Солярный заяц в славянских языческих представлениях

Солярный заяц в славянских языческих представленияхВ статье исследуется такой аспект славянской языческой мифологии как солярная природа зайца. Проанализированы мифологические представления славян-язычников о солярной природе зайца и его связи с миром мертвых, рассмотрена роль зайца-Солнца в свадебной славянской обрядности. Для более полного представления о славянских мифологических автором применен метод аналогии, при котором информация о славянском язычестве сопоставляется с архаическими мифологическими представлениями Древнего Египта, известными по многочисленным письменным источникам. Установлено, что заяц в славянской мифологии олицетворял Солнце в тот сезонный период, когда оно только начинает набирать силу, или в утренние часы, т.е. когда оно более всего связано с подземным миром мертвых и с душами усопших предков. Многочисленные славянские поверья, приметы, ритуальные действия и песни, элементы изобразительного искусства подтверждают аналогичность славянских и древнеегипетских космогонических представлений. Так как в архаических представлениях Солнце и огонь имеют родственную природу и связаны друг с другом, то заяц также являлся олицетворением огненной стихии. При этом в свадебных обрядах славянских народов заяц являлся метаморфическим изображением жениха, что тоже характерно для солярного символа.

Сегодня сохранилась не так много вполне достоверных сведений о славянском язычестве. Многие мифологические представления дохристианского периода восстанавливаются по обрывочным данным более поздних летописей, сохранившимся языческим обрядам, фольклору, песням и т.д. Но, при сопоставлении менее изученных, из-за скудости сохранившихся сведений, мифологических представлений с мифологией народов, информация о которой достаточно полно представлена (например, мифология Древнего Египта), по методу аналогии можно восстановить имеющиеся «пробелы» в знаниях об этих древних мировоззрениях. При написании данной статьи нами была проанализирована литература, содержащая информацию о славянских языческих традициях и обрядах, в результате чего предложены некоторые выводы о солярной природе зайца в языческих представлениях славянских народов. Цель написания статьи: анализ информации о солнечной природе зайца в славянской языческой традиции и структурирование его мифологического образа в контексте мифологии древних славян.

Рассматривая свойства зайца, позволяющие рассматривать его как солярный символ, следует прежде всего учитывать, что одним из ведущих культов у славян-язычников был солярный культ, в котором Солнце олицетворяли как некоторые неодушевленные предметы (например, колесо), так и определенные зооморфные символы. Одним из них, безусловно, можно с полным основанием считать зайца, так как этот зверь обладает многими качествами, роднившими его в языческом сознании с дневным светилом. В частности, отличительным качеством зайца является быстрый бег и манера бегать кругами. То есть, по существу, в контексте мифологических представлений, здесь очевидно сходство с совершением магических действий, посвященных богу Солнца. Поскольку круг считался солярным символом, движение по кругу нередко носило культовый характер, в частности, должно было содействовать повышению солнечной активности. Одним из таких сакральных действий, к примеру, издревле являлось вождение хоровода.

С другой стороны, одним из магических действий, призванных способствовать повышению плодородия земли, у славянских народов было ритуальное подпрыгивание в высоту. Между тем, как известно, заяц передвигается скачками, причем способен к весьма высоким прыжкам. Также, как известно, с изменением солнечной активности заяц меняет цвет шерсти. Зимой он становился белым, то есть с уходом теплых дней приобретает цвет неактивного восходящего Солнца, к которому устремляются души умерших, что в языческих верованиях также делало его проводником между миром живых и мертвых.

Связь зайца с Солнцем и огнем, в принципе, можно считать очевидной и при обращении к массе других историко-культурологических феноменов и лингвистических форм. К примеру, свет солнечного луча традиционно называется солнечным зайчиком, что также свидетельствует о сакральной связи Солнца и зайца. Также издревле заяц олицетворял собой огненную стихию, которая, по представлениям древних славян, была родственна по своей природе Солнцу и имела с ним прямую связь. Так, словами «заенька», «зай», «зайко» русские называли огонь в разговоре с детьми [7, с. 175].
По примете некоторых славянских народов, если заяц забежал в деревню, значит быть пожару. Известна русская колядка:

«Овсень! Уж ты заюшка!
Овсень! Уж ты серенький!
Овсень! По пожарищу скакал!
Овсень! Рожки-ножки припалил!» [3, с. 18].

