Рассматриваются место и роль керамики в похоронном обряде русского населения Алтая XIX – первой четверти ХХ в. Приводится сравнение с территориями европейской части России, Западной Сибири. Похоронная обрядность русского населения Алтая являлась наиболее устойчивой формой традиционной культуры, которая имела определенный предметный ряд, используемый в обряде. Обрядовые функции керамики как одного из элементов данного ряда не попадали в исследовательское поле ученых Алтая.
В настоящее время обрядовые функции глиняной утвари редко фиксируются в Алтайском крае во время историко-этнографических экспедиций. Поэтому основным источником при изучении этого вопроса являются археологические материалы: случайные находки на месте старых кладбищ при их размывании, раздувании или копке новых могил, материалы из слоев русской деревни XVIII – первой четверти ХХ в. с археологических раскопок. В связи с этим появилась необходимость проведения этно-археологического исследования по указанной проблеме. Богатый опыт подобного изучения похоронной обрядности имеют омские и новосибирские ученые [1–4]. Целью, данной статья является попытка на основе ряда различных источников выявить место керамики в похоронном обряде русского населения Алтая XIX – первой четверти ХХ в.
Источниками для работы послужили опубликованные и неопубликованные материалы историко-этнографических, археологических экспедиций алтайских археологов, музейных работников, членов школьных краеведческих клубов; коллекции государственных и муниципальных музеев края. В общерусской традиции структура погребально-поминального ритуала состояла из нескольких последовательных обрядовых комплексов: 1) действия, связанные с предсмертным состоянием человека и в момент смерти, с одеванием покойника и положением его в гроб; 2) вынос из дома, отпевание в церкви, погребение; 3) поминки [5. С. 518]. Комплекс материалов, собранных на территории Алтайского края, отражает традицию использования керамики в первых двух комплексах обряда.
Повсеместно у русских при обмывании покойного использовали горшок с водой, который после разбивался [5. С. 520]. В частности, данная традиция бытовала в Калужской, Костромской, Ярославской, Владимирской губерниях [6. С. 200]. На территории Алтайского края этот обычай был зафиксирован в старожильческих населенных пунктах Солонешенского района. Так, старообрядцы-поляки после обмывания покойного выливали воду и разбивали горшок [7. С. 288].
Историко-этнографические и археологические материалы зафиксировали традицию использования керамики русскими Алтая во втором обрядовом комплексе – погребении. У русских и других восточных славян широко известен обычай положения в гроб или могилу различных предметов, которые могли быть связаны с профессиональной деятельностью человека: любимые вещи, продукты питания и т.д. У русского населения Алтая бытовала традиция положения продуктов питания в гроб или могилу. Так, «кержаки» с. Красноярка (Топчихинский район Алтайского края) в гроб покойному, помимо запасной одежды, укладывали глиняную чашку с куском хлеба, ложку [8. С. 11]. Автором статьи в ходе музейной историко-этнографической экспедиции в с. Усть-Козлуха (Краснощековский район Алтайского края) были получены воспоминания жительницы села, переселенки из Курской губернии, У.С. Громовой, которые были написаны ею в 1962 г. (АГКМ. ОФ 18396/2). Она описала события, произошедшие в 1912 г.: «А когда хоронили, копали могилу, выкопали горшок глиняный обливной. Старые сибиряки говорят: “Мы раньше в головах ставили горшок, накладывали курицу варенную, а бабам ставили крынки”. Такое было поверье. Пятьдесят годов прошло, кресты все сгнили, могилы на могилах копали и битые кринки выкапывали» [6. С. 188]. Параллель с ритуалом положения курицы можно встретить на территории европейской части России. Так, в Пензенской губернии в гроб женщине клали курицу.
Помимо посуды с продуктами питания на территории Алтайского края в погребениях встречается глиняная утварь с золой или древесным углем. Массовым источником в изучении данной традиции являются археологические материалы с русских поселений XVIII – начала ХХ вв. из Тальменского, Топчихинского, Заринского, Шипуновского, Краснощековского, Усть-Пристанского, Тюменцевского районов Алтайского края. Сосуды лепные или выполненные на гончарном круге имели различную форму: горшки, крынки, миски, чашки. Некоторые орнаментированы рядами насечек, пальцевых вдавлений, крестами [9. С. 47]. В погребальном обряде использовалась старая, новая посуда и специально вылепленная для его проведения. Например, в русском захоронении могильника Староалейка II (Топчихинский район Алтайского края) часть сосудов изготовлена на «скорую руку» специально для погребального ритуала, часть венчиков перед погребением была преднамеренно подвергнута порче [4. С. 14].
На территории старого кладбища с. Речкуново (Тальменский район Алтайского края) археологом Я.В. Фроловым был найден лепной горшок конца XIX – начала ХХ в. со следами обожжения, у которого отсутствовало дно. Вместо него была вложена металлическая пластина [10]. Тем же археологом на территории старого кладбища с. Черемшанка (Тюменцевский район Алтайского края) был обнаружен целый горшок того же периода, выполненный на гончарном круге, покрытый глазурью [11]. Как правило, в таких захоронениях посуда располагалась на крышках гробов, колод или рядом с ними. Например, жителями с. Шипуново (Шипуновский район Алтайского края) были найдены три сосуда на берегу р. Алей в 20 км ниже по течению от села. По их словам, два лепных горшка и гончарная миска располагались на крышках гробов разрушенного погребения. На дне и придонной поверхности сохранились следы характерного обожжения [9. С. 49]. В с. Красноярка (Топчихинский район Алтайского края), по словам старожилов, на гроб ставили горшок с золой, которая должна была быть только из березовых дров [8. С. 11]. Подобный лепной горшок, найденный на кладбище с. Красноярка, хранится в Топчихинском районном краеведческом музее (ТРКМ ОФ 3021).
