Мать-Сыра-Земля

"Хор" картина Барковской МарииНет ничего для человека в жизни святее материнского чувства. Сын родной земли, живущий-кормящийся ее щедротами, Русский народ, дышащий одним дыханием с природою, исполнен к Матери-Сырой-Земле истинно сыновней любви и почтительности. Как пережившие не один, а два века сказания, так и чуть ли не вчера молвившиеся-сказавшиеся красные слова, облетающие из конца в конец неоглядный простор народной Руси, в один голос подтверждают это, ни на пядь не расходясь с бытом-укладом поздних потомков могучего богатыря Земли Русской Микулы-свет-Селяниновича, живущего на Святой Руси в старь стародавнюю.

В стихийной народной душе еще и до наших дней не умирает живущие сознание вековой связи с обожествляющийся супругой прабога Сварога, праматерью человечества, за которую слыла обнимаемая небом земля, сливающаяся с ним в едином плодотворящем таинстве.

Страж у колыбели Руси

Варяжские гости / Н. РерихМногие видели картину Николая Рериха «Варяжские гости». (Раньше я бы написал «все видели» – она в советские времена даже попала в учебник для средней школы. Сейчас – не знаю). По широкой реке под ясным дневным небом скользит ладья с высоко поднятым резным носом. Ветер надувает пёстрые паруса. Грудь корабля рассекает речные волны, обрастая «усами» из пены – корабль идёт против течения. Люди в остроконечных шлемах оглядывают холмистые берега. На одном из холмов – крепость. Вроде бы даже с каменными стенами…Фантазия? Рерих взял пейзаж на этой картине не из головы. Сто лет назад, на рубеже XIX и XX веков он часто навещал северный край. «…Перед нами один из лучших русских пейзажей. Широко развернулся серо-бурый Волхов с водоворотами и светлыми хвостами течения посередине; по высоким берегам сторожами стали курганы, и стали не как-нибудь зря, а стройным рядом, один красивее другого. Из-за кургана, наполовину скрытая пахотным черным бугром, торчит белая Ивановская церковь с пятью зелеными главами. Подле самой воды – типичная монастырская ограда с белыми башенками по углам. Далее, в беспорядке – серые и желтые остовы посада вперемежку с белыми силуэтами церквей. Далеко блеснула какая-то главка, опять подобие ограды. Что-то белеет, а за всем этим густо-зеленый бор – все больше хвоя; через силуэты елей и сосен опять выглядывают вершины курганов. Везде что-то было, каждое место полно минувшего. Вот оно, историческое настроение». (По пути из варяг в греки // Н. К. Рерих. Собрание сочинений. Кн. I. М., 1914. С. 46–48.). «Один из лучших русский пейзажей» открылся художнику с вершины кургана «Олеговой могилы» над Волховом. Напротив, в древнюю русскую реку впадала неприметная речушка Любша. Но о том, что на холме у её устья когда-то действительно стояла крепость, учёные узнали почти сто лет спустя после гениального прозрения Николая Константиновича, в 1997 году.

Древние городища Смоленщины

Древние городища СмоленщиныГородища раннего железного века Верхнего Поднепровья и Белоруссии еще недавно принадлежали к категории слабо изученных археологических памятников. После проведения широких обследований разведывательного характера и классификации городищ по принадлежности к той или иной археологической культуре (юхновской, верхнеднепровской, милоградской, западнодвинской. культуре штрихованной керамики) на очередь встали детальные раскопочные исследования и монографические описания этих культур. Книга П. Н. Третьякова и Е. А. Шмидта «Древние городища Смоленщины» является первым исследованием подобного типа и посвящена памятникам северной части. Верхнего Поднепровья — городищам верхнеднепровской культуры.

Почитание огня в славянской традиции

Почитание огня в славянской традицииДухом высокий Гефест, многосильный, огонь негасимый,
бог, озаряющий смертных, сияющий пламенным блеском,
крепкий рукой, светоносный, живущий искусством, всевечный,
часть бытия, трудолюбец, безгрешное мироначало,
всепожиратель, всевышний, всеядный, всего укротитель:
солнце, луна, и эфир, и созвездья, и свет непорочный
члены Гефестовы суть, человеческим зримые оком.
Всюду обитель Твоя, в каждом граде, во всяком народе,
также и в смертных телах обитаешь Ты, мощный, блаженный.
Благий, услыши мой глас: я зову для святых возлияний,
присно к отрадным трудам нисходи с миролюбием в сердце.
Неугасимых огней пресеки исступлённую ярость,
чистой природы горенье у нас во плоти сберегая.

(орфический гимн Гефесту)

В современном родноверии славянским богом огня (а также сыном бога неба Сварога) принято считать Сварожича. Действительно, в одном из поучений против язычества сказано: «Огневи молять же ся, зовуце его сварожичем», — но во всём остальном это распространённое мнение более чем спорно.