Обратим внимание на то, что в этой колядке прослеживается не только связь зайца с огнем и возрождающимся Солнцем, но и упоминаются также некие «рожки», которых, как известно, у этого зверя в природе нет. Однако исследователям известен целый ряд изображений рогатого зайца, что сближает его с другими солярными животными – оленем, козой, быком, бараном. Также в подобных колядках традиционно упоминается «серенький» заяц, а не «беленький», что указывает на то, что летний заяц ассоциировался с Солнцем в зените, в момент его наибольшей активности, так как белый цвет был цветом солнца, теряющего силу.

Известно и то, что у славян были широко распространены хороводы (ритуальное движение по кругу, способствующее активизации солнца) – «Заиньки», которые сопровождались пением песен про зайца. Такие хороводные и игровые песни встречаются на Севере, на Урале, в западной России, у русских Латгалии, в центральной и южной России, на Украине, в Белоруссии и т.д. Хороводы, связанные с образом зайца, встречаются и у других славян [4, с. 159]. Для русских наиболее характерны хороводы, в которых один из участников находится в центре и изображает зайца. В Герцеговине мужчины исполняют «зечко коло» – хоровод, исполняемый мужчинами, когда они с пением движутся по кругу, в центре которого находится живой заяц, которому танцующие не дают выбежать из круга [4, с. 178].
Таким образом, хороводы с использованием зайца издревле являлись у славян сакральным магическим действием, смысл которого заключался в магическом воздействии на Солнце с целью повышения его активности.

В период зимнего солнцестояния (в Рождественские праздники), также производились магические действия, связанные с Солнцем-зайцем: в селах на границе Боснии и Кордунана в Рождество происходило ритуальное разговение зайчатиной [4, с. 184]. В Воронежской губернии считалось, что тот, кто съест кусочек заячьего мяса, станет красавцем [4, с. 180], то есть наполнится красотой и божественной солнечной энергией.

У сербов зимнее обрядовое печенье, представленное рождественским калачом, называют «зец» (заяц) и также должно было благотворно повлиять на того, кто съест его на Рождество [4, с. 185].
Постепенно эволюционируя, образ зайца прочно вошел в народные верования, в частности, стал выступать в виде оберегов. В народной русской обереговой вышивке и ткачестве широко известен мотив под названием «заюшка» – крест с загнутыми концами, выступающий в роли символа Солнца, которое защищает от злых сил и вредоносных духов [3, с. 18].
На русском Севере фигурам охлупней (коньков – верхней детали крыши) домов нередко придавали сходство с зайцем с длинными ушами, иногда – с выступами-крыльями по бокам [10, с. 18-19] (Фото 1).

Охлупень Деревня Веригино. Архангельская областьФото 1. Охлупень Деревня Веригино. Архангельская область [10, с.42].

В данном случае солнце-заяц, находясь в зените, должно было охранять дом от злых сил. Таким образом, дом здесь строился по принципу повторения структуры мироздания с символом Солнца на самом высоком месте крыши, так как дневного светила боялись враждебные людям духи и другие вредоносные сущности сакрального мира.
Также известны древнеславянские привески-обереги в виде зайца, которые были найдены в древнеславянских курганах-захоронения Ленинградской области (только там). Их носили славяне-язычники у плеча или пояса на ремешках или цепочках в качестве оберега [9, с. 91].

Рассматривая место зайца в славянских верованиях, следует особо отметить его роль в свадебном ритуале. Известно, что в фольклоре заяц выступал символом мужской плодовитости, что также роднило его с Солнцем – подателем жизни. Фигурку зайца, символизирующую жениха, на русском Севере делали к свадьбе. При этом жених всегда символизировал Солнце. Нужно также указать на то, что плодовитость зайцев сделала его в народном представлении носителем любовно-брачной мужской символики. Не случайно, как и другие солярные символы, он был очень популярен в славянских песнях, сказках и поговорках эротического содержания, а также в свадебных обрядах и песнях.

