Фундаментализм

Борис Ольшанский - РусалкаБуквализм и фундаментализм — вот два признака вырождения Духовной традиции. Мистики — космонавты внутреннего Космоса — никогда не боролись с формалистами по той же причине, по которой родители не борются с «буквалистской» верой их ребёнка в Деда Мороза. Но вся история человечества насквозь пронизана борьбой формалистов против мистиков, святых, просветлённых и просто непохожих на других, вышедших за пределы обывательского понимания личностей. Не миновала эта борьба и Славянского Язычества. Сильнейший удар по Родной Вере был нанесён христианством, когда на протяжении веков на Руси физически уничтожалась Духовная элита Руси — волхвы, вещие люди, то есть все те, для кого Языческое Знание не сводилось к знанию заговоров при дойке коров и пению детских колядок на Зимний Солнцеворот, а имело и другое измерение — инициатическое, посвятительное, мистериальное. С приходом христианства Русь оказалась в положении Античного мира, утерявшего свои мистерии и сохранившего лишь буквалистскую веру в Богов. Большая часть того, что мы знаем о Русской Традиции из народной культуры, этнографии, — это не волховское Ведание, а бытовая магия, свод простонародных верований и суеверий, это знание простых людей, а не Божественная Мудрость посвящённых в мистерии. Это ни в коем случае не значит, что народная культура эпохи двоеверия «бесполезна» для нас нынешних, — она интересна и полезна, но не в качестве образца для слепого копирования, а как собрание материалов для работы, как отправная точка для исследовательской и Духовной практики.

Духовное Возрождение Руси — это не обратная замена иудео-христианской «Библии» какой-нибудь новонайденной «Велесовой Книгой», злобного и мстительного Яхве добрым Сварогом, Христа Хорсом, Ильи-Пророка Перуном, а Власия Велесом. Отбросить чужебесие, вернуть сакральные Имена, вновь начав осмыслять своё Духовное Небо через Родные понятия, — этого не достаточно для возрождения Родной Веры во всей её полноте! Замена одной формалистской религии на другую не приведёт к качественным изменениям, но лишь к смене «одежд».

Сейчас вера в то, что Перун — это «мужик с топором (или с автоматом Калашникова), сидящий на облаке», столь же нелепа и чужда духу Истинного Язычества, как и вера в то, что «на облаке» сидит старец Саваоф. Придание возрождающемуся Родноверию «дремучих» форм — это верный способ профанизировать его, низвести до уровня вульгарной нео-языческой имитации.

Самые «аутентичные» Капища, самые бородатые «волхвы», самые «посконные» формы обряда — это признаки не истинных Язычников, а подражателей. Хороший исследователь, обладающий энциклопедическими знаниями о Русской Старине, — вовсе не обязательно хороший жрец (а чаще всего — просто «никакой» жрец). Человек, эмоционально увлечённый Языческой романтикой, вовсе не обязательно глубоко осознаёт суть Язычества как собственно Веры и Ведания. «Митинговый» патриот, рвущий на себе рубашку «за Русь», вовсе не обязательно хорошо знает историю своего Рода и Родной Земли (даже на уровне школьной программы).

Противоположную сторону фундаменталистам занимают фантазёры от Язычества. Они любят рассуждать о «многомиллионнолетней» истории Русов, пишут всевозможные «Славяно-Арийские Веды», выдавая их за древние произведения, изобретают «Всеясветные грамоты», усматривают в пятнах на Солнце надписи на Русском языке, молятся «богу Ра» и т.п. Но, как ни странно, именно это и сближает их с фундаменталистами — общее неприятие Действительности, «толкиенизм» Духа, заставляющий человека выдуманные миры предпочитать реальному, оправдывать своё убожество и слабость «иномирным» величием, принадлежностью к «древнейшей» Расе на Земле и т.п., — то есть попросту БЕЖАТЬ ОТ САМОГО СЕБЯ .

Слава Роду!

Волхв Велеслав
община «Родолюбие»
и сообщество общин «Велесов Круг»
Журнал "Родноверие" № 2 2010