. Сразу отметим, что представления о душе менялись у древних славян вместе с изменением религиозных представлений.
У древних славян существовали два основных представления о загробной жизни: мёртвые «живут» в своих могилах, как в домах, или тело остаётся на земле, а душа «отправляется» в мир иной. Для благополучного перемещения души умершего человека на «тот свет» важны ритуальные действия живых: соблюдение правил погребения и совершение последующих ритуалов.

Возобновление магической силы у русских ритуальных специалистов
Магическая сила колдуна не раз становилась предметом исследования в науке. Вместе с тем до сих пор в русской этнологии не существует определения магической силы, способов её существования и возобновления.
Магическая сила, полученная от природы, имеет вечный характер, а колдун выступает как его носитель на протяжении собственной жизни. Магическая сила должна остаться на Земле. Передачу магической силы старым колдуном неофиту можно рассматривать как её возобновление в новом носителе. Как известно, человек получает магическую силу по наследству или в результате прохождения обряда посвящения. Обычно после посвящения колдун получал помощников. По северорусским представлениям, у слабого колдуна было по два-три помощника, а у сильного колдуна — множество.