Могу предположить, что у многих современных язычников, религиозные убеждения пантеистичны — под этим подразумевается, ощущение божественности во всех вещах, но также и за их пределами; божественность всегда больше, чем просто сумма материального мира. В пантеистической модели ни один человек или вещь не являются по-настоящему отделёнными друг от друга.
Все сущее является частью взаимозависимой и взаимосвязанной системы, где каждая составляющая часть влияет на целое. Многие слышали об «эффекте бабочки», основанном на принципе чувствительной зависимости от начальных условий. Крошечное изменение в одной части системы может перерасти в масштабные изменения в другой.
Современное язычество находится в процессе формулирования своей теологии или, скорее, теологий. Природа язычества такова, что у него, вероятно, никогда не будет системной теологии в том виде, к которой многие привыкли и которую сформировали монотеистические религии. К чему регулярно апеллируют христианские богословы.
Теология — сложная тема для многих язычников. Современные языческие традиции сосредоточены на практике, а не на вере; группа язычников, собравшихся для совершения обряда, скорее всего, придерживается широкого спектра теологических взглядов, которые могут прямо не обсуждаться.
Языческие группы и общины удерживаются вместе скорее общей практикой, чем общей верой, и язычники склонны использовать личный опыт в качестве окончательной основы для своих теологий. Это приводит к определённой изменчивости и зависимости от контекста, что является существенным компонентом теологии. Если языческие теологии сохранят свою целостность, они всегда будут в процессе, постоянно переориентируясь на эмпирические тайны, которые невозможно выразить словами.
Поскольку жизнь полна парадоксов и всегда имеется больше данных, чем люди способны воспринять, всегда будет присутствовать определённая степень расплывчатости, когда дело доходит до понимания божественного, что является частью мудрости язычества.
Формирование языческой теологии — это не создание доктрины, а скорее, динамичный процесс: формулируются убеждения, основанные на опыте (индивидуальном и в сообществе); эти убеждения определяют поведение и религиозную практику; дальнейший жизненный опыт изменяет и уточняет эти убеждения и так далее. Теология сама по себе — это практика, то, чем мы занимаемся, а не просто интеллектуальное упражнение.
Как бы то ни было, языческая теология группируется вокруг нескольких центральных верований, которые широко разделяются. Не каждый язычник примет все эти верования или ценности, но почти все примут несколько. Поведение и практики, которые коррелируют с этими верованиями, а также общая идентификация как «язычников» — вот что позволяет язычникам поддерживать динамичное и сплочённое сообщество.
- Пантеизм, панентеизм или анимизм. Язычники воспринимают божественное как имманентное физическому миру, хотя они и отличаются друг от друга в деталях. Пантеисты видят сам мир божественным («Все есть Бог/Богиня»); панентеисты видят мир погруженным в божественное, и наоборот («Бог/Богиня есть во всех вещах, и все вещи находятся в Боге/Богине»); анимисты видят все вещи (или иногда все естественные вещи) как имеющие дух или душу, но могут не верить в объединяющую божественную силу. Некоторые язычники, которые технически считают себя нетеистами (другими словами, они отвергают идею буквального божества), всё равно будут говорить в пантеистических терминах. Для этих язычников пантеистический язык выражает их ощущение святости Земли и взаимозависимости всех существ на ней и в её пределах.
- Политеизм. Язычники часто почитают множество божеств в своей религиозной практике, как богинь, так и небожителей. Некоторые язычники являются мягкими политеистами и могут рассматривать множество Богов как аспекты одного Бога или Богини. Другие — понимают Богов как индивидуальных существ, таких же обособленных и уникальных, как люди. Также возможен ряд политеистических позиций между этими двумя или в стороне от них, включая нетеистическую позицию, которая признает множество Богов как архетипов или персонифицированных принципов, добродетелей или природных сил. Некоторые язычники почитают только женские божества, в то время как другие почитают божества обоих полов.
- Почтение к природе и телу. Язычники часто празднуют природные циклы, особенно сезонные изменения, и могут быть страстными защитниками окружающей среды. Поскольку считается, что божественность присутствует в физическом мире, тело рассматривается как священная часть природы, а сексуальность можно считать особым зеркалом божественного.
- Отсылка к дохристианским мифам и традициям и/или местным традициям. Многие язычники являются новообращенными из христианства, хотя число язычников во втором и третьем поколении растёт. Язычники обращаются к дохристианским религиям или религиям коренных народов, которые сопротивлялись обращению, за тем, что, по их мнению, является более подлинной связью с землёй, с самими собой и божественным.
- Доверие личному опыту как источнику божественного знания (иногда называемого «гнозисом»). За некоторыми исключениями, язычники рассматривают личный опыт как основу своих верований и практик, придают опыту большее значение, чем текстам или общепринятой традиции. Особое внимание уделяется интуитивным, воплощённым способам познания.
- Признание принципов магии/волошбы. Многие язычники верят, что ритуальные действия, совершаемые с намерением, могут изменить сознание и, следовательно, реальность. В зависимости от стиля и цели магической практики, она может иметь сходство с различными видами деятельности из других религиозных традиций, включая молитву; практики исцеления; практики, направленные на создание духовных изменений.
