Во время поминального застолья выбор кушаний и напитков определяется несколькими принципами. С одной стороны, на столе обязательно должны быть кушанья, имеющие большое значение для ритуала в целом, – кутья, блины, спиртные напитки. С другой стороны, выбирая еду для трапезы, стараются учесть пищевые пристрастия покойника, чтобы угодить ему.
Важное значение в похоронно-поминальной обрядности Русского Севера имеет хлеб. В традиционной культуре он воспринимается как своего рода синоним еды в целом, универсальная пища. В обрядах хлеб синонимичен «доле» человека, даже во время будничных трапез распределение хлеба между членами семьи может рассматриваться как распределение «доли». В похоронных обрядах большое значение имеет выделение доли покойного, это действие должно обеспечить безопасность живых (в гроб умершему кладут кусок хлеба с солью, приговаривая: «Хлеб-соль с собой, нас не беспокой»). Хлеб оставляют на могиле покойника в поминальные дни, одаривают им нищих «на помин души». Хлеб семантически связан с плодородием и богатым урожаем, поэтому иногда в обрядах его замещают зерна (например, их могут рассыпать на могиле для птиц). Схожую семантику имеют и блины, часто выступающие в качестве поминального блюда.
Обязательным поминальным кушаньем является сладкая каша – кутья, которую первоначально готовили из разваренных зерен пшеницы или ячменя, разбавленных водой с медом. В первой половине XX века, когда в повседневный обиход начал входить рис, кутью стали готовить из отварного риса с изюмом. Кутья также связана с представлениями о плодородии (готовится из зёрен) и с распределением «доли». Именно это определяет способ её употребления на поминках: кутью едят сразу после похорон (этим блюдом открывается трапеза), её не распределяют по тарелкам, а выдают из общего блюда каждому по ложке, причем отказываться от этого угощения запрещено. Отличительная черта кутьи по сравнению с другими кашами – её сладость. Сладким делается и традиционный поминальный напиток – кисель. Если кутья открывает трапезу, то кисель, напротив, её завершает, что отражено в его шутливом прозвище «погонялка». Сладость еды вообще является отличительной чертой поминального стола и, судя по всему, её можно считать элементом продуцирующей магии (ср. оппозицию «сладкое» - «горькое» в свадебных обрядах).
Наконец, важным элементом поминальной трапезы являются алкогольные напитки. Покойнику наливают рюмку на поминках, оставляют спиртное на кладбище, льют спиртное на могилу. Состояние опьянения семантически связано с состоянием смерти, что и определяет обязательность употребления спиртных напитков.
Алексеевский Михаил Дмитриевич
«Застолье в обрядах и обрядовом фольклоре Русского Севера XIX-XX вв.»
(на материале похоронно-поминальных обрядов и причитаний)