Page 8 - Журнал "Родноверие" выпуск - 2
P. 8
6 ЯВЬ ЯВЬ 7
CущестВоВалал ли дохристианская
в этом году нас пригласили организа- самое интересное, что его празднуют
торы реконструкторского фестиваля даже тувинцы и хакасы! ведь наши ко-
«Городецкое Гульбище» и несколько ренные культуры очень похожи. толь-
фестивалей средневековой культуры в ко у них христианство не отбило веро- Письменность у слаВян?
чехии, Германии и польше. вания в силы природы, богов земли и
неба. алтайская религия очень на нас
Чем для вас является родноверие? И подействовала когда-то. отец еще дав-
почему тематикой творчества явля- но в детстве купил книги бориса рыба-
ется именно дохристианская культу- кова и мы их рассматривали еще когда
ра славян? не умели толком читать. и больше все-
го на нас с сестрами оказала влияние сякий человек, интересующийся историей нашей страны, сталкивается с массой
валерий нарышкин: любовью к родной песенная традиция нашей семьи. неясностей, которыми окутана жизнь и быт наших предков. Одним из спорных мо-
культуре, интересом к корням и исто-
рии славян. Уважением и заботой о Вментов является вопрос наличия письменности у славян. Официальная наука пред-
природе. как-то о ней постоянно люди Кто в вашей группе пишет музыку, лагает нам версию об отсутствии письменности у наших предков в дохристианский пе-
и забывают. в сибири, мне кажется, тексты песен? риод, делая упор на дикость и отсталость славян того времени. Попробуем разобраться в
родновером стать легче и естествен-
татьяна нарышкина: авторскими этом вопросе, опираясь на существующие свидетельства.
ней, так как природа там еще не так за-
песнями («волчица», «Гром-камень»,
гублена, как в европейской части рос-
«племена» и др.) занимается валерий.
сии. но сейчас мы на гастролях часто
также как и идеями инструменталь-
ездим по древним русским городам и
ных композиций. подборкой народных
влюбляемся в эти места.
песен занимаюсь я. Мы же делаем и ин-
татьяна нарышкина: потому что она струментальные обработки, нередко,
честнее, жизнерадостнее и ближе к прямо на репетициях. так что, можно
природе, чем христианство. понятнее сказать, окончательный вариант той • черноризец Храбр, живший в 10-м этот свидетельство однозначно по- сразу вспоминается самый знамени-
детям и людям вообще. Мы с детства или иной композиции рождается бла- веке, говорит: «славяне погани (т.е. казывает, что письменность была, ибо тый камень из русских сказок, лежа-
с родителями праздновали календар- годаря всей группе. идолопоклонники) суще чертами и ре- невозможно подписать клятву, если вы щий на распутье трёх дорог, на кото-
ные праздники – сжигали Масленицу, зами чтяху и гадаху». не умеете писать и читать. но вы може- ром были выбиты предсказания для
катали огненное колесо. купала – во- те возразить, что подписаться они мог- путника. как говорится: «сказка ложь,
обще любимейший в сибири праздник. Дарьяна Антипова речь идёт о 10-м веке, следовательно ли на языке второй стороны договора, да в ней намёк»
сами черты и резы стали использовать
т.е. латинском. Могли, но официальная
значительно раньше того времени, ког-
наука убеждает нас в том, что наши • в договоре игоря с Греками сказа-
да с ними столкнулся Храбр. но черты
предки не имели письменности, тог- но: «ношаху сли печати златы, а гостiе
и резы? разве это письменность? Мы
да, как же они могли подписываться сребряны: ныне же увидел есть князь
привыкли писать на хорошей, белой
на иностранном языке? и по сей день ваш, посылати грамоту ко царству на-
бумаге, используя шариковую ручку,
знание иностранного языка удел не- шему: иже посылаеми сице, - яко по-
а вот на чём чертили и резали наши
многих, а в те времена и подавно. но слах корабль селько...»
предки, если целюлозно-бумажных
может они вовсе не буквами подписа-
комбинатов не существовало? ответ
ли, а, к примеру, поставили отпечаток
надо искать в самих словах черты и
пальца?
резы. резать можно по дереву, а чер-
тить на земле или пепле. сие маловероятно, ибо константин
был весьма образованным правителем
вот как это выглядело. по свидетель-
и описывая официальный документ
ству саксона - грамматика, славянские
вряд ли мог принять отпечаток пальца
женщины, сидя у очага, проводили
за подпись, и уж, наверняка, отметил
наобум по пеплу черты, потом сосчи-
бы столь примитивную особенность
тывали их, и если выходил чет — то
подписывающей стороны.
ожидали счастия, и наоборот. дитмар
также упоминает о гадании у славян
• титмар, описывая храм ретры, гово-
по пеплу.
рит, что внутри его стояли идолы, и на
а вот резать можно по дереву или бере- каждом из них было написано его имя.
сте, тут всё просто. есть версия, кото- впоследствии снимки с этих надписей
рая объясняет слово «буква» как про- были многократно издаваемы печатно.
изводную от названия дерева бук, на
в этом свидетельстве всё очевидно.
дощечках из этого дерева было очень
изображения языческих богов имели
удобно резать какой-либо текст, отсю-
надписи, что совершенно естественно.
да и буквица. таким образом становит-
каждый бог имел имя, и его, либо вы-
ся понятным, что именно имел в виду
резали, либо писали краской.
черноризец Храбр в своём послании.
• Массуди, при описании славянского
• константин порфирородный гово-
рит, что Хорваты тотчас по принятии храма в золотых лугах, говорит, что
Христианства (следовательно, прежде там, на камнях, начертаны были знаки,
чем могли научиться грамоте) соб- которыми обозначены были будущие
дела, т. е. события предсказанные.
ственными подписями подтвердили
свою клятву папе не воевать с другими
народами.