Деды в Беларуси

Деды в БеларусиСо времён Адама Мицкевича главным праздником белорусов считаются “Дзяды”, так как они одновременно символизировали не только “смерть” природы, но и неизбежное прекращение жизненного пути и перехода на “тот свет”, к предкам, каждого человека. (Лiцьвiнка В.Д. Святы i абрады беларусаy. – Мн., 1998. – С. 20).

Общеродовые праздники, связанные с почитанием предков в Беларуси, издревле имели общее название — Деды. Празднование их считалось первоочередной необходимостью.

Из года в год шли поминки по всем умершим родичам. Они проводились в народе по определённым дням и ярко иллюстрировали культ почитания предков, который в Беларуси объединяется ёмким и содержательным понятием “Деды”. Под Дедами – предками, в которых народ видел свои физические и духовные корни, – понимали всех мёртвых родственников и их души вне зависимости от пола и возраста. “Дедами” называли также сам день, когда проходил обряд.

Предков поминали обычно своей семьёй. Каждая семья праздновала “Дедов” несколько раз в году. Во многих регионах Беларуси день непосредственно перед “Дедами” назывался “Бабы”. Возможно, в древние времена почитание предков длилось два дня, причём каждый день поминали покойников разного пола. В ряде местных традиций перед “Бабами” справлялись ещё и “Дзетки”.

В Беларуси в разных волостях отмечали следующие праздники, связанные с почитанием предков:

  1. Стреченские Деды – отмечались 13 февраля (по новому стилю).
  2. Дедовская поминальная неделя – предпоследняя неделя Мясоеда перед Великим постом.
  3. Масляные Деды (называемые также мясоедными, постовыми, стречанскими, зимними). Проводились в пятницу или в субботу перед Масленицей.
  4. Навские Деды проводились в четверг на первой неделе Пасхи.
  5. Радуница – праздник поминания предков, который проводился на девятый день после Пасхи (т.е. во вторник на второй неделе после Пасхи).
  6. Семушные Деды проходили в пятницу перед Семухой.
  7. Ставровские Деды – в субботу перед Семухой (или иногда, напротив, 14 сентября).
  8. Навский четверг – праздник поминания предков в четверг перед Троицей.
  9. Спасовские Деды отмечались в пятницу и субботу перед Успением.
  10. Покровские Деды – праздновались перед Покровами.
  11. Осенние (Дмитриевские) Деды отмечались в пятницу перед днём христианского святого Дмитрия Солунского.

Славянская традиция даже после веков “двоеверия” сохранилась и до наших времён, будет она жива и после нас. Из всех вышеперечисленных поминальных дней наиболее широко в Беларуси отмечают по сей день:

  • Зимние (Мясоедные) Деды;
  • Радуницу;
  • Ceмушные Деды;
  • Ставровские Деды;
  • Осенние Деды (Дмитриевские).

Считалось, что Дедам следует всячески угождать, потому что они, святые гости с Того Света, скучают по живым, желают людям добра и печалятся о разлуке. Белорус беспокоился, что душа предка будет мучиться, если её не помянут как надо, а это большой грех перед богами и позор перед людьми за оскорбление памяти усопших. Не вспоминать душу – выказывать неуважение к мёртвым. Вместе с уважением присутствовал и страх того, что, если обидеть души мёртвых, они не будут помогать живым в их делах.

На день почитания Дедов души предков спускаются на землю, чтобы посмотреть, как их поминают, как потомки заботятся об оставленном ими наследстве. Поминальный характер праздника требовал от людей строгого поведения, накладывал ограничения на некоторые действия, не допускал никаких забав, игр, танцев, ибо они считались оскорблением для мёртвых. Атмосфера была строгой и грустной.

В праздновании Зимних, Летних и Осенних “Дедов” было много общего. Почитание мёртвых, старательная подготовка и точно проведённый обряд – всё это делалось с целью потешить души предков. Люди просили у Дедов поддержки в трудные времена. Деды и сами приходят на помощь потомкам в нужное время.

Во все поминальные дни запрещалось выполнять любые виды хозяйственных работ, кроме кормления домашних животных и приготовления пищи.

Стол на “Деды” включал почти всю национальную кухню белорусов. В качестве обязательных поминальных блюд подавали кутью, сыту, канун, блины. Почитая мёртвых, человек своей старательной подготовкой и уважением к церемонии обряда старался потешить души предков и тем самым показать им всю полноту своих возможностей и стремлений – так, как это он делал перед живыми гостями. Поэтому хозяйки заботились, чтобы рядом с обязательными блюдами были и деликатесы, любимые Дедами.

Поминальные столы (обычно обеденные) имели разные названия. Стол в субботу перед мясопустной неделей зовется “завтрак по родителям”; во вторник после пасхи – “обед по родителям”; в субботу перед святой Троицей – “полдник по родителям”; в Дмитриевскую субботу – “ужин по родителям”.

Кутью – традиционное обрядовое блюдо на поминках – варили из цельных зёрен пшеницы, гречки. Её считали символом бессмертия и вечной жизни. Канун – обрядовая еда, с которой начинали поминки. Для ее приготовления в воду с разведённым медом (сыту) крошили специально испечённый пресный хлеб, баранки, пирог. Могли добавить тёртый мак. Первую ложку кануна отливали на стол для покойника. Затем участники поминального стола черпали по одной или по три ложки из общей миски, передавая её по очереди друг другу, после чего миску убирали, тушили поминальную свечу и продолжали поминки.

За поминальным столом нельзя было ставить ноги на перекладины в столе, потому что там, подобно птицам на ветках, могли отдыхать души умерших родичей и свояков, и неосторожным движением ног можно было их обидеть – в результате чего, как верили славяне, ноги могли начать судорожно сгибаться, а кожа – преть и трескаться.

По способу проведения “Деды” делились на те, которые проходили исключительно в доме, и те, что отмечались на кладбищах.

Особенным уважением пользовались во всей Беларуси Радуница и Осенние (Дмитриевские) Деды.

Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считавшихся опекунами рода, могло вызвать их недовольство и навлечь всяческие беды, так как считалось, что покойники будут мстить своим нерадивым родным, наказывая их болезнями, засухой, мором и другими несчастьями.

Геннадий Эдуардович АдамовичКатолическая церковь определила всего один день в году для почитания предков – 1 ноября по новому стилю, день всех святых. В православном календаре в качестве поминальных дней было установлено несколько дат, но в разных областях Беларуси (даже православных) они не всегда совпадали друг с другом.

Сбор и осмысление реального этнографического материала по традиции “Дедов” – увлекательная и достойная задача для нас самих и наших современников.

Деды – это время для того, чтобы укрепить семейные и родственные узы, что особенно ценно в наш суматошный век, когда общение сводится к телеграфному стилю смс-ок или, в лучшем случае, телефонному звонку. На основе исконной этнической традиции воспитывается уважение к предкам, памяти старшего поколения и, самое главное, к институту семьи и родства.

Поминальные праздники Деды – это ещё и своеобразный народный “рецепт” профилактики вредоносного психологического влияния, накопленного в повседневной суете. Наша школа «Традиции здоровья славян» уже много лет ведёт просветительскую работу в данном направлении – как в Беларуси, так и в России. Все желающие могут прочитать о ней на сайте http://krivich.com/ и в наших книгах.

Геннадий Эдуардович Адамович
Журнал "Родноверие" выпуск-3 2010