Велес, Волос — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии, второй по значимости после Перуна. Велес в «Слове о полку Игореве» встречается один раз: «Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче...» (с. 7).
В древнерусских письменных памятниках наряду с общеславянской формой Велесъ (Veles) встречается также имя «Волосъ». В наст. время преобладает точка зрения, согласно которой Велес — общеславянский бог, на Руси называвшийся также Волос.
Мнение Всеволода Миллера, считавшего форму Велес. южнославянским, а Волос — восточнославянским, убедительно опровергли Е. В. Барсов, приведший многочисленные русские топонимические названия от Велес, и А. А. Потебня, напомнивший, вслед за М. Касторским, о существовании параллельных форм типа Волынь — Велынь, волыняне — велыняне, волот — велетень и др. Несостоятельно и мнение, согласно которому Волос — севернорусская форма, а Велес. — южнорусская В действительности же оба имени употребительны на Руси повсеместно. Д. О. Шеппинг предполагал, что Волос и Велес — два разных божества языческого пантеона, так как в источниках имя Волос сопровождается определением «скотий бог», а при имени Велес оно отсутствует. С этим определением имя Волос употреблено в ПВЛ под 907 и 971 при сообщении о договорах русских с греками, в Житии князя Владимира и в «Слове некоего христолюбца». В «Сказании о построении града Ярославля», опубликованном в 1847 священником А. Лебедевым в книге «Храмы Власьевского прихода г. Ярославля», имя Волос не сопровождается определением «скотий бог», но и здесь очевидна функциональная связь Волоса со скотом. Здесь, в частности, сообщается, что идол Волоса стоял в Ярославле посредине логовины, называвшейся Волосовой, из которой по обычаю весной впервые выгоняли скот на пастбище. В дни первого выгона скота на пастбище Волосу приносили в жертву «тельца и телицу».
Имя Велес встречается помимо С. в одном из списков «Хождения Богородицы по мукам», где говорится о посмертном наказании тех, кто «Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша», и в Житии Авраамия Ростовского, сообщающем, что святой разрушил каменный идол Велеса., почитавшийся «чудским концом» Ростова.
Как следы почитания Велеса можно рассматривать названия деревень, городов, урочищ по всему слав. миру, а также фамилии, образованные от имен Велес или Волос.
Суммируя сведения о Велесе, можно выделить несколько функций восточнославянского Велеса — Волоса. Прежде всего, Велес — «скотий бог». Слово «скот» означало в древнерусском языке домашних животных, преимущественно крупный рогатый скот, и одновременно — имущество, деньги, богатство. Велес был также божеством растительного плодородия, о чем свидетельствует обряд «завивания бороды» Велесу: в дар ему оставляли на поле несжатыми несколько стеблей хлебных злаков, «завивая» и украшая их (см.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. СПб., 1865. Т. 1. с. 697). Одну из функций Велеса выводят из текста С., где Боян именуется «Велесовым внуком». Наиболее распространено мнение, что Велес выступает покровителем певцов, источником вдохновения, подобно Аполлону (Н. М. Гальковский, И. И. Срезневский и др.) или сканд. Одину (С. Сабинин), который почитался как хранитель напитка поэтического вдохновения, творческой силы. По мнению И. В. Сребрянского, эпитет Бояна — «вещий» указывает на то, что Велес был «обладателем дара ведать жизнь в ее таинственном бытии». Р. О. Якобсон также предполагал, что в основу связи Бояна и Велеса положено искусство предсказания, предвидения. Е. В. Аничков считал, что, называя Бояна внуком Велеса, автор С. пользовался каким-то установленным среди истолкователей древнерусской мифологии генеалогическим построением, согласно которому Велес (знаменитый человек, по недоразумению возведенный в боги) не что иное, как родоначальник Бояна, а может быть, и вообще баянов. В. В. Иванов и В. Н. Топоров, видящие в Велесе противника громовержца Перуна, мифического Змея, считают, что название Бояна «Велесовым внуком» в С. отражает древнюю связь культа Велеса с обрядовыми песнями и поэзией.
