О Ведизме и псевдоведических учениях

О Ведизме и псевдоведических ученияхЧасть первая

К культуре древней Индии всегда относился с интересом и любопытством: тема ведической культуры и ведических ариев завораживает. Тема эта, неведомая современному человеку, – бездна. Чуть ступите ногой – и уйдёте туда навсегда, с головой. И не видать вам покоя до самой смерти[1], ибо любопытство уже никогда не иссякнет.

Сейчас многие авторы так или иначе затрагивают тему ведической культуры, ведических взаимоотношений мужчин и женщин, генетической и духовной связи славян и ариев и даже тему существования некой Ведической Руси. В итоге на любого человека, который по тем или иным причинам проявляет интерес к Древней Индии, Древней Руси и ведизму, обрушивается целый шквал различной информации, нередко очень даже противоречивой и ненаучной. И в этой информации неподготовленному читателю бывает непросто отличить правду от вымысла.

О генетической и духовной связи праславян и ведических ариев заговорили генетики, историки, лингвисты и этнографы, не говоря уже о различных писателях и «духовных учителях». В частности, Клёсов в книге «Происхождение славян. ДНК генеалогия» утверждает, что «4900 лет назад праславяне рода R1a явились в русской равнине, причем не просто какие-то праславяне, а именно те, потомки которых живут в настоящее время, числом в десятки миллионов человек. 3800 лет назад арии, потомки тех праславян, построили городище Аркаим, Синташ и страну городов на Южном Урале. 3600 лет назад Аркаим арии покинули и перешли в Индию».

При этом гаплогруппа R1a (Y-хромосома, которая передаётся по отцовской линии) у русских имеет среднюю частоту 47%, у белорусов – 50%, у украинцев – 44% (по данным Балановского). А в высших кастах Индии в настоящее время до 72% носителей гаплогруппы R1a (по данным Клёсова). Таким образом, ДНК генеалогия говорит о генетической связи между праславянами и ведическими ариями. О близком родстве говорят и данные лингвистов, в частности Шастри и Н. Гусевой, а также материалы, собранные С. Жарниковой.

Возникают вопросы: являемся ли мы потомками ведических ариев и была ли Ведическая Русь?
По мнению археологов, ведические арии являются ушедшими на юг потомками андроновской археологической культуры (3-2 тыс. до н. э.). Андроновская культура вышла из ямной, ямная из среднестоговой и, пожалуй, эту среднестоговую археологическую культуру (5-4 тыс. до н. э.) и следует считать праиндоевропейской. Так вот, случилось так, что ведические арии 3600 лет назад (2 тысячелетие до н.э.) покинули территорию Южного Урала и через Среднюю Азию ушли в Индию.

В Индии арии не были первыми цивилизаторами, там существовала развитая Хараппская цивилизация с благоустроенными городами, орошаемым земледелием, садоводством, письменностью и высоким уровнем развития искусства[2]. Эта древняя цивилизация пришла в упадок еще до прохода туда ведических ариев, поэтому арии её не разрушили, а скорее добили. Основным населением Индии в то время были австралоидные (негроидные) дравидские племена, однако создатели культур Хараппа были европеоиды, пришедшие на Инд из юго-западного Ирана, принеся, вероятно, протодравидский язык, родственный Эламскому. У населения Хараппы прослеживается веддоидная примесь, что отражает начало метисации населения Индостана.[3]

В Хараппе (…) городское население разделялось и в зависимости от различной расовой принадлежности. Оно явно было смешанным…
В самом низу социальной лестницы мы находим примитивный “австралоидный” тип; толстые губы и мясистый нос маленькой бронзовой статуэтки свидетельствуют о родстве этой группы с уцелевшими аборигенами южной Индии… Другой, более развитый тип с таким же длинным черепом, как и у предыдущего, называют европейско-африканским или даже средиземноморским. Он, по-видимому, приближается к одному из длинноголовых шумерийских типов… На третьем месте здесь, как и в Кише и Аккаде, представлен брахицефальный альпийский или армяноидный тип…[4]

Данные западных археологов подтверждаются и данными советских антропологов, которые утверждают, что палеоантропологические исследования остатков скелетов из Хараппы и Мохенджо-Даро продемонстрировали гораздо большую выраженность европеоидного компонента, чем сейчас на юге Индии… Среди дравидов сильна примесь европеоидных средиземноморских элементов, но основы их физического типа составляют негроидный или австралоидный компонент.[5]

