Page 10 - rodnoverie-8
P. 10
8 ЯВЬ ЯВЬ 9
Узлы-наузы известное пространство земли. ский, исчисляя мытарства, по которым
шествует грешная душа по смерти, го-
мы до сих пор говорим бразды правле-
ворит: «13-е мытарство – волхование,
ния, а слово бразды означает, собствен-
потворы, наузы». софийская летопись
но, конские удила.
под 1044 годом рассказывает о всес-
метафорические выражения связы- лаве: «матери бородивши его, бе ему
вать, делать узлы, замыкать, опуты- на главе знамя язвено – яма на главе
Первоначальный способ всякого приобретения и обладания предметом, владычества над ним состоял в
вать получают в народных преданиях его; рекоша волсви матери его: се яз-
вещественном схватывании его рукою, откуда возник общераспространённый обычай при купле-продаже,
и обрядах разнообразное значение. в вено, навяжи на-нь, да носить е (наузу)
протягивать руку в знак утверждения этого юридического акта. у нас существует выражение: ударить по рукам
заговорах на неприятельское оружие до живота своего на себе». в старинном
и действительный обряд рукобитья при заключении купли-продажи и вообще всякого договорного условия,
выражения эти означают то же, что за- слове, приписанном св.кириллу, чита-
например, при заключении свадебного соглашения вместо выражения: «мы дочь просватали» - говорили: «мы по
переть, забить вражеские ружья и ту- ем: «а мы суще истинные христиане
рукам ударили». наложение руки, впрочем, не всегда могло быть достаточным для фактического овладения, надо
лы, чтобы они не могли вредить ратни- прельщены есмы скверными бабами…
было связать и только тогда можно рассчитывать на упроченное и спокойное владение. издревле верёвка – ужище ку: «Завяжу я, такой-то, по пяти узлов оны прокляты и скверны и злокозьны
(санскр. юдж; лат. jungere, conjungere;), узел, узы, на-уза, узда, г-уж и путы (опутывать) были видимым знаком всякому стрельцу немирному, неверно- (бабы) наузы (наузами) много верныя
того фактического обладания, которому человек подчинял что-то или кого-то. кто накидывал на коня узду, тот и му, на пищалях, луках и всяком ратном прельщают: начнёт на дети наузы кла-
делался его господином; в чьих руках была привязь, которою был опутан бык или корова, тот и был их хозяином. оружии. вы, узлы, заградите стрель- сти, смеривати, плююще на землю, рек-
цам все пути и дороги, замкните все ше – беса проклинаеть, а она его боле
пищали, опутайте все луки, повяжите призывает творится, дети врачующе».
все ратные оружия; и стрельцы бы из митрополит Фотий в послании своём
ридический обычай, существо- (похищение) совершенно совпадает со (имя невесты). в старину, во время сва-
пещалей меня не били, стрелы бы их к новгородцам (1410г.) даёт такое на-
вавший на руси и в других сла- значение уз, связывания. корень мък товства, клали на полу перед невестою
до меня не долетали, все ратные ору- ставление церковным властям: «також
Ювянских землях, требовал, (мьк), мкну – связываю, замыкать – об- пояс в виде круга или подставляли ей
жия меня не побивали. в моих узлах си- учите их (паству), чтобы басней не слу-
чтобы продавец вместе с животным от- вязывать, оцеплять, окружать, откуда юбку, и она (в случае согласия на брак)
ла могуча, сила могуча змеиная сокры- шали, лихих баб не принимали ни уз-
давал покупателю и ту оброть, верёвку замок – уза и замок – запертое, ограж- прыгала в середину пояса или в юбку.
та – от змея двунадестьглавого, того лов, ни примовленья, ни зелья, ни во-
или узду, на которой оно приведено на дённое место, крепость. Отсюда народная загадка, означающая
змея страшного, что пролетел с океан- роженья, и елика такова; занеже с того
базар, и эта передача верёвки или узды пояс: «в день колесом, в ночь як уж; хто
древнейшие символы брака, приня- моря». По сходству ползучей, извиваю- гнев божий приходит. и где таковые
считалась необходимым обрядом при угадае, буде мий муж».
