Ибо царство зиждется на Правде, и этот мир основан на Правде.
Риши и небожители чтут только Правду;
Лишь говорящий в этом мире Правду достигает освобождения.
Человека, говорящего ложь, страшатся словно змеи;
В этом мире высшая добродетель – Правда, на коей, как сказано, всё зиждется.
В этом мире Правда – владыка, на Правде покоится Лакшми,
Корень всего – Правда, нет ничего выше Правды...
Рамаяна
(…) в глазах руса клятва была одной из важнейших частей миропорядка.
Не зря он клялся "доколе мир стоит, доколе солнце светит".
На устои мира, на солнечный свет посягал нарушивший клятву,
и прощения ему не было.
Озар Ворон. Святослав
Как воспринимает клятву современный человек? Конечно же, это зависит, прежде всего, от его личных нравственных качеств. Но, полагаю, мало кто будет оспаривать то, что в нашем обществе значение клятвы сведено к минимуму. Наши соотечественники не клянутся говорить правду в суде – их лишь «предупреждают об ответственности за дачу ложных показаний». Молодожёны не дают друг другу клятву верности, когда вступают в брак. Правда, в армии существует обязательная для всех присяга, но она нередко воспринимается как простая формальность… Наши Предки видели Мир иначе и к клятвам относились совершенно по-другому.
Наши Пращуры ведали, что всё во Вселенной подвластно единому Закону. Они называли его Правдой и считали одной из его составных частей нравственный Закон, которому обязаны следовать люди (подразумевающий, в числе прочего, и необходимость соблюдения клятв и договоров). Современный исследователь славянской культуры М. Л. Серяков пишет: «Согласно широко распространенному у индоевропейских народов убеждению, мир действительно стоит на Правде. О древности подобного представления говорит тот факт, что у славян оно нашло отражение даже на языковом уровне: окружающая их Вселенная, упорядоченный космос назывался ими миром, и этим же словом назывался базовый социальный организм, мир-община, являвшийся подобием мира-Вселенной. Однако человеческий мир возникал и существовал лишь благодаря царящему внутри него миру в смысле договора, основывающегося, как мы видели, на разделении общества на три сословия и их взаимосотрудничестве. Последний мир-договор относится уже к сфере права и является одним из частных проявлений всеобщей Правды»[1].
Следование Закону – добро, его нарушение – зло, кривда, грех (да-да, зло и грех, как бы ни плевались от этих слов некоторые современные «язычники», любящие порассуждать об «относительности добра и зла»).
Наши Предки верили, что кривда может вызвать стихийные бедствия. В старинном духовном стихе о Голубиной Книге сказано:
От кривды земля восколебалася.
От того народ весь возмущается;
От кривды стал народ неправильный,
Неправильный стал, злопамятный:
Они друг друга обмануть хотят;
Друг друга поесть хотят[2].
Как видно из этих слов, кривда (нарушение Закона) является причиной как природных катаклизмов («земля восколебалася»), так и утраты лада в обществе[3] («они друг друга обмануть хотят, друг друга поесть хотят»). А. Н. Афанасьев в своей работе «Поэтические воззрения славян на природу» приводит народное поверье: «ради людских грехов солнце ныне стало светить тусклее прежнего»[4]. Не следует списывать эти воззрения на «христианское влияние»[5]: идея воздаяния за грехи прекрасно известна в языческих религиях.
Согласно стиху о Голубиной Книге, умножение кривды на Земле – признак Конца Света:
При последнем будет при времени,
При восьмой будет при тысяци
Правда будет взята Богом с земли на небо,
А Кривда пойдёт она по всей земли[6].
Для сравнения: Старшая Эдда гласит, что перед Рагнарёком, во время которого погибнет Вселенная,
Братья начнут
биться друг с другом,
родичи близкие
в распрях погибнут;
тягостно в мире,
великий блуд,
век мечей и секир,
треснут щиты,
век бурь и волков
до гибели мира;
щадить человек
человека не станет[7].
Как видно из вышесказанного, к клятвам наши Предки относились более чем серьёзно. В «Повести временных лет» содержатся некоторые сведения об обрядах, которые совершали русские князья, заключая мир с византийцами:
«Цесарь же Леонъ съ Александром миръ створиста съ Ольгом, имъшеся по дань, и ротѣ заходивше межи собою, целовавше сами крестъ, а Ольга водиша и мужий его на роту[8] по рускому закону: кляшася оружьемь своимъ, и Перуномъ, богомъ своимъ, и Волосом, скотьимъ богомъ, и утвердиша миръ».