Очевидно, арии не были первыми европеоидами на территории Индии. Но кем бы ни были основатели этой цивилизации, арии столкнулись на территории Индии с пришедшей в упадок высокоразвитой городской культурой, населенной уже только австралоидным населением. Местные темнокожие племена арии называли “дасью” или “даса”, что означало “варвар”, “чужак”.[6] А для того чтобы сохранить свое господство и не раствориться в более многочисленном и, видимо, не таком уж нецивилизованном местном населении, арии ужесточили кастовую систему и ввели в неё четвёртую касту – шудр, которая складывалась в основном из потомков дасью. Дальнейшая история ариев в Индии – это история постепенного размывания кастовых перегородок и слияния их с местным населением. А история индийской ведической культуры – это история борьбы и симбиоза его арийского и дравидского компонентов, которые в современном индуизме стали практически неразличимы. При всем этом наукой не зафиксировано, чтобы кто-то из ведических ариев в массовом порядке вернулся обратно на север, поэтому мы хотя и генетически родственны ведическим ариям и, безусловно, имеем общих предков живших пять тысяч лет назад, но никак не можем быть их прямыми потомками. Логично предположить, что на юг ушли не все ведические арии, некоторые остались в русской равнине и стали предками восточных славян, тем более и в таких русских словах, как «ведать», «ведьма», «поведение», «ведогонь», ясно слышится арийский корень «вед».

«Мы не азиаты, а индоевропейцы, и не потомки арийцев скифов, а другая индоевропейская ветвь – славяне»,[7] – продолжают настаивать официальные историки. Но звучит это всё для нас как-то неубедительно и все равно оживает стремление понять, есть ли у нас с ариями генетическая преемственность или можно говорить только о родстве? Играя на любопытстве, многие умельцы тут же предлагают нам в распоряжение Русские Веды, Славяно-Арийские Веды и прочие знания Ведической Руси, нисколько не смущаясь тем, что между уходом ариев (в 1600 году до н. э.) и первыми упоминаниями о Руси (8-9 веков н. э.) прошло почти 2,5 тысячи лет. Все предложенные нам Русские или Славянские Веды в конце концов оказываются фальшивками, но все равно многие люди продолжают верить в ведическую культуру наших предков. И чтобы понять, какой могла бы быть эта ведическая вера праславян, остается только обратиться к ведической культуре древней Индии.

У ведических ариев самым почитаемым из всех был грозный воинственный бог Индра, громовержец, созданный по подобию арийского вождя героического века. Находясь под действием сомы, он убивает дракона Вритру, или Ахи, освобождает похищенную корову света или дождя и спасает томящуюся в неволе богиню рассвета. Только между строк можно разглядеть образы обычных земных правителей, воплощением которых и является Индра, – щедрых к сказителям, способных покорить темнокожих дашьев (аборигенов), любителей крепких напитков, игры в кости и конских ристаний – одним словом, обладавших всеми характерными чертами, присущими и германским героям, описанным в северном эпосе. Их главным богатством были коровы и лошади, их средством передвижения была запряженная лошадьми колесница…[8]

От начала до конца карьеры Митры и Варуны как великих верховных богов, от доведийской эпохи до конца ведийской их союз сохранил один и тот же принцип организации, один и тот же принцип противопоставления… Противопоставление никогда не было и не могло быть враждой или соперничеством, но лишь дополнительным распределением. Оба бога вместе с представляемыми ими понятиями и действиями равно необходимы для жизни человека и космоса.[9]

Более того, Индра, Митра и Варуна были верховными богами не только ведических ариев, но и ариев Митанни, а, вероятно, также и ираноязычных ариев до принятия ими реформы Заратуштры. По крайней мере, у ираноязычных народов Средней Азии культ Митры предшествовал культу Ахура Мазды.

В 1907 Хьюго Винклер удивил научный мир, расшифровав имена четырех божеств, хорошо известных по индийским Ведам, призванных в качестве свидетелей договора, подписанного в 1360 году до н. э. между правителями Митанни и хеттов.

