О племени и земле вятичей

О племени и земле вятичейВятичи – объединение восточных славян в бассейне верхней и средней Оки. Вятичи соседствовали с северянами, радимичами и кривичами. Летописи производят название племени от его родоначальника Вятко. По-видимому, в верховья Оки славянские племена пришли в VIII веке с запада. На Дону им приписывается боршевская культура. В IX-X веке платили дань хазарам. На северо-восток от мест первоначального обитания (Подмосковье, Рязанское Поочье) вятичи расселились не ранее XI века. С конца X века и особенно в 12 веке, когда обостряется политическая борьба между Ольговичами и Мономашичами, летопись не раз отмечает успешные походы русских князей против вятичей. Они сохраняли независимость до XII века, когда их территория оказалась расчленённой между Черниговской, Рязанской и Ростово-Суздальской землями. В XI-XII в земле вятичей возникают города Козельск, Дедославль. Москва, Мосальск, Серенск и другие.

Вятичские древности хорошо известны по курганам. Ранние курганы вятичей с кремациями, расположенные в верхнем течении Оки, датируются IX-X веком. Известно два типа захоронений: в урне и в срубах-домовинах, куда подхоранивались умершие. В ряде курганов с сожжениями вокруг погребений встречаются кольцевые оградки. Обряд трупосожжения сохраняется у вятичей дольше, чем у других восточнославянских племён, доживая в ряде мест до XI-XII века. В XI-XIII веке земля вятичей выделяется по женским украшениям, прежде всего семилопастным височным кольцам. Раскопано свыше 2000 курганов. Пышность женского костюма вятичей, включающего кроме височных колец шейные гривны, витые и пластинчатые браслеты, решётчатые и витые перстни, бусы и подвески, объясняется, возможно, влиянием местного финского населения.

*

Первые упоминания вятичей можно встретить уже на самых начальных страницах русских летописей. В «Повести временных лет» указано, что «...Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася Вятичи...»; в летописной статье 6367 г. (859 г.) вятичи упоминаются в связи с уплатой дани хазарам — «...а Козаре имахуть [дань] на Полянех, и на Северех, и на Вятичих, имаху по беле и веверици, и тако от дыма».

Судя по всему, вятичи не вошли в состав объеденного князем Олегом Древнерусского государства (882 г.), по причине чего и стали объектом походов для великих князей Святослава (в 964–966 гг.) и Владимира Святого (в 981 г.). Несмотря на эпизодическое данничество, земля вятичей фактически не подчинялась первым русским князьям, позднее разные её части входили в состав Смоленского, Черниговского, Рязанского и Ростово-Суздальского княжеств.

Наиболее часто вятичи и их города начинают попадать на страницы летописей в XII веке в связи с междоусобными войнами. В начале - между Святославом Ольговичем, изгнанным в 1146 г. из Новгорода-Северского, и выступившими в союзе против него черниговским князем Владимиром Давыдовичем и суздальским князем Юрием Владимировичем Долгоруким. Второй цикл войн связан уже с борьбой князей Изяслава Давыдовича с Святославом Ольговичем, ставшего черниговским князем. Именно в этот период происходит активное вовлечение вятичских земель в политическую жизнь древнерусских княжеств. В летописях появляются первые упоминания городов вятичей — Воротынска, Козельска, Коломны, Москвы, Мценска, Серенска, Тешилова и других. Последнее летописное упоминание вятичей относится к 1197 г.

Города вятичей в XII веке (по Т. Н. Никольской, 1981)

Города вятичей в XII веке (по Т. Н. Никольской, 1981)

Курганы Верхнего Поочья привлекли внимание исследователей ещё в XVIII в., однако время их изучения ещё не пришло. Первые, сначала любительские, а затем всё более научные раскопки, произведенные А. Д. Чертковым, С. Д. Нечаевым, А. А. Гатцуком, А. П. Богдановым, относятся к 1830–1860 гг. В дальнейшем происходило неуклонное накопление археологических материалов, происходивших с территории расселения древнерусских племен, в том числе — вятичей. К концу XIX в. это позволило выдающемуся русскому археологу А. А. Спицыну выйти на фундаментальные обобщения, отразившиеся в его работе «Расселение древнерусских племен по археологически данным» (1899). Систематизировав материал из многочисленных раскопок, сопоставив его со сведениями письменных источников о расселении древнерусских племен, он пришел к выводу о соответствии ареалов распространения определенных наборов женских украшений территориям летописных племен. Прежде всего это оказалось справедливым для височных колец. Зоны распространения разных типов височных колец и ряда других вещей стали критерием для выделения уже на археологическом материале территорий, занимаемых теми или иными племенами.

