Имянаречение – выбор имени, обусловленный правилами, складывавшимися в родовой традиции. Наиболее полно принципы имянаречения прослеживаются в княжеском роду Рюриковичей.
Важнейшим из них было имянаречение в честь умершего предка. Если речь шла о мальчике, предпочтение отдавалось именам предков по мужской линии, причём выбор предка часто зависел от места в княжеской иерархии, которое прочили ребёнку. Совпадение имени молодого правителя с именем его умершего предка, уже княжившего на этой земле, означало легитимность его права на власть. Иногда наследник мог получить дополнительное имя из рода матери. Так, Мстислав Владимирович (сын Владимира Всевлодовича Мономаха и английской принцессы Гиды) был известен как Харальд (его дедом был английский король Харальд II Годвинсон). При этом существовал запрет на наречение именем живого отца или деда.
Также использовался принцип варьирования родового имени: имена детей повторяли отдельные элементы имён родителей или близких родственников. Дочь Рогволда (др.-исл. Ragn-valdr) именуется Рогнедой (др.исл. Ragn-heiðr), в XI-XII веке сын Всеволода называется Володимер, сыновья Яр-о-слава – Ярополк и Святослав. Подобный способ имянаречения был широко распространён у древних германцев, в том числе у скандинавов.
Имянаречение воплощало в себе идею родового единства. Со времён крещения князь получал и христианское (крестильное) имя, что вызвало возникновение двуимённости, а иногда и многоимённости князей. Так, Владимир Святославович Святой и его правнук Владимир Мономах в крещении именовались Василиями; сын Мономаха, Мстислав-Харальд, звался в крещении Фёдор. Уже со второй половины XI века христианские имена князей всё чаще становятся и их родовыми именами. Называя княжича в честь деда или прадеда, начинают использовать крестильные имена предков. К середине XIII века формируется довольно ограниченный круг христианских имён князей. Формируется и круг святых покровителей княжеской семьи. Весьма важное место в нём занимают святые воины (Георгий Победоносец, Фёдор Тирон, Димитрий Солунский, Андрей Стратилат и другие) и канонизированные церковью члены рода (такие как св. Борис Владимирович, в крещении Роман, и св. Глеб Владимирович, в крещении Давид).
В целом имянаречение князей отличалось от имянаречения их подданных. Если языческие имена князей почти никогда не употреблялись за пределами династии Рюриковичей, то их христианские имена охотно подхватывались и воспроизводились.
Успенский Ф.Б.
Литература:
- Комарович В.А. Культ рода и земли в княжеской среде XI-XIII века // ТОДРЛ. 1960. Т.16
- Гиппиус А.А. Успенский Ф.Б. К вопросу о соотношении языческого и христианского имени: Древнерусские антропонимические дублеты в типологическом освещении // Славяне и их соседи: Христианский мир между Римом и Константинополем. Тезисы доклада М., 2000