Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры, отражающее национальные традиции и географические особенности. Детские игрушки – это жизнь в миниатюре, можно сказать, фундамент на котором формируется мироощущение ребенка, по этому, именно от них во многом зависит формирование личности. На первых ступенях развития все народы земного шара давали детям то, что забавляет их самих – изображения птиц, животных или существ в которые они верят. Люди с древних веков понимали это и давали своим детям именно то, что было близко им самим: мечи, фигурки животных, нарядных кукол и т.д.
Изготавливали игрушки из любых подручных материалов. Сначала кости, дерева, глины и растений, позже из тряпочек, стекла, кожи и железа и уже значительно позже в ход пошла резина, пластик и другие химические материалы.
Раньше к игрушкам относились очень уважительно. Их никогда не оставляли как попало, а хранили в специальных корзинах или сундуках. Мало того, игрушки несли в себе не только воспитательный элемент, но порой и обожествлялись, участвуя во многочисленных обрядах или выступая оберегами. История русских игрушек интересна с первых страниц. Конечно же, далекое прошлое связано с бесконечными войнами. Мальчики с ранних лет представляли себя сидящими на коне, а в их руке вместо палки должен был сиять меч. Подобные игрушки много веков не выходили из моды. Первые экспона- ты музеев игрушек датированы 12-13веками, хотя можно с уверенностьюсказать, что подобные игрушки были и раньше. Девочки же в основном играли фигурками изображающими людей и животных, отражающих быт сословия к которому относилась семья. Подобная традиция сохранилась до сих пор, только выглядеть они стали иначе.
Как уже упоминалось ранее, куклы в давние времена далеко не всегда были лишь забавой, порой им отводилась весьма значительная роль. Например, по верованию наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил, но сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках людям виделось присутствие злых сил, терзающих роженицу и младенца. Мужчине, в этом процессе отводилась активная роль, он всегда присутствовал при рождении и должен был обеспечить защиту от нечистой силы, совершая различные обряды. Эти обряды назывались «кувада». В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами, на которое мужчина садился, делая вид, что высиживает их. При этом отец должен был так же неистово кричать, подражая роженице, чем выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые духи не вернулись, мужчине подкладывались специальные обрядовые куклы - Кувады, которых пеленали и держали как младенца. Считалось, что именно в них вселяются злые духи, спутав их с настоящим ребенком, и поэтому Кувад после родов сжигали во время специального обряда очищения.
К концу 19 века люди забыли истоки древнего обряда, а куклы остались и приобрели новую мистическую направленность. Теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё так же оберегая его от козней злых духов. После эти куклы служили оберегами для детей и дома, пока родители уходили работать. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, что помогало развитию зрения младенца. Если вы заметили, игрушки до сих пор развешивают вокруг колыбели, только уже не приписывая им мистических свойств.
Большое распространение в те времена получили так же куклы Столбушки. Получили они такое название из-за того, что их основой являлся березовый столбик, одетый в платьице. Отличительной чертой таких игрушек было то, что они могли устойчиво стоять, поэтому ими охотно украшали дома и использовали для розыгрыша различных сценок на молодежных гуляниях. По свидетельству этнографов начала 20 века, в некоторых крестьянских домах насчитывалось до сотни кукол Столбушек.
20 век
В давнее время игрушки практически не менялись, но к концу 19, началу 20 века в этой сфере произошел невиданный скачек, связанный в первую очередь с тем, что игрушки стали товаром, нашедшим своего покупателя. С каждым десятилетием игрушки начали становится все красивее, ярче, сложнее и приближеннее к реальности. Опять-таки во многом особенности игрушек завесили от того, для какого сословия они были изготовлены. Одновременно с такими вот незамысловатыми коньками, существовали уже и фарфоровые куклы в дорогих нарядах идентичных настоящим, в руках у которых могли быть столь же настоящие веера или зонтики. В двадцатом же веке игрушки начали меняться с такой скоростью, что рассматривать их нужно уже отдельными десятилетиями. И уж тут можно полноправно говорить о моде на игрушки.
Пятидесятые
В моду вошли ватные елочные игрушки, плюшевые медведи и конечно же солдатики. Так же во всех домах стандартным украшением комодов и трюмо были фарфоровые статуэтки.
Шестидесятые
В игрушках шестидесятых были отражены, как правило, две темы – это сельское хозяйство и космонавтика, ведь именно символом шестидесятых стали золотые початки кукурузы и радостно улыбающийся Гагарин.
Семидесятые, восьмидесятые
Игрушечная промышленность этого времени достигла своего расцвета. Плюш заменил искусственный мех, а скромная тональная гамма прошлых десятилетий уступает место ярким цветам. Основные образы игрушек взяты с персонажей мультфильмов, это и Вини Пух, и Котенок Гав, и Буренка из Масленкина, ну и конечно же любимые всеми Дядя Гена и Чебурашка.
Девяностые
Это десятилетние можно смело называть временем зарубежных игрушек, мода на которые менялась уже чаще чем раз в год. Здесь и Барби, и черепашки Ниндзя, а так же прыгуны, лизуны, радуги и прочие странные забавы в компании с киндер сюрпризами и вечно умирающим Тамагочи.
И все-таки все эти игрушки несомненно были сделаны для чего-то и почему-то: чтобы развивать детей физически и интеллектуально, чтобы учить уважать свою страну и ее историю. Детство много веков проходило в движении и погружении в собственную фантазию. Будь то это тряпичная кукла или модница Барби с ярко розовым кухонным гарнитуром – суть игры не менялась. Ребенок создавал свой мир, свои истории, учился дружить, любить, ссориться и мириться, а главное все это было неразрывно с настоящими бытовыми тонкостями. Куклы ели, спали, ходили в школу и на работу и ребенок был готов к тому что когда-то игра в дочки матери станет реальностью, мало того, он этого хотел и своим желанием гордился.
Журнал "Родноверие" выпуск 1 (2009)