Священные места славян

Колесница Дажьбога - Борис ОльшанскийКапища

Для славянина Природа священна. В ней проявляется Род-Бог в мире, нашим глазом видимом. В ней жили наши Предки, будут жить и вновь, перерождаясь через нас в потомках. Поэтому долг наш – оставить для своих же будущих воплощений Землю чистой и светлой, какой получили от родичей своих!

Однако, были у наших Предков и особенно любимые и почитаемые священные места. Ведь Род воплощён не только в земном мире, но разлил Жизнь по всей Вселенной. Священные места славян поэтому предназначены для общения людей с иными мирами. Мирами, куда отправимся через огненную реку Смородину после пути нашего земного.

В этих особых местах в особые дни можно было перекинуть Калинов мост через Смородину и немного пообщаться с Предками своими да с Богами Родными, которые есть Предки Предков наших. Восславить их за то, что им благодаря живём сейчас, да попросить их в гости хоть ненадолго. «Летите, милые Деды…»

Разными были священные места наших Предков. Каждое – по своему случаю созданное и со своей целью используемое. Христианский миссионер Гельмольд писал, что «у славян все поля и селения изобиловали божками», что подтверждает божественное понимание Предками Природы.

По всему славянскому миру, простиравшемуся от Одера до Оки, обнаружены следы почитания славянами своих Богов. Данные археологии дают ценный материал, проливающий свет на обрядовую, религиозную сторону жизни наших Предков, хотя обосновать культовый характер найденного археологического памятника довольно трудно. Тем не менее существуют определённые признаки, отражающие закономерности в расположении, конструкции, планировке, характерные для большинства культовых мест и святилищ. Знание этих закономерностей используем мы, родноверы, восстанавливая и поддерживая обычаи Предков, которые объединяют славянские народы в единую большую семью.

Общей особенностью культовых объектов оказывается их расположение за пределами населенных пунктов, очень часто на возвышенности или высокой горе. Бесспорным свидетельством культовой принадлежности объектов являются находки капей (образов Богов) или мест, где они были поставлены (капищ), сохранение остатков жертвоприношений, длительное употребление огня на одном и том же месте. Выделяется целый ряд конструктивных деталей, свойственных большинству святилищ: символическое ограждение, обычно круглая или овальная форма капищ с капью в середине, широкое применение камня и каменных вымосток, наличие священных колодцев, целебных источников. По сведениям археологов, перечисленные закономерности характерны для всей славянской земли.

Вескими доказательствами в определении места как святилища являются свидетельства современников, занесенные в летописи или в специально написанные поучения против язычества. По поводу последних следует сказать, что они сильно отличаются от сведений современников о западных славянах.

На запад, в земли балтийских славян, ехали миссионеры с заданием окрестить местное население и приобщить его к пастве римского папы. Рассказы католических епископов о славянских храмах и обрядах являлись своего рода отчетностью перед римской церковью об успехах их религиозной деятельности. Миссионеры писали по принципу контрастов: разгульное, неистовое язычество с многолюдными празднествами и жертвоприношениями, с одной стороны, и благолепие и смирение после успеха проповеди христианства, с другой. Описание славянского вероисповедания было одной из задач западных епископов-миссионеров, и это делает их записи особенно ценными.

Восточнославянские авторы XI-XIII вв. не описывали славянскую веру, а бичевали её, не перечисляли элементы народных обрядов, а огульно осуждали все «бесовские» действа, не вдаваясь в подробности, которые могли бы интересовать нас, но были слишком хорошо известны той среде, к которой обращались проповедники. Тем не менее, несмотря на указанную особенность русских антиязыческих поучений, они представляют определённую ценность.

Что же касается этнографии как науки XIX-XX вв., то следует сказать, что без привлечения необъятного и в высшей степени ценного этнографическо-фольклорного материала вопрос об устройстве славянских святилищ не может быть решён. Это связано с тем, что от большинства ритуальных действий не могло остаться ничего археологически ценного. Это касается хороводов, игрищ, заклинаний, плясок и т.п. Своеобразным, но очень плохо изученным остатком славянской старины являются многочисленные названия урочищ: "Святая гора", "Лысая гора" (местопребывание «ведьм»), "Святое озеро", "Святая роща", "Перынь", "Волосово" и т.п. Все известные славянские священные места можно разделить на несколько видов и типов.