На территории Западной Сибири традиция установки глиняной утвари с золой, углями в могилу была распространена в Новосибирской области. Новосибирские ученые предприняли попытку археолого-этнографического изучения данного явления. По их мнению, оно связано с похоронным обрядом «окуривания», которое имело в Новосибирской области четыре варианта и, возможно, было связано с выходцами из Белоруссии и Русского Севера [3. С. 506–508]. Обряд окуривания ладаном, чабрецом был зафиксирован в среде сибирских казаков, которые проводили данный ритуал перед положением тела в гроб и после его выноса окуривали дом [12. С. 192–193]. На Алтае в середине XIX в. окуривание кадильницей с ладаном и горячими углями, проводившееся над ртом умершего, описал Г. Потанин [13. С. 264].
Помимо установки посуды рядом с гробом или на его крышке, утварь могла быть перевернутой на крышку гроба. Так, в поздних захоронениях могильника Старолейка II (Топчихинский район Алтайского края) зафиксирован обычай переворачивания в ногах погребенного на крышку колоды глиняного сосуда с «жаром». О том, что во время погребения в горшках находились именно горячие угли, свидетельствовали следы характерного обожжения внутри сосудов, а также легкое обожжение на тех участках колод, где эти угли были высыпаны [4. С. 20]. Похожий обычай переворачивания горшка с углями только на могиле, а не на крышке гроба, был зафиксирован в Олонецкой губернии [6. С. 200; 14. С. 122]. В большинстве этнографических работ по погребально-поминальной обрядности русского населения европейской части России, Западной Сибири говорится, что перечисленные традиции имеют древние языческие корни. Они были связаны с «ритуалами перехода», обретением мертвым нового загробного жилья, домашнего очага, обычаем «греть покойников», ролью курицы в погребальном обряде [3, 6, 14–16]. На основе имеющихся у нас этнографических данных мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть данную гипотезу. Также мы не можем рассуждать о семантике орнамента на глиняной утвари, установленной в могиле.
Таким образом, керамика как элемент похоронного обряда у русских Алтая в конце XIX – первой четверти ХХ в. зафиксирована в старожильческих населенных пунктах. Упрощение погребально-поминальной обрядности, начавшееся в 1920–1930-х гг., привело к исчезновению многих ритуалов, в том числе с использованием керамики. На Алтае данная традиция является локальной особенностью старожильческой группы населения. Для дальнейшего комплексного изучения данной проблемы необходимо проведение этно-археологических экспедиций на территории старожильческих сел Алтайского края. По нашему мнению, интеграция двух наук поможет более широко осветить обрядовые функции керамики в похоронном обряде русских Алтая и провести параллели с данными из европейской части России, Сибири.
Мамонтова О.С.
Литература:
- Бережнова М.Л. Особенности погребального обряда белорусов Омского Прииртышья (о возможности реконструкции традиций погребального обряда прошлого) // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб. науч. тр. Красноярск; Омск: Наука, 2006. С. 41–45.
- Бережнова М.Л., Назаров И.И. Восточнославянские элементы в погребальном обряде русских сибиряков // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб. науч. тр. Одесса; Омск, 2007. С. 266–270.
- Воробьев А.А. Сосуды с углями из русских погребений Верхнего Приобья и Барабы как объект археолого-этнографического исследования // Историко-культурное наследие Северной Азии: Итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий: материалы XLI Региональной археолого-этнографической студенческой конференции. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. С. 506–508.
- Воробьев-Исаев А.А. Погребальные памятники российского освоения Верхнеобского региона XIX – начала ХХ в. (по археологическим источникам): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2006. 23 с.
- Кремлева И.А. Похоронно-поминальные обычаи и обряды // Русские / отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власов, Н.С. Полищук. М.: Наука, 2005. С. 517–532.
- Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М.: Индрик, 2004. 320 с.
- Мотузная В.И. Похоронная обрядность населения Солонешенского района // Солонешенский район: Очерки истории и культуры: сб. науч.- практ. материалов / науч. ред. Т.К. Щеглова. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. С. 288–291.
- Алексеева Т. Старожилы (1870–1950 гг.) // Археология и этнография Сибири: материалы региональной археолого-этнографической школьной конференции. Барнаул: Азбука, 2008. С. 5–12.
- Мамонтова О.С. Лепная керамика русских Алтая (археологическая и этнографическая коллекции Алтайского государственного краеведческого музея) // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб. науч. тр. Алматы; Омск, 2004. С. 47–50.
- Полевые материалы автора. Тальменский район. 2008 г.
- Полевые материалы автора. Тюменцевский район. 2009 г.
- Жигунова М.А. О похоронной обрядности сибирских казаков // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб. науч. тр. Алматы; Омск, 2004. С. 191–194.
- Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (ХVIII – первой половины XIX в.). Новосибирск, 1979. 348 с.
- Толстой Н.И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. М.: Наука, 1990. С. 119–128.
- Зеленин. Д.К. Народный обычай «греть покойников».
- Межевикин И.В. О локальных вариантах погребально-поминальной обрядности русских среднего Притоболья.