Культ мёртвых

Баба Яга / Кинуко КрафтКульт мертвых - комплекс мифологических представлений о посмертном существовании душ умерших, а также о взаимоотношениях живых и мертвых, подразумевающий почитание покойных родственников, от которых зависит благополучие живых, облегчение посмертной участи предков и заботу об их загробном существовании, их поминовение, задабривание, ожидание от них помощи. Культ мертвых пронизывает все слои славянской традиционной культуры и воплощается в поверьях, быличках, приметах, сновидениях, похоронных плачах, системе семейных и календарных ритуалов, обрядовых и магических действий, направленных на то, чтобы предотвратить возможную опасность, исходящую от умерших, и снискать их покровительство по отношению к живым.

Мифологический аспект культа мертвых основан на почитании предков — «правильных» покойников, которые «изжили» свой век, умерли своей смертью, были похоронены в соответствии с существующими нормами и получили успокоение в потустороннем мире (ср. совокупное название всех умерших рода: рус. родители, бел. деды, пол. dziady), в отличие от «нечистых» покойников (самоубийц, опойц и др.), переходящих в разряд нечистой силы и опасных для живых. Согласно культу мертвых, связь между живыми и умершими членами рода никогда не прекращается: если живые помнят о своих умерших «родителях» и выполняют необходимые обряды, души предков покровительствуют им, в противном случае месть умерших может стать причиной болезней, неурожая и различных несчастий. Поэтому культ мертвых подразумевал двойственное отношение к предкам: их почитали и ждали в ответ благосклонности, но в то же время боялись и старались не нарушать без надобности опасной грани, отделяющей их от живых. Считалось, что положение покойника в загробном мире зависит не только от того, как он прожил свою жизнь, но и от усилий со стороны живых, которые своими молитвами, поминовением, раздачей милостыни нищим, пожертвованиями в церковь, панихидами и др. обеспечивают ему за гробом не только питание и одежду, но и помогают искупить его грехи. Для культа мертвых характерно представление о том, что в определенные календарные периоды души умерших возвращаются на землю, например во время цветения злаков или на святках, а также об их воплощении в различных насекомых и животных, в облике которых они появляются, сравните обычай оставлять на кладбище крошки и зерна для птиц, видеть в стукнувшей или залетевшей в окно птице чью-то душу. С культом мертвых связаны представления о мифологическом покровителе дома и рода, происходящем из умерших членов этого рода и обеспечивающем благополучие и порядок в доме.

Важной частью культа мертвых является комплекс действий по отношению к покойнику с момента смерти и до погребения, основанный на понимании смерти как перехода души человека на «вечное житье» в потусторонний мир, обретение им «вечного» дома (ср. рус. название гроба домовина) и связанный с обязанностью живых, с одной стороны, препроводить покойника на «тот свет», облегчив умершему путь туда, помочь ему обрести статус «предка», исключив вероятность его превращения в «ходячего» покойника, а с другой — обезопасить себя и свое хозяйство от влияния смерти. На это направлены предписания и запреты, регламентирующие поведение родственников по отношению к покойному, а также действия, совершаемые непосредственно после смерти: чтение заупокойных молитв, зажигание свечей, обмывание покойника, одевание его в «смертную» одежду, определенное размещение его в доме (в красном углу, головой к иконам, на столе или на лавке, вдоль половиц и др.), бодрствование при покойнике, мотивированное необходимостью охранять душу покойного от посягательств нечистой силы и запретом оставлять его одного, «прощание» с покойником, ритуальное голошение, наблюдение за тем, чтобы через покойника не перескочило какое-либо животное, что, согласно ю.-слав. верованиям, грозит его превращением в вампира. Ряд действий обусловливается представлениями о странствиях души в первые сорок дней после смерти и ее возвращении домой в этот период. Обычай оставлять на подоконнике (на столе, около икон) воду, хлеб, полотенце, чтобы душа могла поесть и отдохнуть; рассыпать муку на подоконнике в надежде увидеть следы, оставленные душой; а также поверья и былички о возвращении в дом души умершего в виде бабочки, птицы, мухи, мыши.

Культ мертвых регламентирует также все стороны погребального обряда: устроение гроба (способы его изготовления, его форму и размер, предпочтительные породы дерева, правила внесения гроба в дом и др.), изготовление постели (способы шитья подушки и покрывала, выбор материала, которым выстилался гроб), особенности одежды покойника; предметы, которые кладут в гроб (ребенку, девушке, женщине, умершей от родов, колдуну, повитухе); выбор места на кладбище и рытье могилы; отпевание, вынос покойника из дома и путь похоронной процессии до кладбища; «покупка» места на кладбище, поведение родных во время и после погребения. Все это служит для того, чтобы исключить возвращение покойника назад или не усугублять его посмертную участь (в частности, запрет плакать после того, как гроб засыплют землей; возвращаться той же дорогой, какой ехали на кладбище; обычай поворачивать повозку, на которой везли покойника, оглоблями в сторону от дома, совершать переворачивание предметов в доме после выноса покойника и другое).

