Волшебные кольца России

Волшебные кольца РоссииВ сказках всех народов мира кольца наделяются волшебными свойствами. Этот символ вечного движения по кругу, собирающий силу человека и напитывающий «образ» кольца. Люди в древности пользовались ими в самых разных ситуациях, да и виды колец были многообразны. Например, височные кольца – металлические украшения различной формы, вплетавшиеся в женские причёски. Появившись в бронзовом веке, они были широко распространены у славян в средние века. По форме колец можно было определить принадлежность к роду-племени, их носили бережно и передавали из поколения в поколение (об этом свидетельствуют следы ремонта на многих височных кольцах). Ременные пряжки у Городецких племен также свидетельствуют о принадлежности носителя к определенной культуре. В славянской Традиции пояс, имеющий образ круга, кольца, символизировал путь-дорогу, способствовал благополучию и удаче.

О значении, которое придавалось поясу, говорят нам меткие народные выражения: "распоясаться" означает утратить приличие поведения (появившийся в обществе без пояса мужчина считался лишенным чести); выражение "препоясывать чресла" постепенно стало образным выражением, означающим готовность к службе, деятельности и бдительности. С IX по XIV века у варягов и германцев получать кольца имели право только воины. Ядро клана (имеющее право на родовую землю) составляли те, кто в средневековых судебниках назывался bauggilldsmenn – люди, получающие (или платящие) кольца (золота) (закон Гулатинга-58). В некоторых германских племенах князей называли «одаривающими кольцами», т. е. собирающими дружину. Такие кольца (наряду с нашивками на одежде, вымпелах, щитах и пр.) означали принадлежность к клану. С ликвидацией феодальных отрядов в России в XIV-XVII веках наблюдается резкое увеличение количества колец со знаками различия слуг. Такая же историческая параллель прослеживается в нашей стране в X-XVI веках, когда население стало массово носить языческие обереги в качестве протеста против распространения христианства на Руси. Кольца «со значением» использовались и в быту. В «Поучениях Валькирии» (по Платову) рассказывается о группах рун, их применении и местах начертания. Руны делятся на следующие группы: целебные, от дурных снов, для победы в распре, от бед из-за любви, от ведьм в пути, от вражды с родней, для пития пива, «скамья веселья» и др.

Данная работа посвящена расшифровке сюжетов на перстнях-печатках. Автор опирается в первую очередь на виденные им находки в Орловской области. Также он привлекает скандинавский материал, в котором сохранилось больше сведений о древних обычаях и знаках, т. к. христианство в этой стране было принято добровольно и «бороться» с язычеством не пришлось. Да и нахождение повсеместно на Руси перстней со скандинавскими мотивами говорит о том, что для расшифровки и рассмотрения параллелей использовалась в первую очередь именно их культура.
Названия перстней придуманы автором.

Корабль-птица с крыльями–весламиИзображение птицы или летающего корабля – наиболее часто встречающийся сюжет в Орловской области. Рассмотрим варианты «летающего корабля».
«Корабль-птица с крыльями–веслами» (1). Перстень изготовлен с полосатым парусом на спине и мордой дракона на носу (драккар), с хвостом, подобным рулю (сохе) того времени, с двумя ногами. Резчик явно подчеркивал, что это одновременно и птица, и корабль.

«Драккар с полосатым парусом, рулем и двумя летящими чайками под ним» (2)«Драккар с полосатым парусом, рулем и двумя летящими чайками под ним» (2). Сюжет является символом «ухода на небо» знатного воина, провожаемого с почестями (сожжение в боевой ладье). По ходу движения драккара видна маленькая земля или радуга. Этот знак можно было бы рассматривать как остров Буян, или Вальгалла. Но правильным вариантом мне видится здесь радуга, которая во многих ранних культурах рассматривается как символ дороги в мир иной, в мир Богов. Потертость данных колец говорит о том, что носили их изображением «от себя». Владелец перстня показывал всем, что он принял свой путь воина до конца. Это как скальп у индейца, оселок-коса на голове кочевника-казака, как серьга у него в ухе (или татуировка при посвящении в мужчины в более ранние времена). Все говорит о том, что мужчина выбрал свой путь и племя-род. Вернемся к перстню. Руна R – «повозка, путь, радуга, колесо судьбы» – заменена здесь рисованным символом в конце пути. Это дорога из капель воды в небе. По ней могут пройти лишь отрешившиеся от земных благ бестелесные существа. Она соединяет бессознательную силу земли со светом неба. Вода – символ земли, а в ней присутствует свет неба. Если бы здесь стояла одна руна R, это означало бы «путь», равновесие между небом и землей, «коромысло». Но в данном случае символ радуги нарисован после сюжета, олицетворяющего славный уход воина в мир иной. Нужна лишь вера в свое предназначение, свой путь, и тогда прозрачная опора из капель воды будет тебе дорогой.