К примеру, в конце белорусской свадьбы один из участников изображал скачущего зайца, надев вывернутый кожух; на украинской – исполнялся танец «заяц»; на русской – к жениху обращались как к зайцу. В русских хороводах – заяц-жених выбирал себе невесту. У украинцев и кашубов детям говорили, что их принес заяц. На русско-белорусском пограничье существовал обряд перегораживания дороги свадебному поезду после венчания, который назывался «закидывать зайца» или «закладывать зайца». При этом участникам торжества приходилось платить выкуп, чтобы проехать: «зайца брать» и «зайца давать». Считалось, что этот обряд должен был принести молодоженам достаток в дальнейшей жизни [6, с.113, 116]. Интересно и то, что образ зайца, спешащего на свадьбу, нередко встречается в русских песнях. В игровых песнях восточных славян с символикой брака связан образа зайца, плетущего венок («заинька, свей венок») [4, с. 178]. При этом нужно учитывать, что венок также считался одним из символов Солнца и обязательным свадебным атрибутом молодоженов.

С зайцем были связаны и некоторые традиционные свадебные действия на территории Севера России, охватывающей восточную часть Новгородской области, юго-западной части Вологодской области, в также в губерниях: Смоленской, Калужской, Новосибирской, Ярославской и др. Например, обряд подношения фигурки зайчика с просьбой денег или угощения за него, когда для получения выкупа перед свадебным поездом заграждали дорогу бревном («закидывают зайца»). Венок, как символ солнца, используемой в свадебной, святочной и семицко-троицкой обрядности, упоминается в хороводных песнях про зайца. В восточном Полесье свадебная игра «заяц» исполнялась с венком из цветов на голове [4, с. 169].

Образ зайца также связан с обрядовым хлебом, особенно со свадебным караваем (символом солнца). В некоторых областях России, Белоруссии и Украины изготовление свадебного каравая ритуально сопровождается песней про зайца. В Харьковской губернии, к примеру, была записана такая песня:

«Заинька на лавочки ходя,
Серенький в печь зазирая,
Уже, уже каравай поспел,
Уже, уже яровой поспел».
В Калужской губернии во время раздачи каравая на свадьбе поют:
«Друженькя каравай кроить,
А палдружья сыр калупаить
Свашунькя маслом поливаить,
Малоденькяя маслом поливаить.
Заинькя реку бредёть,
А серенькяй глубокаю» [4, с.175].

Упоминание в этой песне заиньки, который бредет через глубокую реку, скорее всего, связано с представлением о Солнце, которое ночью проплывает по подземной реке, а утром прибывает на свадьбу, чтобы благословить новобрачных.

Мотив переправы зайца через реку в свадебных песнях существовал и в Витебской области. В северорусских игровых песнях имелся мотив реки, в которую вскочил заяц [4, с. 180]. Связь зайца с Солнцем и потусторонним миром отразилась и в песне, которая пелась в предсвадебную неделю в Архангельской области. В ней говориться о зайце, который скакнул в одну сторону и схватил золото (металл солнца), скакнул в другую – там глубокая река (путь в царство мертвых) [4, с. 161]. В Полесье печенье свадебного каравая (символа Солнца) издревле сопровождалось песнями о зайце эротического содержания. Русские в Харьковской губернии подобные песни пели после испечения свадебного каравая, а в Калужской – во время его раздачи [4, с. 185]. Свадебные песни про зайца в Архангельской области также содержали эротический мотив, часто представленной символическими образами [4, с. 161].

Более предметно рассматривая связь зайца с миром мертвых, отметим, что еще в древних языческих мифологиях (например, древнеегипетской) существовало представление о боге Солнца, который, проходя днем по небосводу, собирает души умерших и доставляет их в подземное царство мертвых. Также в сезонные периоды солнечной активизации, вместе с набирающим силу Солнцем, души возвращаются в мир живых на непродолжительное время.