Особенности погребального обряда и поведения родственников по отношению к покойному определяются представлениями о посмертном существовании умерших. Например, запрет плакать о покойнике после похорон объясняют, в частности, тем, что в противном случае покойник лежит в воде или вынужден таскать тяжелые ведра со слезами того, кто о нем плачет. Обычай класть в гроб те или иные вещи связан с верой в то, что умершие продолжают за гробом свою жизнь, поэтому в гроб младенцу кладут мерку в рост его отца, чтобы ребенок знал, до каких пор ему расти; в гроб женщине, умершей беременной, кладут пеленки, чтобы ей было во что запеленать родившегося на «том свете» младенца; согласно быличке, умершая девушка снится матери и просит «передать» ей платье, т.к. она выходит замуж.

Важной составляющей культа мертвых является система поминовения покойника, которая направлена на то, чтобы облегчить его посмертное существование и обеспечить его всем необходимым в загробном мире (едой, питьем, одеждой, светом, теплом), которая начинается сразу после погребения и поддерживается в течение всего годового цикла. Поминовение покойников представляет собой сложный комплекс ритуалов и обрядовых действий, куда входят: церковное поминовение усопшего; семейное поминовение (домашняя молитва за умершего, устроение поминальных трапез в кругу близких родственников, посещение могилы, раздача милостыни нищим едой и одеждой), общественное поминовение (поминальные трапезы в складчину в рамках всей общины, принесение в жертву животного и съедание его членами всей общины, ритуальное веселье, носящее общесельский характер).

Если в первый год после смерти поминовение покойника совершается индивидуально и включает в себя обычай посещать могилу на второй или третий день после похорон для «бужения», «окликання» покойника, приглашения его на завтрак, а также поминки, совершаемые на третий (третины), девятый (девятины), сороковой (сороковины) день и через год после смерти, то после этого покойник включается в общее число предков, поминовение которых определяется как установленными церковью днями всецерковного поминовения усопших (т.н. родительские субботы), так и местной традицией.

Культ мертвых проявляется и в особом этикетном и обрядовом поведении, в том числе вербальном, участников поминального застолья вовремя и по окончании трапезы, включающем в себя весь комплекс запретов и предписаний, основанных на вере в то, что умершие незримо присутствуют во время поминальной трапезы. Сюда относятся: запрет здороваться на пути к дому, где происходят поминки, и на обратном пути; произнесение специальных формул, призывающих души умерших на трапезу, а после ее окончания — выпроваживающие их на «тот свет»; молитва, которой начинают застолье; особенности сервировки стола (обычай класть ложки выемкой кверху, класть на стол лишние ложки — для душ усопших, запрет класть на стол нож, т.к. в противном случае мертвые не смогут подойти к столу); особенности поведения за столом: съедание регламентированного количества еды (например, одной ложки кутьи в начале трапезы, двух в конце или трех ложек в начале трапезы); предписание ломать, а не резать хлеб; время от времени класть свою ложку на стол, чтобы ею могли воспользоваться мертвые, оставлять немытую посуду и остатки еды на столе до следующего утра; регламентация тихого, сдержанного поведения или напротив — веселья; запрет совершать резкие движения за столом, чтобы не толкнуть незримо находящуюся рядом душу, и др.

Особенностью культа мертвых является и наличие специальных поминальных видов пищи: кутьи, блинов, меда, яиц, каши, киселя и др., последовательность подачи блюд, использование поминальных блюд для обозначения начала и конца поминальной трапезы (обычно в этой роли выступает кутья или каша); выделение пищи, предназначенной специально для покойника (она кладется на отдельное блюдо, стоит на столе, под столом, на пороге, окне) и действия с ней по окончании трапезы (ее выносят за пределы дома, отдают первому встречному, священнику, нищему, птицам и животным, уничтожают, несут на кладбище, закапывают в могилу). Едой для мертвых признаются также куски и крошки, случайно упавшие со стола на пол, и вообще — остатки поминальной трапезы. Существует убеждение, что умершие не могут есть земную пищу и питаются только паром, который поднимается от горячих блюд и только что испеченного хлеба, — этим объясняется обычай во время поминальной трапезы ломать горячий хлеб или специально испеченную лепешку, чтобы предки могли насытиться исходящим от них паром. Ритуальная и магическая цель поминального застолья — разделение трапезы между всеми ее участниками, живыми и мертвыми для того, чтобы обеспечить нормальный ход дальнейшей жизни.