Популярный девиз, написанный рунами на перстнях викингов, гласил: «Делай что хочешь – и будь, что будет!» (японское Бусидо: Делай что должен – и будь, что будет!). Почему этот девиз не был написан рунами, а изображен сложным рисунком – это отдельный вопрос. Но о широкой популярности данного сюжета на печатках Руси говорит и то, что такие перстни (один к одному) встречались не только на Орловщине и на приводимом нами местном варианте такого перстня (3), выполненного грубыми штампами.

(3) Сюжет «Птица». В самом распространенном его варианте – орловские (4)
Сюжет «Птица». В самом распространенном его варианте – орловские (5) «Трехлапый птиц» (6)

Сюжет «Птица». В самом распространенном его варианте – орловские (4, 5), «Трехлапый птиц» (6) – бросается в глаза одна «ненужная» деталь рисунка. Чаще всего – перед грудью птицы. Сами перстни изготовлены грубо. Резьба выполнена, скорее всего, учеником кузнеца по образцу (сходному и в других областях России). А вот «третья нога» (как ее называют иногда коллекционеры перстней) только в одном из трех образцов выполнена тем же инструментом. На образце 4 она наносилась ударом туповатого предмета; на 5 – грубым резцом. Выходит, что эта деталь появилась уже после изготовления перстня мастером. На что она похожа? На ногу, перо или сильно вытянутый овал.

«Вещая птица Гамаюн» (8)А теперь посмотрим на орловскую печатку «Утка» (7): изображение выполнено хорошими штампами, мастер поместил на щиток две лапки, хвост, два крыла за спиной. Но в таком случае, зачем нужно третье крыло (перед грудью)? А на перстне «Вещая птица Гамаюн» (8) тоже присутствует специально прочеканенная «ненужная» деталь. Но она здесь острая, как перья Гамаюна. Разгадка была найдена при ознакомлении с особенностями сюжета орловского списа (стиля местной вышивки) и его специалистом – Воропаевой Зинаидой. Изображения птицы счастья (Павы, Жар-птицы) здесь часто сопровождаются деталью «облачко» («рога»), а иной раз спереди и сзади Павы вышивается круг, спираль, роза ветров. Как тут не вспомнить, что пожелания Жар-птицы в сказках выполнялось с помощью пера. А если заменить в другой, интерпретированной, сказке лепесток на перо, получается: «Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвратись скорее в круг…». Сказка-то, оказывается, с «Жар-птицы» переделана. А лепесток-перо, пройдя по кругу и собрав силу с «четырех ветров» (роза ветров – крест в кругу), возвращается к владельцу и – «…быть по-моему вели» – выполняет желание. Перед нами не просто перстни с птицами. Образ птицы-«исполнительницы счастья» мало изготовить в металле, последний «штрих» наносили не кузнецы, а люди, дарившие перстень. При этом и создавалось пожелание конкретному человеку, наполняя образ силой. Это как «окрашивание» Рун кровью – для придания им жизненной силы. Можно вспомнить, что птицы в некоторых случаях считались у славян душами предков… А вот подобный образ на перстне «Пава» (9). Или «Лебедь» (10): узор нанесен хорошо просматриваемыми штампами, набор которых у мастера был большой (судя по разным штампам крыльев). Кстати, верхнее крыло больше нижнего по размеру. Очевидно, здесь сказывается соблюдение правила: на магическом поле не должно оставаться пустого места. Это кольцо, в отличие от «Гамаюна», создавал человек, хорошо знающий принципы магии и сам являющийся ювелиром. Здесь нет лишней детали – пера. Да оно здесь и ни к чему: богиня любви Лада (Леля и др.) не нуждается в мелких исполнителях. Кольцо «Лебедь» – древнее пожелание присутствия Лады рядом с человеком. Согласно закону подобия магии: изображая часть (или символ, или «ипостась») образа, мы притягиваем его.