По имеющимся данным, подобные мифологические представления были свойственны и славянскому язычеству. Например, заяц по славянским народным представлениям, был связан с нечистыми духами, которые могли принимать его образ или даже ездить на нем верхом [7, с. 174- 175]. На наш взгляд, здесь мы имеем дело с отголоском представлений о том, что душа предка возвращается в мир живых на Солнце. Известно, что в некоторых районах Белоруссии образ зайца существует в троицких песнях и обрядах, когда весеннее солнце переходит в летнее и поминаются усопшие предки [4, с. 166]. Образ зайца может принимать при этом душа умершего, которая на некоторое время возвращалась к живым вместе с Солнцем-зайцем. В этой связи интересно, что на Руси существовало поверье, что нельзя поминать зайца плывя по воде, так как все реки впадают в подземную реку, протекающую через мир мертвых, с которым он связан [4, с. 176].

У всех славян заяц, перебегающий дорогу, являлся признаком возможного скорого несчастья [8, с. 42]. В Болевацком уезде верили, что если дорогу беременной женщине пересекали змея (тоже житель подземного мира) или заяц, то ее ребенок должен был умереть [4, с. 176]. То есть заяц-Солнце забирал с собой его душу. В Колашине считалось плохим предзнаменованием, если дорогу перебегал заяц, который бежал под гору. Считалось, что такой случай являлся олицетворением заходящего солнца, которое уносит с собой души. Только в Померании перебегающий дорогу заяц считался хорошим признаком, а если дорогу перебегал волк, то это было к несчастью [4, с. 179]. Видимо, по языческим представлениям этого района заяц являлся символом Солнца-подателя благ, а его естественный враг – волк, связывался с хтоническим символом подземного царства. В свою очередь, белорусы Гомельской области, считали, что если заяц пробежит под окнами, то в доме будет покойник, т.е. заяц унесет чью-то душу под землю [4, с. 179-180].

Подводя итоги анализу материалов, отражающих славянскую языческую обрядность, основанную на архаических представлениях о мироустройстве, можно с уверенностью сказать, что у древних славян культ Солнца-зайца был не таким популярным как культ Солнца-коня или Солнца-сокола. Однако он являлся не менее сложным и весьма древним. Его корни уходят в первобытные религиозные представления. Об этом, на наш взгляд, свидетельствует тот факт, что еще в додинастическом Египте заяц также считался одной из форм бога Солнца Ра [1, с. 79] и также отождествлялся с подземным миром мертвых. [5, с. 108]. Но, в отличие от сокола, который в славянских представлениях являлся символом Солнца в зените, солярный заяц представлял, в значительной степени, восходящее или заходящее Солнце, поэтому он связывался как с миром живых, так и с миром мертвых.

Морозова Т.П.

Литература и источники:

  1. Бадж Э.А. У. Древний Египет: духи, идолы, боги. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. - 478 с.
  2. Гаврилов Д. А., Ермаков С.Э. Символы в традициях восточных славян. - М: «Вече», 2018. - 320 с.
  3. Гульц Ю. Языческая мистерия славян. Посвящение светлым богам. Очерки. - Воронеж: Река Времени, 2005. - 127 с.
  4. Гура А. В. Символика зайца в славянской обрядовом и песенном фольклоре//Славянский и балканский фольклор. Генезис. Архаика. Традиции. - М.: Наука, 1978. - Вып.2. - С. 159-186.
  5. Египетская мифология: Энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 592 с.
  6. Листова Т.А. Семейные обряды русско-белорусского пограничья в контексте этнополитической истории XIX - начало XXI
    вв. Дисс. … канд. ист. наук. - М. 2006. - 370 с.
  7. Славянская мифология. Энциклопедический словарь / ред. С. М. Толстая. Изд. 2-е. - М.: Международные отношения, 2019. - 512 с.
  8. Супрун А.Е. Жизнь древних славян по данным их языка. - Минск, БГУ, 2020.
  9. Успенская А.В. Нагрудные и поясные привески//Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. / ред. Рыбаков Б.А. - М.: Советская Россия, 1967. - С. 88-112.
  10. Чекалов А.К. Народная деревянная скульптура русского Севера. - М.: Искусство, 1974. - 192 с.