Скандинавское руническое письмо – возникло в I веке н.э. у германских племён, контактировавших с Римской империей, на основе латинского корпусного и греческого алфавитов и названо по слову runa «тайна; руна, буква». Старший рунический ряд включал 24 буквенных знака, разделённых на три группы. Графика знаков, не имеющих округлостей, указывает на основной материал для письма – деревянные плашки или стержни, ни одного образца которых до IX века не известно. Большая часть надписей выполнена на металлических предметах (оружие, украшения) и на камнях. Буквы имели наименования, которые в своей совокупности отражают древнегерманский пантеон и представления о космосе и мире. В VII-VIII веке (переходный период) в результате коренных изменений в фонетической системе германских языков рунический алфавит сокращается до 16 знаков. В младшеруническом письме развилось несколько графических вариантов: коротковетвистые (используются уже в надписях IX века, а затем по преимуществу в бытовых надписях на деревянных стержнях, костях животных и т.п.), полноветвистые (используются в основном в надписях на мемориальных стелах в X-XI веках). В XI-XII веках руническая письменность испытывает влияние латинского алфавита, и в него вводятся новые знаки: во второй половине XI века – пунктированные (с точками) руны для различения звонких и глухих согласных, в XII веке – дополнительные знаки для обозначения пересогласованных гласных, различения звонких и глухих согласных.
Ещё в конце старшерунического периода обособляются англо-саксонский и фризский варианты рунического письма. Общегерманское письмо быстро распространилось по всей территории расселения германцев: древнейшие памятники рунического письма обнаружены на Волыни, в Центральной Европе, Южной Норвегии и представляют собой процарапанные или прорезанные (реже инкрустированные) надписи, в основном имена собственные, магические формулы и надписи изготовителей, среди которых повторяется формула «Я, эрил, сделал (вырезал, высек) руны». Значение слова «эрил» (родственно этнониму герулы, Heruli и древнескандинавскому jarl «ярл») дискуссионно; предположительно на раннем этапе руническое письмо было эзотерическим, и им владели жрецы-эрилы.
Места находок рунических надписей в Восточной Европе
С V века появляются надписи на мемориальных стелах (наиболее известен памятник начала IX века из Рёка, Эстръётланд), которые в X веке распространяются в Дании, в XI веке – в Норвегии и особенно широко в Швеции, где возникает богатая орнаментика рунических камней: надпись наносится на туловище окаймляющего камень змея (или змеев), который позднее преобразуется в четвероногое животное. В петле, образованной змеем, часто помещается крест или иное изображение. Мемориальные стелы устанавливались в наиболее посещаемых местах (у дорог и мостов, в местах тингов, позднее у церквей). Традиция мемориальных надписей с XII века трансформируется в надгробные надписи, в которых нередко обнаруживается смешение рунической надписи и латиницы. С XI века рунические надписи всё более используются в бытовых целях: надписи повседневного содержания наносятся на деревянные стержни и кости животных. Бытовые надписи концентрируются в средневековых городах (Тронхейм, Берген, Сигтуна, Лёдёсе и других).
Рунический памятник U356, первая половина XI века, Средняя Щвеция
На Русь руническое письмо проникает вместе со скандинавами, и топография и хронология рунических памятников отражает деятельность варягов в Восточной Европе. Древнейшие надписи – деревянный стержень сто строфой аллитерационного стиха и типичные для Восточной Скандинавии (особенно Эстръётланда) амулеты с магическими формулами – найдены в Ладоге (в слоях начала IX и X века) и на Городище под Новгородом (X век). К IX-X веку относятся также многочисленные граффити на дирхемах из кладов Восточной Европы и Восточной Скандинавии. В XI веке топография находок расширяется (Новгород, Суздаль и другие), однако надписи обнаруживают следы деградации. В конце XI-XII века встречаются почти нечитаемые из-за ошибок надписи (Московичи), выполненные вероятно, славянизированными потомками скандинавов, так и абсолютно «правильные» надписи (на берестяной грамоте №2 из Смоленска), сделанные видимо, новоприбывшими скандинавами. На периферии Древнерусского государства, возможно, сохраняются общины потомков варягов, в среде которых поддерживаются исконные культурные традиции, в том числе руническое письмо. Однако в этом случае в письме обнаруживаются архаизмы (пряслице из Звенигорода Галицкого).
Рунический амулет, X век, Ладога
Мельникова Е.А.
Jansson S.B.F. The Runes of Sweden. Stockholm, 1962
Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи: новые находки и интерпретации, 2001