«Иже помыслить от страны Рускыя раздрушити таковую любовь, и елико ихъ крещенье прияли суть, да приимуть мѣсть от Бога вседѣржителя, осужение и на погибель и в сий вѣкъ и в будущий, а елико ихъ не кресщено есть, да не имуть помощи от Бога, ни от Перуна, да не ущитятся щиты своими, и да посѣчени будуть мечи своими, и от стрѣлъ и от иного оружья своего, и да будуть раби и в сий вѣкъ и будущий (…) И наутрѣя призва Игорь сли, и приде на холъмы, кде стояше Перунъ, и покладоша оружья своя, и щиты и золото».
«Азъ Святославъ, князь рускый, якоже кляхся, и утвѣржаю на свѣщании семъ роту свою (…) Аще ли от тѣхъ самѣхъ и преждереченыхъ не храним, азъ же и со мною и подо мною, да имѣемъ клятву от Бога, в неже вѣруемъ — в Перуна и въ Волоса, бога скотья, да будем золотѣ, якоже золото се[9], и своимъ оружьемь да иссѣчени будемъ, да умремъ»[10].
Из приведённых в ПВЛ описаний следует, что принесение клятвы подразумевало призывание Богов в свидетели (в том числе – на капище: упоминаются холмы, где стояла капь Перуна) и пожелание кары клятвопреступнику (при этом в ходе ритуала использовались соответствующие этой каре символы – оружие и золото).
Христианская церковь пыталась искоренить этот древний обычай. Дело здесь не только в языческих обрядах, как пишет Д. И. Антонов, «...с точки зрения христианства клятва – грех, прямо осуждённый в Новом Завете (Мф. 5: 33-37, Иак. 5: 12) и порицаемый в сочинениях Отцов Церкви (Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста и др.). Человек не властен над будущим, и поэтому подобное обещание свидетельствует о греховном самоволии, забвении Бога, который вершит судьбы людей»[11].
Согласно «Закону судному людям» (моравскому юридическому памятнику, составленному при активном участии св. Мефодия[12]) принесение присяги приравнивалось к совершению жертвоприношения языческим Богам и должно было караться продажей в рабство и конфискацией имущества: «Яко всяко село в нем же требы бывають. или прiсягы поганьскы. да отдютсь въ бии храмъ. Со всЪмь имЪньемь елико iмоуть га та в томь селЪ. Иже творять требы и присягы да продасться со всЪмь имЪньемь своимь. А цЪна ихъ дасться нищимъ»[13]. Справедливости ради нужно заметить, что власть предержащие в Великой Моравии избегали в полном объёме следовать предписаниям этого свода законов, за что св. Мефодий их порицал.
В «Слове св. Иоанна Златоуста о клятвах» говорится: «Аще речеши, мнози ротятся и клянутся, то како зла не приемлют, но мстить бо имъ вскоре, якоже при Анании и Самфиле. Не чюдися, брате, иже бо велики грехи творят... Велико бо согрешения есть рота и клятва…»[14] Если в «Законе судном людям» говорится о «присягах поганьских», что можно трактовать как принесение присяг по языческому обычаю, то в «Слове св. Иоанна Златоуста…» речь, по-видимому, уже идёт о любых клятвах. Вот характерный пример отношения христианского духовенства к присяге: «… поп Илья запретил идти к христианской святыне какой-то дружине, давшей в этом роту, и даже наложил на нее за это епитимью: "Ходили бяху роте, хотяче в Ерусалим. Повеле ми опитемью дати: та бо, рече, рота губить землю сию"»[15].
Тем не менее усилия церковников не увенчались успехом. Славяне начали клясться на кресте вместо оружия, призывать в свидетели христианского Бога вместо славянских Богов, но обычай выжил. Как пишет М. Л. Серяков, «с принятием христианства святилища языческих Богов – хранителей вселенского закона были разрушены, но находчивое сознание быстро приспособило для нужд языческого в основе своей ритуала самый священный символ христианства, крест, и стало проводить этот ритуал в новых капищах – православных церквах»[16]. А параллельно «крестному целованию» продолжали существовать и откровенно языческие обряды.
В «Поэтических воззрениях славян на природу» А. Н. Афанасьева сказано, что у чехов «в некоторых случаях от лиц, дававших присягу, требовалось, чтобы они становились лицом на восток – против утреннего солнца»[17]. Что это, если не призывание в свидетели клятвы Дажьбога-Солнца?