Ромува – святилище в центре Европы

Ромува – святилище в центре ЕвропыДревняя Пруссия

“…Остров, называемый Озеркита, где растёт род кедрового дерева и откуда стекает янтарь на утёсы…”
Плиний Старший - о земле пруссов (I век)

Пруссы - один из балто-славянских народов, населявших в древности восточные и южные побережья Балтийского (Варяжского) моря. [Как утверждает, например, лингвист В.Мартынов, славянские языки эволюционировали из западно-балтских, но это не даёт права называть западных балтов “балто-славянами” на этом лишь основании. Западные балты, пруссы, остаются “балтами”. - ред.]. Язык древних пруссов, близкий к архаическим балтским языкам литовцев и латышей, отчасти сохранившийся в средневековых и более поздних письменных источниках, отчасти реконструированный усилиями современных лингвистов, на настоящее время, увы мёртв. Эта потеря, как и многие другие, - результат активной “просветительской” деятельности христианских Орденов Средневековья…

Конёк

Конёк / Фото Евгении БайковойПод словом «конёк» в нашей местности разумеется в народном языке самая верхняя часть кровли.

Это название дано верхушке кровли потому, что у крестьян есть обычай украшать свои дома разными деревянными изображениями конских голов, изображениями, известными в народе под названием «коньков». Коньки эти утверждаются на самой верхней части кровли и в большинстве случаев с лицевой стороны дома.

Естественно, что эта часть кровли на домовых крышах и стала называться «конёк». У некоторых крестьян коньки ставятся не только на кровле домов, но и внутри избы, около печи.

Мысли вслух

Cледы былого / В.ИвановРазмышляя о будущем и настоящем Родноверия, вспомнил я недавно известную басню И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Там есть такие строки: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». И задумался я о нашем деле. О том, что нужно сделать, чтобы пошло оно на лад. Много нас, все мы разные, но объединило нас одно – желание жить с верой наших Предков. Казалось бы, и цель у нас одна, и задачи совпадают, но почему-то «а воз и ныне там». И решил я разобраться в этом вопросе.

Каменные храмы западных и балтийских славян дохристианской эпохи

"Видение поморам Богини Гипербореи" / ИвановСлавянские языческие культовые места, как правило, располагались под открытым небом и представляли собой природные объекты, жертвенные площадки и капища. К рубежу Х-XI вв. у западных славян широкое распространение получили языческие храмы. На сегодняшний день сохранился ряд источников, позволяющих утверждать, что храмы строились не только из дерева, но и из камня. Так, известно, что один из каменных храмов славян-язычников существовал в городе Ютробоге (территория современной Германии). Вероятно, аналогичные строения были также в городах Любусе и Мейссене. На основании имеющихся свидетельств, перевод которых на русский язык публикуется впервые, автором описывается их конструкция, предназначение, место среди языческих священных мест западных и балтийских славян.

Языческий храм: путь через века

Святилище леса / А. УглановОбращаясь к историческим истокам славянского мира, мы видим, что исследованию мест богослужения древних славян посвящено достаточно много письменности. Археологические данные вкупе с этнографией позволяют нам приоткрыть занавес того архаичного и древнего, что кроется в далёком прошлом бытии наших Предков. Обрядовая бытность составляла полноценную ветвь в развитии человечества нашей родной земли. Эту плотную взаимосвязь можно ощутить и по сей день.

Оглядываясь в далёкое прошлое, нужно заметить, что наши Предки не разделяли, но отличали Богов Земных и Небесных. Поклонялись и тем, и другим в особых, специально отведённых местах. Поклонение Земным Богам они могли творить всюду, где по народному верованию могли обитать эти Боги, проявляя свою силу. Богам же Небесным поклонялись в Храмах. Перед идолами, в которых, по верованию людей, жил Божественный Дух. В современном смысле Храмом принято называть специальную закрытую культовую постройку, где совершаются славления, жертвоприношения и прочие обряды, а также хранятся священные и исторически ценные предметы.

Призвание Вятко

Разбойник - Сергей Покотилов(к вопросу о создании вятичского племенного союза)

Заселение древними славянами земель в верхнем течении Оки могло происходить в ходе миграции туда западнославянского рода под предводительством Вятко, вокруг которого впоследствии оформился вятичский племенной союз. Приход Вятко на названную территорию положил начало созданию одного из очагов древнерусской государственности, что дает основания говорить о реальной возможности существовании данной личности.

История Древней Руси воссоздается на основании различных источников. Вместе с тем, ни одна из их групп не отличается богатством своего содержания. Как известно, наибольшую информативную ценность несут летописи, однако, они лишь пересказывают события дописьменной истории. Составителям первых древнерусских летописных сводов все то, что происходило на землях восточных славян в середине и второй половине первого тысячелетия нашей эры, могло быть известно только из передаваемых из поколения в поколение устных рассказов. Такая информация, не имевшая под собой достоверной источниковой базы, в исторической памяти славянских народов закономерно преобразовалась в мифические легенды и предания.

Священные места славян

Колесница Дажьбога - Борис ОльшанскийКапища

Для славянина Природа священна. В ней проявляется Род-Бог в мире, нашим глазом видимом. В ней жили наши Предки, будут жить и вновь, перерождаясь через нас в потомках. Поэтому долг наш – оставить для своих же будущих воплощений Землю чистой и светлой, какой получили от родичей своих!

Однако, были у наших Предков и особенно любимые и почитаемые священные места. Ведь Род воплощён не только в земном мире, но разлил Жизнь по всей Вселенной. Священные места славян поэтому предназначены для общения людей с иными мирами. Мирами, куда отправимся через огненную реку Смородину после пути нашего земного.