Божества перечислены наряду с другими богами – десятью вавилонскими и четырьмя собственно митаннийскими – Индрой (in-da-ra), Варуной (u-ru-v-na или a-ru-na), близнецами Митрой и Насатьей (na-sa-at-ti-i-ia)…[10]

То есть, по мнению ученых, индийская культура претерпела много изменений. И если вначале верховными богами ариев были Варуна (по мнению И. Тейлора и других историков он соответствует греческому Урану) и Митра, во времена завоевания Индии на первый план вместе с ними выдвигаются Индра и Агни, а позже верховным богом начинают считать Брахму (что отразилось в Рамаяне). И лишь сравнительно недавно произошло распространение культа Вишну и его аватара.

А вообще, если прочитать сами Веды, тогда всё встанет на свои места. После прочтения Ригведы, Рамаяны и Законов Ману складывается некоторое представление о ведической культуре и становится очевидной ложь различных современных псевдоведистов, например кришнаитов, которые свои знания называют ведическими, хотя к Ведам они не имеют абсолютно никакого отношения. Точно так же, как “ведические родноверы” всё равно что морские свинки (по меткому выражению Л. Прозорова): ни к Ведам, ни к родноверию никакого отношения не имеют. А сам кришнаизм, последователи которого поклоняются Кришне как изначальной форме Бога, также является новоделом: он возник в начале XVI века в Бенгалии. Основоположником кришнаизма был вайшнавский святой и реформатор Чайтанья (1486–1534). Кришнаизм получил широкое распространение в европейских странах благодаря деятельности Прабхупады, и сегодня те вегетарианцы, пацифисты и космополиты, что верят в дравидских богов и считают Ведами бредовые писания Прабхупады, очень бы изумились, узнав какой является настоящая ведическая культура.

У кришнаитов цель жизни заключается в том, чтобы посмертно вечно лизать ноги похотливого дравидского бога, естественно, негра (Кришны), и заниматься с ним сексом, ибо высшая форма служения Кришне – это супружеское служение. Это сказано в Шримад бхагаватам (песнь 1, глава 5, текст 39, стр 244; песнь 1, глава 7, текст 10, стр. 292 и прочие). А еще там есть такие перлы, что деньги – это зло, зачем они вам, отдайте их лучше нам (Шримад Бхагаватам, песнь 1, глава 5, текст 38, стр. 240). Кроме того, там написано, что нельзя читать никакие книги, кроме книг, написанных Прабхупадой и его учениками, ибо все остальные авторы невежественны и их книги вредны. И такая "мудрость" в кришнаитских книгах на каждом шагу. Понятно, что кришнаизм, несмотря на его индийские корни, – это чистой воды псевдоведическое учение, каких сейчас появляется все больше и больше.

Но вообще проблема ведизма глубже, чем кажется. Дело в том, что культ ведических богов закончился в эпоху брахманизма (VI в. до н. э.–X в. н. э), а в современный Индии он свелся к культу Шивы и Вишну. Индийская культура за 4000 лет много раз изменялась, и чем больше растворялись арии в дравидах (коренном негроидном населении Индии), тем меньше в ней оставалось ведического. Современные индийские учения все меньше и меньше ссылаются на Веды (их всего четыре: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа, и никаких других Вед науке неизвестно) и все меньше и меньше упоминают ведических богов. Кришнаизм уже называет богов полубогами, а богом только Кришну. Сам Кришна с санскрита переводится “черный”, а не отнюдь не “прекрасный”, как думают кришнаиты. Хотя черный – это для них и есть прекрасный, видимо. Н. Гусева и некоторые другие ученые индологи считают, что синий цвет индийских богов первоначально был черным и означал их негроидность.

В принципе, все понятно: зачем населяющим в данный момент Индию терцеронам (тем, кто на четверть негры) и мулатам воинственные гимны древних ариев? Они им чужды и непонятны так же, как современным жителям Средней Азии чужды и непонятны гимны Авесты.

О Ведизме и псевдоведических учениях

Остаётся только первоисточник, т. е. сами Веды. Наиболее древней из 4 Вед является Ригведа («Веда гимнов»). Ригведа была составлена, видимо, около 1700–1100 г. г. до н. э. и является одним из древнейших индоиранских текстов и одним из древнейших религиозных текстов в мире. Ригведа состоит из 10 книг, называемых мандалами. Каждая мандала состоит из гимнов, называемых сукта.