тые и в христианский обряд, - венец щейся змеи и ужа с верёвкой и поясом, лихие бабы находятся, учите их, чтобы
всяком совершающемся акте купли и
и кольцо. Вен или вьюн – венок, венец как венок и венец служили символиче- сходству, отразившемуся в языке (ужи- престали и каялись бы, а не имут слу-
продажи.
от глагола вить, вью – свивать, спле- ским знаком той связи, которая уста- ще – верёвка-гуж и уж; в вышеприве- шати, не благословляйте их; христиа-
в любопытной сказке, известной поч- тать, скручивать. венок поэтому дела- навливается между женихом и неве- дённой загадке пояс метафорически ном заказывайте, чтобы их не держали
ти у всех славянских племён, добрый ется метафорою супружеского союза. стой, так и кольца при венчании суть назван ужом), чародейным узлам за- межу себе нигде, гонили бы их от себя, а
молодец, наученный великой мудро- По венку, брошенному в воду, девицы звенья соединяющей их цепи. кольцо говора даётся та же могучая сила, ко- сами бы от них бегали, аки от нечисто-
в народных гаданиях– эмблема брака торая приписывается мифическому ты, а кто не имать слушати вас, и вы тех
А ЗНАЕТЕ, ЧТО... и любви. «любовь – кольцо, а у кольца много главому змею, представителю такоже от церкви отлучайте». но обы-
нет конца», - говорит пословица, ука- громо вых туч и молний. чай был сильнее этих запретов, и дол-
слово колдун употребляется в русском языке с XVII века, хотя тип деревенских
зывая на представление о неразрывно- го ещё «мнози от человек, приходящи к
волшебников, которых обычно и называли колдунами, имеет более древнее интересно вспомнить, что печать в ста-
сти брачного союза. Потеря обручаль- волхвам и чародеям, принимали от них
происхождение. Один из редких примеров словоупотребления предлагает епископское рину привешивалась на завязанном
ного кольца до венчания принималась некие бесовские наюзы и носили их на
наставление, известное в списке XVI века: «а ворожей бы баба, ни мужиков колдунов шнурке. Печать получала значение на-
за предвестие, что свадьба не состоит- себе».
не было у вас никого в приходе»; они должны были изгоняться из приходской общины
лагаемых уз: запечатать кому уста – всё
священниками и предаваться наказанию по светским законам. ся. а после венца - что кто-нибудь из со-
равно, что «завязать кому рот», т.е. за- Знахарям, занимавшимся навязыва-
четавшихся умрёт. в обоих случаях по-
Фото евгении байковой ставить молчать. Особенно важную нием таких амулетов, давались назва-
стью, оборачивается конём, наказыва- гадают о суженом, и молодая, недавно теря кольца знаменовала расторжение
роль играет это слово в заговорах на ния наузника и узольника, как видно
ет своему отцу вести себя на продажу и вышедшая замуж, называется у посе- супружеской цепи. Обмен колец назы-
сами названия супруг и супруга ука- остановку крови («запечатать рану»), из одной рукописи, где признаны до-
при этом говорит: «коня продавай, а уз- лян вьюницею, слово в слово окручен- вается обручением – от слова рука; ибо
зывают на то же представление– от вследствие сродства его с выражением: стойными отлучения от святого при-
дечки ни за какие деньги не уступай!». ною, повязанною. в древности не всег- уже простое соединение рук помолв-
прясть (пряду, пряжа – плести, крутить кровь или рана запеклась. частия: обавник, чародеи, скоморох и
точно так же, превращаясь в собаку и да невест похищали, часто покупали за ленных служило знаком их сочетания.
