Обряды Славянского Родноверия. (продолжение)

Л. Горохова(продолжение, начало в выпуске13, 2018г.)

13. Традиционализм и новаторство.

(Против духа плебейства в современном Славянском Родноверии)
СОВРЕМЕННОЕ Славянское Родноверие — особенно в своих периферийных проявлениях — остро нуждается в очищении от плебейского духа, взрощенного в среде дореволюционного крепостного крестьянства и закреплённого в «уравниловке» советской эпохи. Многовековой церковный и государственный гнёт, приобретая в истории России различные формы, неизменно способствовал деградации личности и, как следствие, вырождению народа в целом.

Из поколения в поколение из личности русского человека вытравливался всякий намёк на аристократизм, убивалось всё возвышенное, что могло способствовать самовыражению, освобождению и свободному полёту Духа. Крестьянская религиозность в течение долгих веков развивалась исключительно в грубо-материальной, узко-потребительской сфере, когда взаимодействие с Сакральным имело цели сугубо утилитарные и отвергало всякое отклонение от обывательских устремлений. Многочисленные обереги от всего на свете, календарные ритуалы, направленные исключительно на «добрый урожай» и «здоровый приплод» вкупе с паническим страхом перед любым проявлением инаковости, любыми попытками индивида выйти за грань дозволенного обществом, крестьянским «миром», в котором царила унылая «диктатура посредственности», — вот такое наследие досталось современным Родноверам от их недавних Предков.

Поэтому неудивительно, что среди нынешних Славянских Родноверов кое-где считается «хорошим тоном» бравировать своими «мужицкими» нравами и «бабьей», матрёшечной ущербностью. Когда современные девушки, изучающие традиционный фольклор, поют голосами старух, у которых этнографы записали ту или иную песню, — это УРОДСТВО, а вовсе не повод для гордости. Когда современный мужчина выставляет напоказ свою псевдо-крестьянскую грубость и сиволапость — это УРОДСТВО, а вовсе не следование «народному духу», приобщающему к высшим достижениям наследия Предков.

Имитация «народной» (или всё-таки простонародной?..) грубости и лапотной придурковатости нисколько не делает современного человека, особенно городского и получившего не худшее образование, ближе к «народу», о котором этот человек, по сути, имеет самые фантастические представления. Такой дикости, сиволапости, таких длинных юбок и уродливых платков, таких «кувшинных рыл», с которыми иные «ревнители старины» приходят на Славянские праздники (вместо того чтобы обивать церковные паперти, как столетие назад), возможно, не было даже у крепостных крестьян в самых глухих и отсталых областях России.

Впрочем, иногда среди этой «дуркующей» публики происходит откат в противоположную сторону: они начинают изобретать симулякры столь фантастические и далёкие от традиционных форм, какие способен выдумать только ум «шудры», тщетно стремящегося имитировать образ мысли «брахмана». Тогда начинаются всевозможные «многомиллионные истории Руссов», «Славяно-Арийские Веды», звёздные войны «древних Ариев» с космическими «рептилоидами», бредовые псевдо-рунические ряды несостоявшихся русофильствующих каббалистов и различные «Всеясветные грамоты», древнерусские «христы» и тому подобная чушь. Придворные шуты с задором вещают по телевизору о «боге Ра» у древних Славян, вездесущие «хиневичи», расчёсывая пейсы, учат русский народ бороться с «жидами», якобы прилетевшими на Землю с других планет...

Цивилизационный откат «назад в дураки» и бегство в фантастическую реальность «Древней Руси», напоминающее больше подростковые компьютерные игры в пространстве киберпанка, — это две стороны, две формы проявления плебейства душ, во все времена чуждого истинной Традиции, как невежество чуждо истинной мудрости. Разодетый наподобие новогодней ёлки сектант-«инглинг» с кретинически-благостным взором и укутанная в чуни-юбки-платочки девушка, выглядящая лет на двадцать старше своего возраста, от которой смердит ладаном и немытой берлогой, — это две стороны одной медали, два способа свести современное Славянское Родноверие к абсурду, низвести Дух до уровня надуманной формы, которая оказывается не в состоянии проводить истинно Духовные импульсы.

Духовное Знание — истинное Ведание — всегда сословно. В высшем смысле оно не терпит плебейства, не сводится к музейному собирательству отмерших форм и к шизофреническим фантазиям социально неадаптированных личностей. Игры в «народность» зачастую имеют дурной запах (как в прямом, так и в переносном смысле), а игры в «звёздные войны» свидетельствуют скорее о близкой к идиотизму инфантильности своих «адептов», нежели о «славном прошлом» их доисторических Предков.