В особый вид выделяют почитаемые места и объекты природного происхождения, лишь изредка тронутые человеком. Это священные камни и их скопления, деревья и рощи, источники и колодцы, холмы и горы.

Следующим видом памятников являются культовые места – ямы или площадки, устроенные Предками для жертвоприношения по какому-либо определённому поводу и впоследствии оставленные.

Основным видом культовых памятников являются собственно святилища – постоянные обрядовые места. Среди них можно выделить несколько типов:

  1. Круглые площадки-капища, с капью в центре, ограниченные рвом или системой отдельных ям.
  2. Малые городища-святилища, т.е. круглые площадки, огороженные рвом и невысоким валом.
  3. Храмы – деревянные постройки, внутри которых стояли изображения Богов.
  4. Городища-убежища, служившие одновременно и культовым целям, содержавшие отдельные культовые объекты.
  5. Большие культовые центры, в которых сочетались все типы святилищ, культовых мест и почитание отдельных природных объектов.

Кроме того, отдельным видом культовых памятников считают курганы, в которых покоятся Предки – Чуры, охранители семьи и рода земного. Обычай ходить по праздникам на могилы Предков настолько силён, что до сих пор церковники безуспешно пытаются отучить от него людей, молебнам в церквях предпочитающих общение с родичами на кладбищах.

Культовые памятники Века
VI VII VIII IX X XI XII XIII
Крупные городища-святилища       * * * * *
Храмы       * * * * *
Капи       * * * * *
Малые городища-святилища     * * * * * *
Площадки-капища     * * * * * *
Городища-убежища с культовыми сооружениями   * * * *      
Жертвенные площадки   * * * * * * *
Жертвенные ямы * * * * * * * *


Из таблицы видно, что разные виды святилищ у славян появлялись в разное время с изменением их мировоззрения. Природные памятники дополнялись, а иногда и вовсе заменялись на благоустроенные человеком святилища. Мышление людей упрощалось, конкретизировалось, концентрировало внимание на видимой, внешней стороне обряда.

Однако, всегда были и сейчас живут люди ведающие, чувствующие самую суть мира, в которой внешнее – лишь обёртка внутреннего, а мир видимый распадается на мельчайшие частицы, неотличимые друг от друга. Мир един и целостен, нет абсолютных полюсов, и делят мир пополам те, кто хочет, управляя битвой Добра и Зла, достичь своих целей. Душа славянина чувствует единство с окружающим миром, потому что она и есть его родная частица, «микрокосм в макрокосме».

Святилище обычно состоит из капища и требища. Оба они отделены от обыденного пространства. На требище собирается основная масса народа, и там организуется трапеза. Для этого в древности на требищах создавались специальные сооружения. Там же жили сторожа и дежурный жрец, хранился необходимый инвентарь и запас дров. Хозяйственные постройки: амбары, склады, бани, конюшни и пр. – располагались всегда вне требища.

Наиболее сильным местом святилища является капище. Это ворота в мир Богов, находиться там должны только жрецы или подготовленные, сильные люди. Жрец может сопроводить на капище людей для выполнения определённых обрядов, но только при соблюдении ряда условий.

Вокруг капища возводится небольшой вал и ров, в котором горят костры, которые олицетворяют собой огненную реку Смородину. При этом сама площадка капища оказывается отделенной от остального мира пеленой дыма, огня и дрожащего в пламени воздуха, так что возникает подобие ограниченного шторой пространства, открытого в небо. Красной шторой была отделена капь Святовита в Арконском храме, она несла в себе образ горящего огня. На площадку капища через ров и вал перекинут Калинов мост. По мосту жрецы входят на капище, где и общаются с Богами и Предками. Со стороны требища видится, как жрецы уходят беседовать с Богами за огненную реку, в пространство, отделенное от мира нерукотворными стенами.