«Пава» (9) «Лебедь» (10) «Воин с зерцалом на груди» (11 а)

Следующие по частоте распространенности на Орловщине печатки – с изображением воина. Находки в разных местах Орловской области совершенно одинаковых перстней – «Воин с зерцалом на груди» (11 а) – говорят в пользу того, что подобные кольца носили воины одного ранга. Воин изображен в левосторонней стойке с небольшим приседом на заднюю ногу (широко используемая в средневековой Европе стойка). В левой руке он держит короткое копье – сулицу. А вот что находится в правой руке – неясно. Можем сделать предположение. Для этого вспомним Александра Невского – обоюдорукого воина. Держа в одной руке копье, а в другой меч, он умудрился (несмотря на разницу в длине оружия) «боковым заходом чиркнуть по лбу закованного в латы магистра» Шведского ордена, что и решило исход поединка. Рисунок на перстне проясняет этот момент боя – в руке было именно короткое, метательное копье. Тогда наш воин в правой, поднятой, руке держит меч. Но это лишь догадки, говорящие о популярности такой техники боя на Руси. Вот перстни на эту тему: «Воин с копьем (тоже в левой) и саблей» (11 б), «Воин, держащий в правой руке саблю, а в левой змею» (11 в), «Воин с саблями» (11 д), «Обоюдорукий воин. Орловский» (11 ж).

«Воин, держащий в правой руке саблю, а в левой змею» (11 в) «Обоюдорукий воин. Орловский» (11 ж) «Воин в доспехе, держащий одну из трех выползающих змей» (11 г)

Еще один вид кольца с воином – «Воин в доспехе, держащий одну из трех выползающих змей» (11 г). Форма предмета, из-под которого они выползают, сильно напоминает надгробия средневековий: вертикально врытая плита с закругленными краями и положенная горизонтально вторая плита – стул. Тул (или тула) – особая форма предмета, предназначенного для сидения короля и его придворного предсказателя. Король, как «помазанник» Богов, считался также способным к предсказаниям, как и Тул (по скандинавской мифологии). Оба частенько принародно «советовались» с предками, сидя на надгробиях с тем же названием – тул. Испокон веков, от Европы до Сибири, камнями вымащивали маленькую площадку над могилой колдуна. Что означает данный сюжет перстня – сказать сложно, но о его большой значимости для владельца говорит материал кольца – серебро.

«Воин с рунами Тейваз (стрела)» (12а) 

«Воин с рунами Тейваз (стрела)» (12а), Орловская обл. Не задумывайтесь над такой странной головой – она вполне соответствует рыцарскому шлему с поднятым забралом («личиной»). А вот точно такой сюжет перстня, но «резанного», – из Калужской обл., (12 б) – исключает мысль о том, что руки не приделали воину по лености. Руны здесь означают не просто уравновешенность. Стрелка вверх – Тейваз или Треба – осознание необходимости пожертвовать собой ради исполнения «предначертанного». Это полная, самоотверженная готовность пройти через жизненные уроки. «Перевернутая» руна далеко не всегда означает что-то плохое. Об этом говорит в первую очередь то, что не все руны имеют «перевернутое» значение. В данном случае она гласит: «Достичь движения вперед ты, воин, сможешь, если сбросишь сзади груз старых представлений о том, что когда-то имело для тебя значение». Очисти сознание от прошлого, сосредоточься на сегодняшнем реальном кармическом уроке, и ты обретешь свой путь, тебе откроются все дороги. Одна ведунья сказала про этот перстень: «Воин – отражающий стрелы». Это не точно: ему не нужны руки, он поднял забрало, он знает Путь и никакие силы-стрелы его не найдут.

Перстень из Калужской обл., (12 б)

«Воин, держащий поверженного зверя» (13). Печные изразцы 15-17 веков иногда дают хорошие подсказки для расшифровки перстей: сюжеты там часто сходны, и, что важно, иногда подписаны. В средневековье на Руси ходил книжный «бестселлер» – «Похождения Бовы-королевича». Беру на себя смелость утверждать, что сюжет данного перстня должен называться «Бова-королевич повергает…» – таков был сюжет одного из московских изразцов 16 века, известных мне по описанию.