В дальнейшем исследования по археологии древнерусских племён, в том числе вятичей, углублялись и расширялись. В 1930-е гг. были опубликованы первые монографические работы, посвященные отдельным древнерусским племенам, — «Курганы вятичей» А. В. Арциховского (1930), «Радимичи» Б. А. Рыбакова (1932; на белорусском языке). Они обобщили огромный археологический материал, накопленный к тому времени. Вскоре начались и широкие дискуссии. Так, например, с критикой этих работ выступил П. Н. Третьяков, который в отличие от А. А. Спицына, А. В. Арциховского и Б. А. Рыбакова видел в обозначенных «общностях» не племена времён «Повести временных лет», а «общности», соответствующие политическим границам складывающихся княжеств. Тем не менее, общая линия исследования древнерусских племён была продолжена - вышли в свет работы Б. А. Рыбакова («Поляне и северяне», 1947; «Уличи», 1950), В. В. Седова («Кривичи», 1960) и ряд других.

В книге «Курганы вятичей» А. В. Арциховским были обобщены и систематизированы материалы из раскопок курганных могильников, разработана типология вещевого инвентаря, очерчена по этим данным территория расселения вятичей, а также представлен общий очерк истории этого племени. В результате археологических исследований удалось обозначить территорию расселения вятичей, включив в неё весь бассейн верхнего течения реки Оки, Москворечье и Рязанское Поочье. Вне поля зрения А. В. Арциховского остались такие темы как особенности погребального обряда, хозяйства и ремёсел, характеристика вятичских поселений. Эти вопросы оказались в фокусе внимания следующих поколений исследователей. Стоит назвать такие работы как «Погребальный обряд вятичей» Н. Г. Недошивиной (1974), «Хронология „вятических“ древностей» Т. В. Равдиной (1975), «Земля вятичей» Т. Н. Никольской (1981), «Московская земля IХ—ХIV вв.» А. А. Юшко (1991); «Ювелирное дело „Земли вятичей“ второй половины XI–XIII века» И. Е. Зайцевой и Т. Г. Сарачевой (2011).

В настоящее время актуальнейшей проблемой археологического изучения Верхнего Поочья является вопрос наличия памятников IX-X вв., то есть стоящих между финальным этапом дьяковской культуры и памятниками, связываемыми с летописными вятичами. Судя по последним открытиям, данный пласт древностей связан с роменской культурой. Другой круг вопросов связан с исследованием позднесредневековых поселений и исторической топографией этого времени.

Вопросы истории Земли вятичей, в том числе проблемы формирования средневекового населения бассейна Верхней Оки и характера этногенетических процессов на протяжении всего II тысячелетия в целом, потребовали комплексного подхода к источникам, использования не только данных археологии и письменной истории, но и активного привлечения данных других наук - языкознания (В. Н. Топоров, О. Н. Трубачев, Г. А. Хабургаев и др.), физической антропологии (Т. И. Алексеева, С. Г. Ефимова).

Первые антропологические исследования древнерусского населения Окского бассейна принадлежат выдающемуся русскому антропологу и зоологу XIX в. А. П. Богданову. Его работа «Материалы для антропологии курганного периода в Московской губернии» (1867) дала общие сведения о физическом облике населения, которое в исторической и археологической литературе связывается с племенем вятичей. В первой половине XX в. к изучению краниологических особенностей вятичей обращались В. В. Бунак и Т. А. Трофимова, изучавшие группы древнерусского населения верхнего течения Оки и её притоков, Поднепровья и Верхнего Поволжья. Результаты их исследований были опубликованы по отдельности, а также включены в обобщающую монографию Г. Ф. Дебеца «Палеоантропология СССР» (1948). Ко второй половине XX в. относятся монументальные исследования Т. И. Алексеевой, посвященные проблемам этногенеза восточных славян по данным антропологии. Она отметила, что вятичи были длинноголовы и обладали узким лицом и довольно широким средневыступающим носом. Разделив черепа древнерусского времени из раскопок в бассейне Оки на несколько групп, Т. И. Алексеева выявила отличия между населением, обитавшим вдоль течения р. Москвы и в Московско-Клязьминском междуречье, с одной стороны, и восточными и западными группами вятичей, с другой. Популяции, располагавшиеся восточнее, в нижнем течении р. Москвы и в поречье Пахры, оказались более узколицыми, западные же, занимавшие поречье Угры, были более длинноголовыми.