Этнограф А. А. Коринфский сообщает: «Было время на Руси, когда при тяжбах о чересполосных владениях вместо нынешней присяги в обычай было ходить по меже с куском вырезанного на спорном поле дерна на голове. Это было равносильно лучшему доказательству законных прав тяжущегося. Еще в древнеславянском переводе «Слова Григория Богослова» встречается такая самовольная вставка переводчика: «Ов же дьрьн вскроущь на главе покладая присягу творить» (…) Клятва над землею сохранилась в народе и до сих пор по захолустным деревням, лежащим в стороне от городов. «Пусть прикроет меня Мать-Сыра-Земля навеки!» – произносит клянущийся, правою рукой осеняясь крестным знамением, а в левой держа ком земли»[18].
В упомянутом выше древнеславянском переводе есть ещё и слова: «Ов присягы костьми чловечами творить»[19]. По мнению А. Н. Афанасьева, речь здесь идёт об останках Пращуров: «тому, кто понапрасну божится, говорят с укором: «Не шевели даром костями родительскими!»[20]
Клятвы не исчезли. Сведения о том, как надлежит славянину приносить присягу, дошли до наших дней. Золотая нить Обычая не прервалась.
Слава Богам и Предкам нашим!
Журнал "Родноверие" выпуск №9
Мирослав (Власкин Е. А.)
Литература:
- Антонов Д. И. Смута в культуре Древней Руси. Эволюция древнерусских мифологем в книжности начала XVII века. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2009.
- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Источник: http://kolohod.narod.ru
- Духовный стих о Голубиной Книге. Источник: http://old-ru.ru/01-1.html
- Коринфский А. А. Народная Русь. Смоленск: «Русич», 1995.
- Повесть временных лет. Источник: http://www.pushkinskijdom.ru
- Серяков М. Л. Голубиная книга. Священное сказание русского народа. М.: Алетейя, 2001.
- Серяков М. Л. Рождение Вселенной. Голубиная книга. М.: Яуза, Эксмо, 2005.
- Старшая Эдда. Прорицание вёльвы. Источник: http://norse.ulver.com
- Серяков М.Л. Рождение Вселенной. Голубиная книга. М.: Яуза, Эксмо, 2005.
- Духовный стих о Голубиной Книге. Источник: http://old-ru.ru/01-1.html
- В вышеприведённом тексте говорится «стал народ неправильный». Слово «народ» было синонимом понятия «мир» (общество) – в том же стихе о Голубиной книге сказано: «От чего у нас ум-разум? От чего наши помыслы? От чего у нас мир-народ?» (Власкин Е.А.)
- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Источник: http://kolohod.narod.ru
- К сожалению, некоторые люди, называющие себя язычниками, склонны отвергать любые идеи, в которых они видят сходство с христианством. Их больше заботит не возрождение Веры Предков, а противопоставление себя христианской религии. В результате их мировоззрение становится не языческим, а антихристианским, только в языческой обёртке. Как справедливо сказал по этому поводу Озар Ворон (цитата, скорее всего, неточная, но смысл был именно такой): «Христиане ходят на ногах и в штанах. Мы должны ходить на руках и без штанов?» (Власкин Е. А.)
- Духовный стих о Голубиной Книге. Цит. по: Серяков М. Л. Голубиная книга. Священное сказание русского народа. М.: Алетейя, 2001.
- Старшая Эдда. Прорицание вёльвы. Источник: http://norse.ulver.com
- Рота в древнерусском языке – синоним понятия «присяга». М. Л. Серяков выдвинул теорию, согласно которой слово «рота» означало также и Вселенский Закон. (Власкин Е. А.)
- М. Л. Серяков считает, что речь здесь идёт о болезни, и в этой связи сообщает, что в вологодских говорах сыпь от золотухи на лице называется «божье». (Власкин Е. А.)
- Цитаты из ПВЛ приводятся по тексту, размещённому на сайте Института русской литературы РАН: http://www.pushkinskijdom.ru
- Антонов Д. И. Смута в культуре Древней Руси. Эволюция древнерусских мифологем в книжности начала XVII века. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2009.
- Мефодий – согласно «официальной версии» истории, один из создателей славянской азбуки.
- Цит. по: Серяков М. Л. Голубиная книга. Священное сказание русского народа. М.: Алетейя, 2001.
- Цит. по: Серяков М. Л. Голубиная книга. Священное сказание русского народа. М.: Алетейя, 2001.
- Цит. по: Серяков М. Л. Голубиная книга. Священное сказание русского народа. М.: Алетейя, 2001.
- Серяков М. Л. Голубиная книга. Священное сказание русского народа. М.: Алетейя, 2001.
- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Источник: http://kolohod.narod.ru
- Коринфский А. А. Народная Русь. Смоленск: «Русич», 1995.
- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Источник: http://kolohod.narod.ru
- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Источник: http://kolohod.narod.ru