(14) «Лев с молотами»Немного о звериных сюжетах. Британские ученые Х. С. Лондон, Т. Вудвок, М. Робинсон в своих работах пишут, что для самоидентификации владельца и сообщества подчиненных девизы, гербы часто изображались простыми предметами или «бестиями». Набор предметов на вымпеле рыцаря они так и называли – предметный девиз. «Бестиарии» (греч. - «физиологии»), являются сборниками басен о животных и каменьях с символическим толкованием их свойств. (14) «Лев с молотами» часто встречается на печатках. Бестиарии наделяли его качествами храбрости, благородства, непобедимости. Крылатый лев – философский огонь, солнечный свет. В геральдике Западной Европы это самый популярный образ рыцаря. Часто выступает в качестве солярного знака в астрологии. При использовании зверей для обозначения сторон света ему достается Восток. volshebnye koltsa rossii 14аОн неусыпный страж – басни бестиариев приписывают ему способность видеть с закрытыми глазами. То, что льва изображали на перстнях в деталях не совсем соответственно, легко объяснимо: мастера никогда не видели его воочию (параллелей таких сколько угодно). Басни приписывают ему способность к покаянию после совершения ратных дел. Однако на шинке-ободе кольца (14а) мы видим руны – два «Молота Тора» (оружие бога воинов Тора-Перуна). Рассказ о перстнях со зверями можно было бы продолжать долго («инорог» – единорог, «грива» – грифон и др.) Вообще, неблагодарное это занятие – пытаться дать имена бестиям с перстней (уж больно представление о них было различно и зависело от личных знаний).

Еще одну группу представляют перстни с языческими знаками. Чтобы ориентироваться, в какую сторону должна вращаться свастика, считавшаяся знаком солнца этого мира, а не загробного, рассмотрим миф. По представлениям славян, днем бог солнца катится по небу в белой колеснице на белых конях. Добравшись до горизонта, ночью он плывет по «небу мертвых» в ладье, запряженной уточками. Мы с вами живем в северной широте. Как двигается для нас, живых, солнце? Слева направо, посолонь[1] . «Свастика-посолонь» (18а) – образ солнца живых. Если ножки свастики располагаются с другой стороны – это «Свастика-противосолонь», образ солнца мира мертвых (Печатка (18)). Украшений с такой свастикой у славян не меньше, чем со свастикой посолонь.

«Свастика-посолонь» (18а) «Свастика-противосолонь», образ солнца мира мертвых (18) «Свастика-противосолонь», образ солнца мира мертвых (18)

Возникает вопрос: зачем люди носили такое? Черная магия? А кто сказал, что духов-чуров «подогревали», обращаясь к ним лишь по злым делам? Да и что это за предки такие, если считать, что они все «черные»? В те далекие времена не было разделения на белую и черную магию. Скандинавские легенды говорят, что общественно полезными считались «ведуны от рождения», «святые», «юродивые» (у которых действия были спонтанными). Их звали по праздникам, для совета или по каким-то исключительным случаям. Если же ведун постоянно практиковал, духи порабощали его и требовали совершения новых действий. И еще неизвестно, что возьмут они в качестве платы (большинство таких одержимых становилось «приятными для зловредных баб»): совершая что-нибудь хорошее, они должны были для «равновесия» хотя бы что-нибудь сломать (доску в своем заборе, уронить ворота на своем дворе).

«Снежинка» (19) «Шлем ужаса» (19а) (Агисхьяльм)

С моей точки зрения, свастики – это не знак солнца, а знак силы, рождающейся от семени – силы солнца (в центре) и силы четырех ветров земли, наматывающейся на центр. Это так называемое «коло» – столб от неба до земли, сила, пронизывающая все живое (Древо Жизни). Направление же вращения задает солнце. Хорошей иллюстрацией такого перстня является образец «Снежинка» (19). Здесь присутствует общепризнанный (даже в современной астрономии) солярный знак – круг с точкой в середине и четыре стрелки силы, направленные к кругу. У варягов подобный знак составлялся из рун Альгиз. «Шлемы ужаса» (19а) (Агисхьяльмы) – так обобщенно называли подобные кресты германские племена. Это один из видов гальдрастафов, магических руноподобных знаков.

«Триада» (20) Только у славян он выполнялся (по моему мнению) в виде «елки», хотя и не всегда (21а.)

«Триада» (20): небо, земля и Коло. Два помощника вокруг Коло означают духов. В орловском списе «дорожка» из таких «елочек» объясняется вышивальщицами как существование одновременно трех времен: настоящего, прошедшего, будущего. Но, сопоставляя множество подобных изображений, автор пришел к выводу, что это – изображение духов-Предков, оберегающих путь вышитого образа («скатертью дорожка»). Для каждого такого духа-елочки сразу существует три времени. Альгиз в Скандинавии тоже имел охранное действие. Только у славян он выполнялся (по моему мнению) в виде «елки», хотя и не всегда (21а.б).