Реконструкция облика вятича по черепу из кургана на Лосином острове (Автор – Е.В. Веселовская, 1989)

Реконструкция облика вятича по черепу из кургана на Лосином острове
(Автор – Е.В. Веселовская, 1989)

Последняя обобщающая работа по этногенезу славянского населения Восточной Европы, в которой вятичи рассматривались наряду с другими группами древнерусского населения, появилась в самом конце XX в. В ней коллектив авторов — антропологов, генетиков и археологов, работавший под руководством Т. И. Алексеевой, исследовал проблему на самом современном методическом и теоретическом уровне — с помощью данных различных наук и разнообразных методик (Восточные славяне. Антропология и этническая история, 1999).

*

Для археологов важнейшими из находок в комплексе зарайского клада явились височные кольца с семью и пятью лучевыми концами и орнаментом в виде ложной зерни. Позднее, к XI веку, форма этих украшений стала традиционной для славянского племени радимичей. Близка она и родственным им вятичам.

Имена этих славянских племён известны нам по древнерусской «Повести временных лет». Летописец XII века связывал их названия с именами легендарных братьев - предводителей славян Радима и Вятко и сообщал, что радимичи располагались на реке Соже, а Вятко с родом своим на Оке. У женщин каждого племени были тогда свои традиционные украшения - височные кольца. И когда выдающийся русский археолог А. А. Спицын в конце XIX века отметил находки колец на карте, подтвердилась истинность сообщений «Повести временных лет». В курганах на реке Соже были погребены женщины в уборе с семилучевыми кольцами, а в бассейне верхней Оки и на Москве-реке оказались семилопастные кольца вятичей. Вятичи, которые жили непосредственно на территории будущей Москвы, а затем стали первыми горожанами-москвичами, оставили клады в историческом ядре столицы.

По мнению языковедов, имя «вятичи» могло произойти от древнего, известного ещё римлянам названия славян «венто», из которого приставкой характерного суффикса получилось «вентичи», а затем «вятичи».

В IX веке вятичи начали платить дань могущественной волжской державе хазар. Знаменитый славянский полководец древности киевский князь Святослав разгромил Хазарскую державу. Под 964 годом «Повесть временных лет» рассказывала, как «пришёл (Святослав) и говорит вятичам - кому дань даете». Они же отвечали: «хазарам по шелягу от рала даём». («Шеляг», иначе «шеленг», - слово того же древнего происхождения, что и английское «шиллинг».) Историкам здесь важны сведения о взимании дани от «рала» («сохи»), что подтверждает земледельческий характер края. Для нумизматов же драгоценны сообщения о денежном обращении у вятичей, о расчётах монетами.

Князь Святослав победил вятичей и «дань на них возложил». Однако вятичи не сложили оружия, и преемникам Святослава пришлось ещё немало воевать с ними. В то же время в составе русских дружин воинственные вятичи неоднократно участвовали в походах на Византию. Известия XI века рисуют вятичей обособленным племенем, отделённым от других восточнославянских племен лесными дебрями. Вспомним, что в XII веке леса ещё были столь густы, что, например, в 1175 году, во время княжеской распри, два войска, шедших друг против друга - одно из Москвы, другое из Владимира, - заблудились в чащобах и счастливо «минустася в лесах», т. е. разминулись без битвы. Известный военными доблестями князь Владимир Мономах рассказывал в своём «Поучении детям» о переходе через землю вятичей в конце XI века как об особой удаче. Интересно и другое место в том же «Поучении», где Мономах сообщал о двух зимних походах в «вятичи» против старейшины Ходоты и его сына. Князьям из рода Рюриковичей вятичи в XI веке не подчинялись.

Целый ряд удобно расположенных в земле вятичей поселений в это время становились ремесленно- торговыми центрами. В XII веке летописи упоминали уже до двух десятков городов, находившихся в земле вятичей, в том числе Коломну, Трубеч, Воротынск, Масальск, Рязань, Козельск. Одним из таких центров, возникших на месте старого поселения вятичей, и была Москва

Племя вятичей, или, точнее, вятический племенной союз, в представлении археологов непременно ассоциируется с семилопастными височными кольцами, наиболее ранняя исходная форма которых, как мы уже узнали, оказалась в зарайском кладе IX века. На протяжении долгого времени эти изящные украшения еще входили в традиционный племенной убор, сохранивший вплоть до XIII века многие черты древней самобытности. Наборы из нескольких колец (до 6-7) и шейные гривны обычны в курганах: Женщин хоронили в подвенечном наряде, со всеми украшениями. Несравненно реже попадались археологам подобные вещи при раскопках поселений: ведь праздничные кольца не часто надевали и, конечно, старались не терять.

Литература:

  • Арциховский А.В. Курганы вятичей. М., 1930
  • Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII веке М., 1982 (Археология СССР), С. 143-151
  • Никольская Т.Н. Земля вятичей. К исследованию бассейна верхней и средней Оки IX-XIII века, М., 1981