Использовались как сигнальные в быту, на поле брани, в праздничных церемониях, на княжеских пирах. В православном христианском богослужении применялись лишь сигнальные била, колокола и им подобные. В древнерусских текстах игра на музыкальных инструментах именовалась гудьбой; музыкант – гудцом.
Сохранились изображения музыкальных инструментов: скульптурные, на предметах прикладного искусства, в книжных миниатюрах, храмовых росписях. Важнейшим источником служат находки деталей музыкальных инструментов, изготовлявшихся в X-XV веке из кости, глины, металла, дерева в древнерусских городах, в первую очередь в Новгороде.
На новгородском материале оказалось возможным реконструировать ряд музыкальных инструментов. Они образовали 4 группы: самозвучащие (металлические шумящие привески-амулеты, бубенчик, звонец, било, колокоол, погремушки, деревянные колотушки, трещотки, щелкотухи), мембранные (бубен), духовые (брунчалка, пипела, свирель, труба, козица), струнные (однострунный смычковый инструмент – смык, трёхструнный смычковый – гудок, многострунный щипковый – гусли).
Музыканты, фреска (прорись), Софийский собор в Киеве, музыкальные инструменты:
а – варган, б – бубен, в – свирель, г – смык, д – гусли крыловидные, е – бубенчик, ж – пляска с бубенчиком
Подготовлено редакцией печатного
издания журнала Родноверие
Литература:
Поветкин В.И. Новгородские гусли и гудки // Новгородский сборник.