Одним из проявлений культа мертвых является обычай посещения могил (в частности, на Радуницу, Троицу и в некоторые др. праздники), очищения их от мусора (ср. в.-слав. обычай обметать могилы, чтобы «прочистить глаза» покойникам), устроение там ритуальной трапезы или оставление еды (яиц, хлеба, водки) с целью «накормить» усопших, а также элементы тризны — «до обеда плачут, после обеда скачут».

К обязательным элементам культа мертвых относится принесение различных видов пожертвований (см. Жертвоприношение). Сюда входит символическое выделение покойнику его «доли»: хлеба, зерна, денег, холста, части жертвенного животного и др., которые могут помещаться непосредственно в гроб или на гроб, а также отдаваться символическим заместителям умершего — первому встречному, нищему, священнику. Это делается для того, чтобы усопший не «утянул» за собой все хозяйство (пчел, скот, урожай) и других членов семьи. С культом мертвых связана также символика первого и последнего плода, первой или последней части продукта как предназначенной предкам (ср. полес. обычай относить первую собранную землянику на кладбище как дар предкам).

Культ мертвых предусматривает запреты на различные виды хозяйственных работ в календарные даты, связанные с почитанием предков: нельзя белить хату, выбрасывать мусор, выливать воду, шить, мотать нитки и др. — чтобы не засыпать, не замазать, не зашить глаза покойникам. С точки зрения культа мертвых объясняются и многие запреты, связанные с началом сезонных работ, ср., в частности, запрет ломать ветки до Троицы (умершим родителям головы ломаешь) или есть яблоки до Спаса (умершим детям на «том свете» не дадут разговеться яблоком).

Несоблюдение культа мертвых, нарушение погребальной и поминальной обрядности влекут за собой тяжелые последствия как для живых, так и для мертвых, которые, не имея успокоения в загробном мире, тревожат и пугают живых своим появлением наяву или во сне, мстят им за невнимание или нарушение запретов. Один из наиболее характерных сюжетов о.-слав, быличек — явление покойника своим живым родственникам с жалобой на то, что его «неправильно» похоронили: одели не в то платье, похоронили босым или в неудобной обуви, из-за чего на «том свете» ему трудно ходить; забыли подпоясать, поэтому у него не держатся штаны; забыли положить в гроб вещь, без которой при жизни человек не мог обходиться, — очки, костыль, трубку и др. Родственники могут «передать» покойному требуемую вещь, отдав ее нищему, закопав ее в могилу или положив в гроб другому покойнику. Согласно о.-слав. верованиям, причиной неуспокоенности души умершего на «том свете» может быть и его собственная вина: нераскаянный грех, недоделанное дело, невыполненное обещание, не отданный долг. В этом случае родственники должны узнать у явившегося к ним покойника причину его беспокойства и приложить усилие к тому, чтобы исправить ситуацию, — отдать за него долг, доделать начатое им дело, сообщить о гнетущем его грехе священнику и т.д.

Нарушение поминального ритуала приводит к тому, что души предков, оставшись голодными, снятся живым и требуют своей доли. Согласно быличкам на эту тему, хозяйка или забывает приготовить поминальную трапезу, или делает это с нарушениями (например, вытирает о грязный фартук испеченный для «душечек» хлеб), в результате души предков уходят из дома голодными, жалуясь друг другу. Видеть, как души умерших приходят на поминальную трапезу, могут люди, или обладающие способностью видеть невидимое — калека, кладбищенский сторож, или знающие специальные способы (например, наблюдать за трапезой мертвых через окно или через хомут, забравшись на печку).

Культ мертвых предполагает не только заботу живых об умерших, но и обращение к ним за помощью в случае опасности (например, чтобы отогнать волков, предписывалось вслух называть имена умерших родственников; чтобы птицы не портили посевы — обходить поле, прося умерших охранять его, и др.). С другой стороны, души усопших, желая помочь живым, могут являться им во сне, предупреждая об опасности, скорой смерти и пр. Согласно быличкам, видеть души предков могут тяжело больные и умирающие люди, которым являются их умершие ранее родственники, чтобы «забрать» их с собой.

E.E. Левкиевская
Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т. 3

Литература:

  • Беньковский И. Смерть, погребение и загробная жизнь по понятиям и верованиям народа. Киев, 1896; Коpмина Ж.В., Штыpков С.А. Мир живых и мир мертвых: способы контактов (два варианта севернорусской традиции) // ВЭС:206—231;
  • Седакова О.А. Тема «доли» в погребальном обряде (восточнославянский и южнославянский материал) // ПО:54—63;
  • Соболев А.Н. Загробный мир по древнерусским представлениям. Сергиев Посад, 1913;
  • Толстая С.М. Мир живых и мир мертвых: формула сосуществования // Славяноведение 2000/6;
  • Толстой Н.И. Глаза и зрение покойников // ЯНК:185-205; Зел.ИТ 1:164-178; Левк.МРН:194—211. См. также лит. к статьям: Деды, Погребение, Поминальные дни, Поминки, Предки.