Отождествляя «скотья бога» Волоса с Велесом, исследователи по-разному объясняли то, каким образом «скотий бог» являлся одновременно и богом поэзии. По мнению Гальковского и Н. Квашнина-Самарина, причиной было то, что пастухи, покровителем которых являлся Велес, были обыкновенно певцами и музыкантами. Аничков полагал, что Велес, как бог богатства и торговли, оказывался и богом вообще культуры, отчего он представлялся книжником, родоначальником всей древней культуры и всего искусства. С точки зрения Барсова, покровителем сельского хозяйства и скота В. почитался земледельцами и пастухами. Для дружинников же, точнее дружинных певцов, Велес был подателем вдохновения, источником способности к предсказанию, постижению тайного смысла сущего.
Лит.: Волков. Нечто о Велесе // ВЕ. 1819. Ч. 107. № 9. С. 174—184; Полевой Н. Замечания на статью: «Волков. Нечто о Велесе» // Там же. Ч. 108. № 21. С. 38—48; Касторский М. Начертание славянской мифологии. СПб., 1841. С. 175—177; Сабинин С. Волос, языческое божество славяно-руссов, сравненное с Одином скандинавов // ЖМНП. 1843. Ч. 40. Отд. II. С. 17—52; Срезневский И. Об обожании Солнца у древних славян // Там же. 1846. Ч. 51. Отд. II. С. 52—60; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. СПб., 1865. Т. 1. С. 401—402, 691—698; Квашнин-Самарин Н. Очерк славянской мифологии // Беседа. 1872. Кн. 4. С. 256—257; Миллер Вс. 1) Взгляд. С. 77—81; 2) К вопросу о «Слове о полку Игореве» // Критич. обозрение. 1879. № 3. С. 20—31; Барсов. 1) Слово. Т. 1. С. 352—362; 2) Лексикология. С. 76—77; Шеппинг Д. О. Наши письменные источники о языческих богах русской мифологии. Воронеж, 1889. С. 26—28; Сребрянский И. В. Мифология «Слова о полку Игоревен // Изв. ист.-филол. ин-та князя Безбородко в Нежине. Нежин, 1895. Т. 15. С. 3—33; Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914. С. 337; Потебня. Слово. С. 21—23; Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1916. Т. 1. С. 27—30; Перетц. Слово. С. 74—77; Булаховський Л. А. Лінгвістичні уваги про міфологічні назви «Слова о полку Ігоревѣ» // Мовознавство. Наук. зап. Ин-ту мовознавства АН УССР. 1959. Т. 15. С. 21—32; Топоров В. Н. Фрагмент славянской мифологии // Краткие сообщ. Ин-та славяноведения АН СССР. 1961. Т. 30. С. 14—32; Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. 1) Славянские языковые моделирующие системы (Древний период). М., 1965 (по указателю); 2) Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М., 1974 (особенно гл. 2); 3) Велес // Мифы народов мира. М., 1980. Т. 1. С. 227; Jakobson R. The Slavic God Veles and his Indo-European Cognates // Studi linguistici in onore di Vittore Pisani II. Paideia Editice Bresia, 1969; Якобсон Р. Роль лингвистических показаний в сравнительной мифологии // Тр. VII Междунар. конгресса антропол. и этногр. наук. М., 1970. Т. 5. С. 614—615; Живанчевич В. «Волос — Велес» — славянское божество териоморфного происхождения // Там же. Т. 8. С. 46—49; Мачинский Д. А. «Дунай» русского фольклора на фоне восточнославянской истории и мифологии // Рус. Север: Проблемы этнографии и фольклора. Л., 1981. С. 126—133; Баскаков. Тюркская лексика. С. 141—142; Рыбаков Б. А. 1) Язычество древних славян, М., 1981. С. 421—431; 2) Язычество древней Руси. М., 1987. С. 419—421; Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982 (гл. 3).
Л. В. Соколова