Page 9 - Журнал "Родноверие" выпуск - 2
P. 9

6  ЯВЬ                                                                      ЯВЬ                               7



        CущестВоВалал ли дохристианская
 в этом году нас пригласили организа-  самое  интересное,  что  его  празднуют
 торы  реконструкторского  фестиваля   даже тувинцы и хакасы! ведь наши ко-
 «Городецкое  Гульбище»  и  несколько   ренные культуры очень похожи. толь-
 фестивалей средневековой культуры в   ко у них христианство не отбило веро-  Письменность у слаВян?
 чехии, Германии и польше.  вания в силы природы, богов земли и
 неба. алтайская религия очень на нас
 Чем для вас является родноверие? И   подействовала когда-то. отец еще дав-
 почему тематикой творчества явля-  но в детстве купил книги бориса рыба-
 ется именно дохристианская культу-  кова и мы их рассматривали еще когда
 ра славян?  не умели толком читать. и больше все-
 го  на  нас  с  сестрами  оказала  влияние   сякий человек, интересующийся историей нашей страны, сталкивается с массой
 валерий нарышкин: любовью к родной   песенная традиция нашей семьи.   неясностей, которыми окутана жизнь и быт наших предков. Одним из спорных мо-
 культуре, интересом к корням и исто-
 рии  славян.  Уважением  и  заботой  о   Вментов является вопрос наличия письменности у славян. Официальная наука пред-
 природе. как-то о ней постоянно люди   Кто  в  вашей  группе  пишет  музыку,   лагает нам версию об отсутствии письменности у наших предков в дохристианский пе-
 и  забывают.  в  сибири,  мне  кажется,   тексты песен?  риод, делая упор на дикость и отсталость славян того времени. Попробуем разобраться в
 родновером  стать  легче  и  естествен-
 татьяна   нарышкина:   авторскими   этом вопросе, опираясь на существующие свидетельства.
 ней, так как природа там еще не так за-
 песнями  («волчица»,  «Гром-камень»,
 гублена, как в европейской части рос-
 «племена» и др.) занимается валерий.
 сии.  но  сейчас  мы  на  гастролях  часто
 также  как  и  идеями  инструменталь-
 ездим  по  древним  русским  городам  и
 ных композиций. подборкой народных
 влюбляемся в эти места.
 песен занимаюсь я. Мы же делаем и ин-
 татьяна  нарышкина:  потому  что  она   струментальные  обработки,  нередко,
 честнее,  жизнерадостнее  и  ближе  к   прямо  на  репетициях.  так  что,  можно
 природе,  чем  христианство.  понятнее   сказать,  окончательный  вариант  той   •  черноризец  Храбр,  живший  в  10-м   этот  свидетельство  однозначно  по-  сразу  вспоминается  самый  знамени-
 детям  и  людям  вообще.  Мы  с  детства   или  иной  композиции  рождается  бла-  веке,  говорит:  «славяне  погани  (т.е.   казывает, что письменность была, ибо   тый  камень  из  русских  сказок,  лежа-
 с  родителями  праздновали  календар-  годаря всей группе.  идолопоклонники) суще чертами и ре-  невозможно подписать клятву, если вы   щий  на  распутье  трёх  дорог,  на  кото-
 ные  праздники  –  сжигали  Масленицу,   зами чтяху и гадаху».  не умеете писать и читать. но вы може-  ром  были  выбиты  предсказания  для
 катали  огненное  колесо.  купала  –  во-  те возразить, что подписаться они мог-  путника. как говорится: «сказка ложь,
 обще любимейший в сибири праздник.   Дарьяна Антипова  речь  идёт  о  10-м  веке,  следовательно   ли на языке второй стороны договора,   да в ней намёк»
        сами черты и резы стали использовать
                                            т.е. латинском. Могли, но официальная
        значительно раньше того времени, ког-
                                            наука  убеждает  нас  в  том,  что  наши   •    в  договоре  игоря  с  Греками  сказа-
        да с ними столкнулся Храбр. но черты
                                            предки  не  имели  письменности,  тог-  но: «ношаху сли печати златы, а гостiе
        и  резы?  разве  это  письменность?  Мы
                                            да,  как  же  они  могли  подписываться   сребряны: ныне же увидел есть князь
        привыкли  писать  на  хорошей,  белой
                                            на иностранном языке? и по сей день   ваш, посылати грамоту ко царству на-
        бумаге,  используя  шариковую  ручку,
                                            знание  иностранного  языка  удел  не-  шему:  иже  посылаеми  сице,  -  яко  по-
        а  вот  на  чём  чертили  и  резали  наши
                                            многих,  а  в  те  времена  и  подавно.  но   слах корабль селько...»
        предки,  если  целюлозно-бумажных
                                            может они вовсе не буквами подписа-
        комбинатов  не  существовало?  ответ
                                            ли, а, к примеру, поставили отпечаток
        надо  искать  в  самих  словах  черты  и
                                            пальца?
        резы.  резать  можно  по  дереву,  а  чер-
        тить на земле или пепле.            сие  маловероятно,  ибо  константин
                                            был весьма образованным правителем
        вот как это выглядело. по свидетель-
                                            и  описывая  официальный  документ
        ству саксона - грамматика, славянские
                                            вряд ли мог принять отпечаток пальца
        женщины,  сидя  у  очага,  проводили
                                            за  подпись,  и  уж,  наверняка,  отметил
        наобум  по  пеплу  черты,  потом  сосчи-
                                            бы  столь  примитивную  особенность
        тывали  их,  и  если  выходил  чет  —  то
                                            подписывающей стороны.
        ожидали счастия, и наоборот. дитмар
        также  упоминает  о  гадании  у  славян
                                            •  титмар, описывая храм ретры, гово-
        по пеплу.
                                            рит, что внутри его стояли идолы, и на
        а вот резать можно по дереву или бере-  каждом из них было написано его имя.
        сте, тут всё просто. есть версия, кото-  впоследствии снимки с этих надписей
        рая объясняет слово «буква» как про-  были многократно издаваемы печатно.
        изводную  от  названия  дерева  бук,  на
                                            в  этом  свидетельстве  всё  очевидно.
        дощечках из этого дерева было очень
                                            изображения  языческих  богов  имели
        удобно резать какой-либо текст, отсю-
                                            надписи, что совершенно естественно.
        да и буквица. таким образом становит-
                                            каждый бог имел имя, и его, либо вы-
        ся понятным, что именно имел в виду
                                            резали, либо писали краской.
        черноризец Храбр в своём послании.
                                            •  Массуди, при описании славянского
        •    константин  порфирородный  гово-
        рит,  что  Хорваты  тотчас  по  принятии   храма  в  золотых  лугах,  говорит,  что
        Христианства (следовательно, прежде   там, на камнях, начертаны были знаки,
        чем  могли  научиться  грамоте)  соб-  которыми  обозначены  были  будущие
                                            дела, т. е. события предсказанные.
        ственными  подписями  подтвердили
        свою клятву папе не воевать с другими
        народами.
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14