- Плюрализм. Язычники часто придерживаются плюрализма как внутри групп, так и между ними. Личные взгляды участников группы могут несколько различаться до тех пор, пока группа способна участвовать в совместных действиях. Таким образом, язычество имеет некоторые общие черты с индуизмом, где поклонение Богам может пониматься одними участниками буквально, а другими - как философские метафоры. Язычники часто считают чужие традиции столь же законными, как и свои собственные. Существуют различные духовные пути, отвечающие различным духовным потребностям.
Панентеизм — религиозно-философское учение (пан эн теос — «все в Боге»), согласно которому мир пребывает в Боге (не путать с пантеизмом). В панентеизме Бог пребывает в природе и в то же время не растворяется в ней, отделен от нее. Многие панентеисты также считают, что Бог — это мыслящее существо, которое создало Вселенную и заботится о каждом отдельном человеке (панентеисты считают богом сам мир и не верят, что его кто-либо когда-либо сотворил).
Пантеи́зм — философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Божество/Бога и мир. Слово «пантеизм» происходит от древнегреческих слов πᾶν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция: «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или Бога-Творца.
Имманентность — это учение о проявлении божественного в материальном мире, которое поддерживается некоторыми философскими и метафизическими теориями о божественном.
Слово «имманентный» является прилагательным и происходит от латинского слова «immanens», что означает «пребывающий внутри». Этот термин используется для описания свойства или характеристики, присущей некоторому объекту или понятию, которое является неотъемлемой и естественной частью этого объекта или понятия.
Архетип (от др.-греч. ἀρχέτυπον — «первообраз») — первичный образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение.
Современное язычество иногда называют «старой религией» из-за его попытки восстановить дух древних религиозных практик. Многие язычники воспринимают это качество как способность развивать связь между людьми и землёй, людьми и божеством, людьми и их Предками — фактически между человечеством и всем сущим. Однако очевидно, что современные люди не разделяют и не могут в полной мере разделять мировоззрение древних народов. У нас радикально иные представления о науке и взаимосвязи между историей и мифом, чем у древних народов; мы гораздо меньше зависим от милости природных сил, чем они были; и в большинстве случаев мы живём на значительном расстоянии от настоящей дикой природы.
Язычники могут подчерпнуть многое из того, что мы знаем о древних культурах, но эти знания фильтруются через современное технологическое мировоззрение и уроки тысячелетней истории человечества. Таким образом, язычество — это религия, а точнее особое мировоззрение, которое сознательно реагирует на современные духовные, национальные и экологические кризисы.
Однако, что действительно имеется общего у современных языческих и древних традиций, так это человеческое тело. Обстоятельства нашего существования несколько изменились за последние тысячелетия, но наша анатомия и физиология — нет. Многие языческие традиции сосредоточены на чувственном восприятии физического мира и на экстазе, которого можно достичь с помощью обряда, молитвы, ритуала, секса, каких-то испытаний и других физических действий. Преемственность воплощённого опыта больше, чем какая-либо конкретная практика или оспариваемая историческая связь, связывает современных язычников с их дохристианскими Предками.
***
Многие из нас – это городские жители. Взаимодействие с Природой становится всё более и более абстрактным, мы отделены от Природы. Жить в городе, ходить по улицам ездить в транспорте, посещать кафе… и верить в сверхъестественных существ, управляющих Мирозданием – выглядит, мягко говоря, немного архаично…, скажут многие. Но, если мы окажемся в дикой природе, горах или глухой тайге – это будет уже совсем другая ситуация и другое отношение.
Можно по-разному общаться с Мирозданием, ощущать его силу и понимать взаимосвязи. В одном случае – буквально верить в Богов, в другом – рассматривать их как архетипы, в третьем случае – воспринимать их как представителей законов Природы. Думаю, многие придерживаются всех трёх точек зрения и переходят от одной к другой в зависимости от ситуации. Язычество – это непрерывная связь между Природой и природой человека.
Родная вера славян направлена на раскрытие самой личности, которая оказалась перед тайнами Мироздания, растеряв свои знания и мифы, утратив связь со своими Богами. Мы осознаём болезненность отрыва от своих корней, утрату целостности мировосприятия и сопричастность природному круговороту. Наше миропонимание времени – это вечное обновление прошлого настоящего и будущего. Цикличность всего сущего и жизненного пути человека в общем потоке Мироздания.
Мы познаём мир и делаем его лучше, лучше для нас, славян. Делаем так, как мы это видим и ощущаем. Мы действуем, учась на ошибках и идя вперёд. Мы выстраиваем свою культуру мышления, которая соответствует традициям нашей славянской культуры. Она легко вписывается в существующий образ жизни и постепенно меняет его, расширяя сознание и не препятствуя социальным успехам человека.
Наш смысл жизни заключён не в «священных писаниях» чужеродных мыслителей, а в наших традиции и обычае, в законах Природы. Каждый может внести свой вклад в возрождение традиций Предков. Сегодня применить свои знания и энергию для того, чтобы завтра — для наших славянских детей снова взошло Солнце.
Песнь славную Богам поём,
Хвалу Дедам своим возносим,
И братину наполнив до краёв,
Поклон Земле родной приносим!
Максим Ионов (Белояр)