Само капище есть место единения двух начал. В круглое капище, олицетворяющее женщину, Мать-Сыру-Землю, Макошь, проникает столб капи – мужчина, Отец-Небо, Сварог. Единение этих миров, небесного и земного, даёт огромную Силу соучаствующим в этом славянам, вписывающим себя через праздники в коловорот Жизни. Поэтому-то и должен приносить требу квасом-дождём жрец, а короваем-землёй – жрица. Эта треба, отдаваемая от себя, взойдёт к Богам через краду-огонь священный и заменится для каждого исполнением желания, загаданного при возложении рук на требу. Ничего ниоткуда не появляется и никуда не исчезает бесследно. Ранее таковой природной капью, единившей Небо и Землю, было священное дерево. В народных сказках сохранились предания о священном дубе, по ветвям которого герой путешествует в мир Предков. У германских народов таким деревом был ясень Иггдрасиль.

Ныне капища являются священными местами славянских родноверческих общин, на которых они проводят славянские праздники и обряды. Сооружается капище всей общиной, под руководством жреца общины, действующего или только избранного общинниками. В случае необходимости следует использовать опыт соседних общин, капища уже имеющих. Для начала выбирается место для капища. При этом необходимо учесть отдалённость места от «цивилизации», удобность подъездных путей и маршрутов общественного и личного транспорта, для того чтобы можно было беспрепятственно добраться до места его расположения в любую погоду в любое время года. Если капищ будет несколько, то доступность подъезда выбирается исходя из сезонности использования капища. При этом следует обследовать несколько районов, присмотреться, тянутся ли туда люди на отдых в выходные дни, прежде чем определиться окончательно. Можно сделать капище подле древних славянских священных мест, однако следует учитывать, что на самих археологических памятниках любые возведения и работы запрещены, и ваши строения будут по закону рано или поздно снесены администрацией. В случае наличия в общине людей, могущих определить место силы с помощью лозоходства, например, то капище хорошо сделать именно в таком месте. Если же таких людей нет – не расстраивайтесь. Слушайте своё сердце и прочувствуйте предполагаемое место святилища.

Есть к тому же и вполне определённые признаки мест силы. За капищем должен быть лес, перед капищем поляна для требища, а неподалеку желательна река, или родник, или водоём с чистой водой, чтобы можно было утолить жажду. Хорошо будет выглядеть капище на холме или, напротив, укрытое под холмом. Поляна необходима для возможности принятия гостей и чтобы можно было устроить на ней игрища. Следует учитывать, что капища мужских Богов следует делать на возвышенностях, а женских (и посвящённых Велесу) – в низинах.

Опашка сооружается или выкладывается из подручного натурального материала, коим могут служить камни, предварительно обработанные стволы поваленных деревьев (сушняк), земляной грунт и т.д. Она может быть круглой или овальной (яйцо – символ Рода). Круглое капище делается Солнечным Богам, овальное – Роду, Всебожью или иным Богам или Богиням. Во втором случае "острый" конец капища располагается на полуночь, к северу, к середине мира (Полярной звезде). Лик солнечных Богов должен смотреть на восток или полудень, иных – каждого по-своему. Подле капи устанавливается жертвенный камень-алатырь, который должен иметь широкую плоскую форму для положения треб. Перед ним кругом из породы камня, хорошо держащего высокую температуру, выкладывается крада (огневище), располагающаяся таким образом, чтобы имелся свободный проход между ним и жертвенным камнем. Вход в капище, крада, жертвенник и капь должны составлять одну прямую линию.

Используя знания и опыт Предков, община всё же делает капище для себя. Поэтому доверьтесь своему сердцу, и оно подскажет, каким будет ваше святилище.

В следующих выпусках журнала мы продолжим рассказ о священных местах наших Предков, ведь столь богата ими земля славянская!

жрец Мирослав
Орловская Славянская община ССО СРВ
Журнал «Родноверие» №4