Действительность (с заглавной буквы) всегда открывается ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС при адекватном отношении к себе и к Миру и остаётся сокрытой для безудержно фантазирующих маргиналов — неважно, обращённых в выдуманное ими «прошлое» или в сконструированное ими (на основе выдуманных образов прошлого и потому недостижимое в принципе) «будущее». Истинная Традиция подразумевает сопричастность Духу и следование своему Пути, пролегающему через настоящее и склоняющего каждого человека заново открывать себя, Мир вокруг и Божественное во всём сущем, а не ряжение в лапти прошедших эпох. Истинная Традиция — это всегда новаторство в открытии извечных истин. И нет ничего более далёкого от Традиции, чем фанатичное следование «традиционным формам» в тщетных попытках удержать внешний облик волны, которая нéкогда на миг проявилась на поверхности вод Великой Реки, в которую, как говорили древние мудрецы, невозможно войти дважды...

14. Духовные радения

В современном Славянском Родноверии различают внешнюю и внутреннюю практику. Первая обычно соотносится с Кологодными (календарными), повседневными и другими обрядами, связанными преимущественно с формальным, воплощённым в устоявшемся ритуале следованием традиции; вторая находит своё воплощение, прежде всего, в Духовных радениях, связанных с неформальным, зачастую спонтанным раскрытием своей внутренней природы, Божественного в себе.

Духовные радения совершаются не потому, что «так делали Предки», а потому, что «так велят Боги», потому что, переводя с аллегорического языка на обыденный, благодаря радениям в человеке живо и явственно проявляются Боги и сокровенные Силы Природы. Радея, человек восстанавливает своё изначальное, но «позабытое» ЕДИНСТВО с Невыразимым. Или, как однажды выразился мой друг и соратник Твердимир: «Радея, мы наполняем душу энергиями, с которыми и посредством которых работаем. Разгадка тут кроется в том, чтобы одним целым стать — с духами, людьми, Вселенной (Богиней)».

Обряд — это следование Ряду, порядку, установленному традиционному укладу, тогда как радение есть следование Ладу, утверждаемому через раскрытие Сердца. Обряд выстраивает и дисциплинирует наше личное, в то время как радение помогает раскрыть Вечное. Обряд нас укрепляет в том, что уже раскрыто в нас, а радение, образно говоря, «убивает и возрождает» нас в Духе, позволяя сделать шаг за пределы «себя» прежнего, шагнуть из известного в неизведанное (человеческое) или даже в Непостижимое (Божественное).

В тишине ума встречая Солнце поутру или безмолвно созерцая горящий на жертвеннике Огонь, мы порой чувствуем Живое Присутствие БОЖЕСТВЕННОГО чётче и явственнее, нежели при речении громогласных славлений, возносимых жрецами на Капище, ибо обращаемся к Богам не из внешнего, а из внутреннего, предстоя перед Ними на Капище своего Сердца, где человеческое и Божественное суть Неделимое ОДНО.

15. Трансформирующая сила Огня

Трансформирующая сила Огня проявляется двояко: во-первых, как сила очищающая и разрушающая, а во-вторых, как сила возносящая и воссоединяющая с Иным.
В Славянской обрядовой практике Огонь используется для очищения места, предметов и самого пространства, в котором вершится священнодействие. Огонь устраняет препятствия на Пути, а также отсекает и разрушает «информацию», связанную с тем или иным предметом, уничтожает тонкоматериальные «следы» различных предыдущих воздействий, как благих, так и не благих. Огонь даёт возможность обнулить психоэнергетические образования, очистить тонкоматериальную «историю» данной вещи или места, расчистить пространство для проявления чего-то нового: новых возможностей, ведовских влияний или присутствия незримых Сил, пробуждаемых или призываемых во время последующей обрядовой практики.

Обычно под очищением понимают более мягкую форму разрушительного воздействия силы Огня, а под собственно разрушением — более жёсткую, способную устранить те или иные препятствия наиболее радикальными методами: «Батюшка Ты, Яр-Огонь! Сожги, спали скверну, выжги лихо напрочь!..» Но по сути и в том, и в другом случае речь идёт именно о РАЗРУШЕНИИ, творимом Волей ведуна, направленной через Огонь и воплощаемой посредством соответствующих очистительных ритуальных действий.

С другой стороны, Огонь используется как своего рода Врата в Иное, как ПОСРЕДНИК между здешним и Незримым, между людьми и Богами, между живущими в Яви и Миром Предков. Так, через Огонь возносятся требы Богам, жертвы Предкам и подношения Духам. Не разбирая подробно символическую сторону вопроса, заметим, что трансформирующая сила Огня позволяет пресуществить рациональное устремление ума в акт Воли, совершаемый не рассудочными желаниями, но глубинным намерением, превратить абстрактный замысел в действенный магический акт.

При этом в ритуальном пространстве следует чётко разграничивать Огонь очищающий, разрушающий скверну, сжигающий нечто непотребное, и Огонь, возносящий жертвенные дары до Богов и делающий жертвенник местом Духовного Пресуществления — Перехода на иной уровень бытия. Проще говоря, не следует в один и тот же Огонь воскладать чистые требы и ритуально нечистые предметы, которые по каким-либо причинам необходимо уничтожить. Для этого нужно чётко и недвусмысленно разносить в обрядовом пространстве место очищения от скверны и место воссоединения с Божественным.

Журнал "Родноверие" выпуск №14
Влх. Велеслав