нитку из куделя), неупотребительная узольник. наузы состояли из различ-
в сокола, велит продавать первую без деньги, то вено получило значение пла- той же формулой действует заговор
у наших предков, по свидетельству форма прячь (за-прячь, запрягать) – ных привязок, надеваемых на шею:
ошейника, а последнего без путцев, и ты за жену; старинное венити – поку- против колдунов и ведьм: «Завяжи,
барберина (XVI в.), был такой обы- накладывать на животное ярмо, узду; большей частью это были травы, коре-
только в том случае, по свидетельству пать и продавать. господи, колдуну и колдунье, ведуну
чай: в случае развода муж и жена шли упряжь, пряжка – чем застёгивается нья и иные снадобья (уголь, соль, сера,
сказки, проданный отцом сын может и ведунье и упирцу (уста и язык) – на
идя на сватовство, был такой обычай к проточной воде, становились на про- или одежда. засушенное крыло летучей мыши, зме-
воротиться к нему без особых затруд- такого-то (имярек) зла не мыслити».
связывать ножки стола, чтобы скорее тивоположных сторонах и, держась за иные головки, змеиная или ужовая ко-
нений. когда старик позарился на день- в нашем языке любопытный пример Завязать получило в устах народа
дело связалось; или же сваха берёт за- концы одного полотенца, тянули и раз- жа, и прочее), которым приписывалась
ги и продал сына, оборотившегося ре- перехода понятия о связующей верёв- смысл: воспрепятствовать, не допу-
ранее приготовленный пут (верёвка рывали его пополам. По указанию дру- целебнуя сила от той или другой болез-
тивым конём, вместе с уздечкою, то ке к идее административного и госу- стить.
для спутывания лошадям ног), опоясы- гого иноземца (гванини), муж и жена ни.
последний до тех пор не мог вырваться дарственного союза представляет ста-
вается им и произносит заклятие: «как выходили за деревню, становились на Заговорные слова, означавшие по бе ду
на волю, пока не сняли с него узду. бу- ринное слово вервь (врьвь), известное у германских племён привязывались
конь скороход в этой верёвке заплета- перекрёстной дороге и держали поло- заклинателя над нечистою силой мра-
дет интересно отметить, что наш древ- во всех славянских наречиях в смысле на шею, руку или другую часть те-
ется, так заплетись сердце такой-то!» тенце за концы, а свидетели разрезали ка, смерти и болезней, опутывание их,
ний язык даёт пленникам названия: верёвки, тесьмы; слово это послужило ла руны (тайные письмена) для изле-
его пополам. у черногорцев в этом слу- словно пленников, цепями и узами (по
вязень и узник; а ужик – это родич; чеш- для определения семейного круга, об- чения от болезни и предохранения от
чае жена подносила мужу пояс, и если необходимому закону древнейшего
ское приузник – приятель. щины и народного сборища; връвник – колдовства, и амулеты эти в средние
он перерезал его, то брак расторгался. развития, когда всё воп лощалось в на-
у сербов родственник, у хорутан – сват, века назывались ligaturae и angehenke.
брак в глубочайшей древности, был глядный обряд) вызвали действитель-
сюда же можно отнести русский обы- връвница – сваха, сваха, подобно тому, в христианскую эпоху употребление в
своевольным захватом невесты. не- ное завязы рвание узлов. Отсюда в на-
чай повязывать свадебных поезжан как у нас в старину родичи назывались наузах ладана (который получил важ-
стор о некоторых славянских племе- родной медицине и волшебных чарах
через плечо полотенцами, красными ужиками и снузниками (от ужище и уз- ное значение, потому что возжигался в
нах говорит, что у них брака не было, играют значительную роль наузы, уз-
платками и кушаками. да); в русской Правде вервь – община, храмах) до того усилилось, что все при-
а «умыкаху жене собе». слово умычка лы, навязки – амулеты. кирилл туров-
вязки стали называться ладанками –