О Ведах обычно пишут, как о неком источнике нравоучений, но, по сути, это гимны (славления, заклинания). Причем нередко эти гимны звучат воинственно и даже агрессивно. Это явно не для блаженной медитации йогов написано:

Мы хотим получать выгоду, побеждая с твоей помощью
Вместе с арием всех врагов-дасью!
Это для нас тогда ты отдал во власть Вишварупу,
Сына Тваштара, во власть Триты из круга (наших) друзей.
(Ригведа, Мандала II, гимн 11, строфа 19)

Кем все эти перевороты совершены,
Кто дасу как низшую расу заставил затаиться,
Кто, как счастливый игрок, выиграв, сорвал ставку, –
Богатства чужого человека – тот, о люди, Индра!
(Ригведа II, 12, 4)

Как видите, речь идет не только о том, что необходимо убивать врага, но и о том, что нужно отбирать его богатства. А вот еще одна любопытная цитата:

Этот Индра, убийца Вритры, взорвал (крепости)
Дасов, таящих в (своем) чреве черную (расу), он,
проламыватель крепостей.
Он породил для человека землю и воды.
Всегда он побуждал к произнесению (гимнов) жертвователя.
Этому Индре досталась от богов
Вся храбрость при завоевании вод.
Когда ему вложили в руки дубину грома,
Убив дасью, он низверг их железные крепости.

(Ригведа II, 20, 7-8)

Всех неариев (в данном случае дравидов) арии называли дасью. А вот что такое железные крепости дасью, это очень интересно. Возможно, слово железные (ayasa) использовано в переносном смысле и означает, что они были очень крепкими. А дравидские города, такие как Хараппа и Мохенджо-Даро, были действительно очень развитыми и укрепленными. Именно так считает Елизаренкова, переводчик Ригведы. Но возможно, железные крепости являются некими высокими технологиями древности. Такую гипотезу тоже нельзя полностью отрицать.

Он захватил скакунов, и солнце он захватил,
Индра захватил корову, обильную питанием,
И власть над золотом он захватил.
Убив дасью, он поддержал арийскую расу.

(Ригведа, III, 34, 9)

Мы хотим призывать на счастье щедрого Индру,
Самого мужественного, для захвата добычи в этой битве,
(Бога,) слышащего (нас), грозного – для поддержки в сражениях,
Убивающего врагов, завоевывающего награды!

(Ригведа, III, 34, 11)

Опять же, как главные ценности мы видим стремление ариев к победе над врагом, богатству и власти. Грубо, агрессивно, но действенно…
Интересно начало этого гимна:

Индра-проламыватель крепостей победил дасу песнопениями,
(Он,) находящий блага, рассеивающий врагов.
Вдохновленный молитвой, возросший телом
(Бог,) дающий много, заполнил оба мира.
Как поощрение тебе, воинственному, мощному,
Я посылаю речь, радея о бессмертии.
О Индра, ты тот, кто идет впереди
Людских поселений, а также божественных племен.

(Ригведа, III, 34, 11)

Индра заполнил оба мира, и к Индре обращаются за бессмертием, это говорит о важных функциям Индры как бога, а также наличие веры в бессмертие души и нематериальный мир богов. Одно из первых упоминаний о бессмертии и ином мире в истории человечества. И сохранилось оно в Ведах. Индра был и главным ведическим богом на тот период, что мы видим в следующем гимне:

Троякий противовес (твоей) силы:
Три земли, о господин людей, три светлых пространства –
Ты перерос всю эту вселенную.
Издревле, о Индра, по рождению у тебя нет (равного) врага.
Тебя мы зовем первым среди богов.
Ты (всегда) был победителем в битвах.
Пусть этого нашего певца Упаманью
Индра (сделает) победителем, (а) колесницу пустит вперед
в состязании!

(Ригведа, I, 102, 8-9)

В том же гимне упомянуты и другие ведические боги:

Да будет Индра все дни защищать нас словом!
Да завоюем мы награду, не сворачивая с пути!
Пусть нам щедро это даруют Митра, Варуна,
Адити, Синдху, Земля и Небо!

