Заговор как древнейший вид сакрального фольклора в языческой культуре славян

Кострома / Лидия МагоноваЗаговоры являются своеобразным видом обрядового фольклора, и представляют собой наиболее архаичную составляющую часть традиционной славянской культуры. Любые действия у языческих славян, начиная от обыденно-практических и заканчивая обрядовыми, по справедливому замечанию О.С. Осиповой, имели глубокое сакральное значение. В частности, подчёркивая сакральное значение заговоров, она отмечает, что «они в большей или меньшей степени были судьбоносными и взаимосвязанными от Мироздания в целом. Осознание важности этого взаимовлияния и уважения высших планов бытия обычно проявлялось в форме почитания, поклонения, комплекса обрядов и культов, магических действий и заговоров и, вообще, придания всему священного значения» [6, с. 45].

Научное внимание к заговорам возникло лишь во второй трети XIX века. Начальным толчком для первых исследований язычества послужили труды собирателей и хранителей языческой мифологии – М.И. Касторского, Н.И. Костомарова, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, Д.О. Шеппинга [5]. Д.О. Шеппингом были сделаны интересные наблюдения относительно славянских заговоров, положившие начало дальнейшим исследованиями обозначившие основные направления и идеи. Заговор, по его мнению, "не что иное, как молитва; а суеверные же гадания и обряды выгонения или обмывания болезней и злых наваждений, совершаемые доныне нашими знахарями, – осколки искупительных жертвоприношений и очищений посредством священных стихий воды и огня, точно так же, как многие из наших обрядных песен еще остатки древних богослужебных гимнов" [9, с. 110].

Основными вопросами происхождения заговорных формул, их функций и роли в духовной культуре древних славян, занимались такие учёные, как А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, О.Ф. Миллер, И.И. Срезневский. А.Н. Афанасьев, к решению вопроса о сущности и происхождении заговоров, рассматривал их как остатки, "обломки" древнейшей языческой мифологии, справедливо отмечая их связь с языческой традицией. По его определению, "заговоры – это один из древнейших видов сакрального фольклора, возникновение которого относится к так называемому "эпическому периоду", когда мифотворчество праславян достигало своего расцвета" [1, с. 23]. Также А.Н. Афанасьевым была начата разработка вопроса о происхождении заговоров как общего элемента индоевропейской культуры, их связь с древнейшей традицией.

Практика применения заговоров уходит своими корнями в глубокую древность. По мнению Ф.Ф. Болонева, "ещё до принятия на Руси христианства заговоры имели большое распространение среди народа, о чём свидетельствуют летописные источники: «…в си роди много волхвуют жены чародейством, и отравою, и инеми бесовьскыми козньми. Но и мужи прелщены бывають от бесовь невернии…» [3]. В.П. Петров, опираясь в исследованиях на судебные дела XVII–XVIII веков, приходит к выводу, что и в это время заговоры также имели широкое бытование [7].

Первым учёным, научно обосновавшим и определившим языческое происхождение славянских заговоров, стал Ф.И. Буслаев. Он считал, что первоначальные заговоры – это древнейшие "молитвы-мифы", обращенные к языческим божествам и запечатлевшие в себе сакральные представления славян. По его мнению, их возникновение "идёт непосредственно от периода языческого…, они находятся в теснейшей связи с первобытной эпической поэзией, входят в древнейший эпический миф как отдельные эпизоды" [4, с. 251].

Современная наука придерживается мнения, что подавляющее большинство заговоров имеют социально-бытовое предназначение: это заговоры лечебные, обережные, любовные, связанные с урожаем, воинские, а также заговоры, затрагивающие важные периоды жизнедеятельности человека, такие как свадьба, родины и похороны. В частности, И.И. Срезневский писал, что славяне обращались к богам с молитвами славословия, просьбы и благодарности. В молитвах просительных они вверяли себя своим богам, чтобы те управляли ими и их домами, чтобы все были здоровы, счастливы, богаты, одерживали победы над врагом. В молитвах благодарственных славяне выражали свою признательность богам за их благодеяния и помощь во всех делах, частных и общественных [8, с. 7]. Заговорное слово и кудеснический обряд, по народному верованию, могут управлять стихиями, вызывать и задерживать бурю, дожди, град, влиять на урожаи, стада, умножать богатство и насылать болезни, вызывать и пресекать любовь, то есть творить чудеса, подчиняя воле заклинателя явления природы. Говоря об особенном значении заговорного слова, А.Н. Афанасьев отмечал, что «слово человеческое, по мнению наших предков, наделено было властительной чародейною и творческою силою, и предки были правы, признавая за ним такое могущество, хотя и не понимали, в чем именно проявляется эта сила» [2, с. 775].

Подводя итог сказанному, следует отметить, что возникновение заговоров происходило в глубокой древности, когда абстрактное значение слова ещё не получило своего развития. Заговор всегда был тесно связан с бытом, и имел явную практическую направленность: излечение человека, предохранение от зла, обеспечение успеха и т.д. Таким образом, заговоры занимали особенно важное место в повседневном существовании русского народа, во всех направлениях его жизнедеятельности: в народной медицине, в любовных, бытовых и общественных отношениях.

Кормильцева О.В.

Литература:

  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1995. – Т.1. – 282 с.
  2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1995. – Т.3. – 321 с.
  3. Болонев Ф.Ф. Заговоры. Собирание, издание и изучение // Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Песни. Заговоры. 1997., со ссылкой на «Повесть временных лет». – М.-Л., 1950
  4. Буслаев Ф.И. О сродстве одного русского заклятия с немецким, относящимся к эпохе языческой //Исторические очерки русской народной словесности и искусств. – СПб, 1861. – Т.1. – 251 с.
  5. Костомаров Н.И. Славянская мифология. – Киев, 1847; Касторский М.И. Начертание славянской мифологии. – СПб., 1841; Сахаров И.П. Сказания русского народа. -СПб., 1841; Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. – 1837-1839. Вып. 1-4
  6. Осипова О.С. Славянское языческое миропонимание (философское исследование). – М., 2000. – 60с.
  7. Петров В.П. Заговоры // Из истории русской советской фольклористики / под ред. А.А. Горелова – Л.: Наука, 1981. – Вып. 2. – С.77-142.
  8. Срезневский И.И. О языческих верованиях древних славян в бессмертие души // Журнал Мин. Нар. Просв. – 1847. -№2. – 12 с.
  9. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. – М., 1997. – 239 с.