Украшения ливов

Украшения ливовЛивы (др.рус. либь, самоназвание – libi, латыш. libis, libietis, в Генриха «Хроники Ливонии» и Ливонской рифмованной хронике – Liwen или Lyvones) – прибалтийско-финская этноязыковая группа, в конце I – начале II тысячелетия н.э. заселявшая земли, прилегающие к Рижскому заливу на территории нынешней Латвии. По данным археологии выделяются три региональные группы ливов – курземская, даугавская и гауяская.

В Северном Курземе до конца I тысячелетия н.э. функционировали каменные могильники с оградками с захоронениями по обряду кремации умерших, того же типа, что в области эстов. Начиная с XI века, получили распространение грунтовые могильники с малоинтвентарными трупоположениями. Одним из характерных могильников даугавских ливов является Саласпилс Лаукскола, расположенный в 21 км от Риги на берегу Западной Двины., где раскопано около 500 погребений. Погребальными памятниками ливов, живших на реке Гауя и её правом притоке Брасла, были курганные могильники. В этом регионе известны также грунтовые могильники ливов того же типа, что в низовьях Западной Двины.

Характерным женским украшением были две скорлупообразные фибулы, соединённые нагрудной цепочкой, браслеты, перстни, в женских захоронениях обычны ножи в окованных бронзой орнаментированных ножнах. В мужских захоронениях встречаются ножи, топоры, копья, иногда мечи. 

Украшения ливов

С XI века активизируются торговые связи ливов с Русью. В середине – второй половине XI века ливы жившие по Западной Двине и на Гауе, попали в данническую зависимость от Полоцка. Открытого сопротивления против выплаты русской дани ливская знать, по-видимому, не оказывала. Сами старейшины исполняли функции сборщиков дани в замковых округах. Отношения с Русью ускорили складывание государственных структур у ливов (налоговой – на основе сбора русской дани; правовой – что проявилось в сходстве оформления некоторых правовых норм ливов с аналогичными по смыслу установлениями Русской Правды). К началу XIII века в этих районах складываются два административно-территориальных предгосударственных образования. Область Вейнала включала расположенные по Западной двине замковые округа Гольм (Саласпилс), Иекескола (Икшкиле), леневарден (Лиелварде) и рижских ливов. На Гауе завершилось объединение округов Торейда (Турайда), Кубезеле и Саттезеле в одну область Торейда. В 1180 ливы участвовали в походе полочан против Давыда Ростиславовича смоленского. В 1184 или 1185 князь Владимир полоцкий дал разрешение проповедь католичества у ливов, в 1212 он был вынужден отказаться от ливской дани в пользу рижского епископа.

Начиная с XI-XII века в области даугавских и гфуяских ливов наблюдается активное расселение латгалов, а в Северном Курземе имело место активное смешение ливов с куршами. В результате ливы в значительной массе растворились в латгальско-куршской среде и вошли в состав формирующейся латышской народности.

Подготовлено редакцией печатного
издания журнала «Родноверие»

Литература:

  • Назарова Е.Л. Освободительная борьба ливов в начале XIII века //ВИ. 1982. №1
  • Назарова Е.Л. Из истории взаимоотношений ливов c Русью (X-XIII вв.) // ДГ. 1985 г. М., 1986
  • Седов В.В. Ливы // Финно-угры и балты, 1987
  • Мугуревич Э., Зариня, А., Тыниссон Э. Ливы // Финны в Европе VI-XV вв. Прибалтийско-финские народы. Историко-археологические исследования. М., 1990. Вып.1.