(Ригведа, I, 102, 11)

В этом гимне упоминается Варуна, наиболее древний ведический бог неба, охранитель истины и справедливости, а еще следует обратить внимание на три светлых пространства неба:

Вы, боги, те, что находитесь
В трех светлых пространствах неба:
Что справедливо, а что несправедливо?
Где же (мое) прежнее жертвенное возлияние?
О Небо и Земля, узнайте обо мне (в таком положении)
Что же (это) за поддержка справедливого?
Что за надзор Варуны?
Можем ли мы обойти злоумышленника,
(Идя) по пути великого Арьямана?
О Небо и Земля, узнайте обо мне (в таком положении)

(Ригведа, I, 105, 5-6)

Можно и нужно изучать Веды, чтобы понять настоящую культуру древних ведических ариев. Возможно, она была довольно простой и слишком воинственной, но такой уж она была. Такова уж правда. А об обычаях и традициях ведического общества можно прочитать в Законах Ману. Эти Законы не только не противоречат Ведам, но и часто на них опираются. При этом материальные блага представляли ценность только для лиц, принадлежащих в 3 касте (ремесленников), поэтому нельзя сказать, что все ведические арии были очень алчны или корыстолюбивы. Моральные ценности ведического ария зависели от того, к какой касте он принадлежал. В частности, в Законах Ману говорится, что «мудрыми, обнаружившими веду, было объявлено, что это все благо богов и людей имеет в аскетизме начало, в аскетизме – середину, в аскетизме – конец. Аскетизм для брахмана – приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия – охрана народа, аскетизм для вайщия – хозяйственная деятельность (vartta), аскетизм для щудры – услужение (sevana)».

Теперь как будто считается бесспорным, что идеологическая структура трех функций в самой общей форме была известна индоиранцам еще до их разделения. Ряд пассажей в Гатах Авесты и в Младшей Авесте свидетельствуют об этом достаточно ясно… Что касается иранцев в Иране, то им, по крайней мере теоретически, было известно социальное деление на классы: жрецов, воинов, скотоводов-земледельцев, позднее дополненных классом ремесленников, сопоставимые с тремя варнами ариев в Индии[11].

Социальное деление на 3 (позднее 4) касты было характерно для практически всех индоевропейских народов, при этом главными добродетелями для жрецов (брахманов, магов, волхвов) являлся ум и духовное развитие, для воинов (кшатриев, витязей) – военная доблесть и защита страны, для скотоводов и ремесленников (вайшьев) – материальное богатство, для рабов (шудр) – исполнительность. Это кастовое деление легло в основу ведической культуры ариев. И современные индийские учения, отрицающие кастовое деление, противоречат Ведам и идут против их авторитета.

В данный момент эти кастовые деления кажутся для нас дикими. Однако если хорошенько вдуматься, то они до сих пор не потеряли своей актуальности: ибо одни из нас всё время находятся в происках мудрости и знаний, другие – ставят на первое место защиту интересов своей страны или народа, третьи – стремятся к деньгам и материальным благам, четвертые не стремятся ни к чему и лучше себя чувствуют тогда, когда за них всё решают другие. Но каждый ценен для общества, когда он на своем месте, и каждого из нас достижение целей делает счастливым. Поэтому нельзя стать счастливым, живя не своей жизнью, ибо лучше своя дхарма[12] , плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая[13].

журнал "Родноверие" выпуск №9
Станислав Кузин
Продолжение в ежегодном издании Родноверие №10

  1. С. Алексеев. Сокровища Валькирии. Стоящий у Солнца
  2. А. Буровский. Арийская Русь. Ложь и правда о «высшей расе».
  3. Е. Кузьмина. Арии, путь на юг.
  4. Гордон Чайлд. Древнейший Восток в свете новых раскопок.
  5. В. П. Алексеев. Этногенез.
  6. А. Буровский. Арийская Русь. Ложь и правда о «высшей расе».
  7. Е. Кузьмина. Арии, путь на юг.
  8. Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  9. Дюмезиль “Верховные боги индоевропейцев”
  10. Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  11. Дюмезиль “Верховные боги индоевропейцев”
  12. Дха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharma) — индийский религиозный термин, в одном из аспектов — совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка.
  13. Законы Ману