Богит - гора на границе Тернопольской и Хмельницкой областей Украины, 417м над уровнем моря, с ІХ по ХVII в.. была центром Славянского культового комплекса в Медоборах.
Впервые Богит исследовал археолог А. Киркор в конце 19 столетия. А вот то, что Богит в самом деле был одним из мощных центров традиционной славянской веры после внедрения христианства в Киеве, было доказано экспедицией только в 1984 году под руководством И. Русановой и Б. Тимощука (сотрудники Института археологии АН СССР) и М. Ягодинськой (сотрудницы Тернопольского краеведческого музея). Недалеко от Богита в реке Збруч в 1848 году нашли так называемого Збручянского Свентовита. В первых заложенных здесь шурфах была выявлена керамика скифов - святилище на горе Богит существовало со скифских времен (6-7 в. до н.э.).
На Богите было найдено восьмилепестковое капище, ритуальные наземные дома и временное углубленое жилье для паломников, а так же погребение волхвов, которое учеными по ошибке было трактовано, как жертвоприношение. Богит был окружен системой валов и рвов. В комплекс городища входили курганные и грунтовые могильники, поселения-спутники. Во время раскопок в жертвенной яме был найден перстень галичского князя Юрия I. На самом высоком месте городища-святилища было сооружено капище-площадка значительных размеров (70х50 м). Центральным сооружением здесь был алтарь - возвышение поперечником 9 м, выложенное из камня. В центре его расчищена квадратная яма, окруженная плоскими камнями. Было установлено, что величина и конфигурация этого углубления в центре пьедестала полностью отвечает размерам нижней части Збручанского кумира (образ Свентовита). Вероятно, этот бог и дал название горе - «Боги», а конечная «т» появилась как результат развития местного диалекта, которому характерное придание конечной «т» в названиях населенных пунктов, которые заканчиваются гласной (например, село неподалеку от горы Богит - Скалат и прочие). На городище также выявлен целый ряд небольших полуземлянок, длинное наземное жилище. Вокруг пьедестала с четырехгранным образом Бога на горе Богит раскопано, как и на святилище Перын, под Новогородом, восемь жертвенных ям. А немного дальше выявлено еще одно культовое сооружение немного меньших размеров, чем пьедестал для идола Бога. Обложено это возвышение тоже камнем, а в середине большая яма, заполненная жертвоприношениями.
На Богите так же раскопано две больших ямы площадью до 10 кв. м. Обе они высечены в скале, одна на глубине почти 5, а вторая больше 6 м. Здесь, как и в других культовых ямах-святилищах, выявлены остатки жертвоприношений - кости животных, фрагменты славянской керамики X-XII ст., а также украшения в виде обломков стеклянных браслетов и т.п.. Активное развитие святилища началось приблизительно в ІХ столетие на территории с целебными источниками, где сохранялись еще более древние культовые памятки: городища-хранилища Трипольской и других культур. У подножия городища-святилища на горе Богит находился курганный могильник, а вокруг - несколько раннеславянских поселков. Збручанские святилища взяли на себя функции главного центра Славянской Руси вместо ликвидированных Владимиром столичных храмов. Такой религиозно-культурный центр нормально функционировал только потому, что жизнь общины поддерживалась профессиональными волхвами и жрецами. Согласно данным раскопок, на самом Богите в святыне Свентовита активная религиозная жизнь пришла в упадок приблизительно в ХІІІ столетии. Но ряд фактов, установленных при раскопках других святынь Медоборов (горы Рожаница, Баба, Тренога, Старый Кут, Баба, Высокий Камень) дают возможность датировать последние славянские богослужения в Медоборах в 17 столетии, которое целиком вероятны, учитывая отдаленность храма Свентовита да и целого комплекса других галицко-подольских капищ от основных центров христианизации славянских земель. В последние годы священную гору начинают посещать экстрасенсы, эзотерики, разного рода биоэнергетики, проводящие свои обряды на территории заповедника. Их деятельность привела к тому, что в июле 2007 года государственные органы охраны памятников культуры пытались запретить проводить обрядылюбого характера на территории Богита. Однако все разногласия удалось урегулировать. Ныне защита горы Богит является одной из первостепенных задач родноверов Украины. Заповеднику «Медоборы» оказывается посильная помощь со стороны властей и простых граждан. Сегодня комплекс горы Богит находится в открытом доступе для туристов.
Богумир Миколаев
Содержание журнала №1 2009