«Кольцо на продолжение Рода» (22) «Кольцо на продолжение Рода» (22) 
Перстень «Макошь» (24) Решетчатый перстень вятичей IX-XII веков (25)

«Кольцо на продолжение Рода» (22). Ромб – знак Бога Рода, по бокам поддерживается (на шинке) двумя треугольниками – рожаницами. То, что это женские знаки, говорят мелкие насечки в верхней части треугольников, изображающие волосы на женском интимном месте. Аналогия из народных вышивок: сюжет «Макошь с помощниками» (23), образец из кн. Рыбакова «Язычество древних славян». Рядом с Макошью или Древом чаще всего изображаются два помощника: олени, всадники, лошади, Павы. На перстнях «елочки», завитки – волны. Автор считает, что это изображение взаимозаменяемых божеств: славянские рожаницы и скандинавские норны[2]. Посмотрите на перстень «Макошь» (24). Если в центре – Макошь, превратившаяся в Древо с цветком на голове, завитки по бокам – это норны. Птица счастья на вышивках автоматически получается тоже ипостасью рожаниц-норн (24а). Решетчатый перстень вятичей IX-XII веков (25). По мифам Скандинавии богини судьбы из нитей Живы когтями сплетали из узелков череду событий человеческой жизни. Узелок означает «пусть все случится», Жива будет притянута и не развяжется, давая силу образу-событию. Потому-то подобные сюжеты в списе чаще называют «Древом».

«Перуница» (27а) «Перуница» (27б)

«Ладонь повитухи» (26). В «Поучениях Валькирии» имеется прямое указание на группу рун с таким общим названием. Для облегчения родов они наносились повитухе на ладонь и ноготь большого пальца (руны Ansuz/Dera/Mannaiz). Считалось, что рожаница открыта для других миров. К новорожденному должен появиться дис-дух родича (женского пола) и объявить ему его судьбу. Она же будет и покровителем его по жизни. «Перуница» (27а, б): 6-8 остролепестковый весенний цветок – символ Перуна (наряду с «молотом Тора»), борец с «нечистью», благодаря ему после Зимы приходит Весна. Цветок остро-лепестковый. Молнии Перуна убивают только нечисть, а для Земли они – носитель огненного семени. Поэтому на некоторых перстнях с перуницей точки-знаки семени помещены между лепестками. На вышивках такие точки располагаются между зигзагами молнии, бьющей в землю.

29а «Sоvilo» (28) – перстень с одноименной руной (по Скандинавской интерпретации)

 volshebnye koltsa rossii 29

 «Sоvilo» (28) – перстень с одноименной руной (по Скандинавской интерпретации) – один из знаков солнца, мужского начала, силы, золота, власти, мысли. Подобное кольцо можно было бы подарить по многим поводам, но боевые шипы на данном орловском образце говорят о более узком применении и о, скорее всего, более северном происхождении перстня (Новгород-Псков). А вот 29-й образец без шипов… Знак состоит из двух сил – потоков, имеющих единый центр. Наложение двух знаков дает «свастику». Перстень союза Домов (30). В углах – две руны: дом, Род. В середине кольца они соединены узлом.

Перстень союза Домов (30) Перстень союза Домов (30)

В XIX веке мода на печатки со «смыслом» изживается. Сказалась-таки борьба с язычеством (до XVIII века в городах сохранялись капища) и старообрядцами (в Орловской области добили в середине XIX века). Сейчас кольцо или перстень с надписью становятся скорее исключением, нежели правилом. Лишь иногда мелькнет на ободке колечка сентиментальная надпись «люби меня, как я тебя», или более банальная гравировка на память о дне свадьбы. Люди перестали мыслить образно – пришел рационализм. И трудно сказать, что изменилось раньше – жизнь людей или их способ мыслить? Но идет и процесс поиска «своих корней». И это правильно: нас объединяет не только территория и общие интересы в жизни.

Сахаров Михаил Вячеславович,
Труфанова Екатерина Юрьевна

  1. Посолонь, старинное обозначение направления от востока к западу (по движению солнца).
  2. Но́рны — в германо-скандинавской мифологии три женщины, волшебницы, наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов. Имена норн: Урд — что значит прошлое или судьба, Верд — что значит настоящее или становление, Скульд — что значит будущее или долг.