Page 12 - Журнал "Родноверие" выпуск - 4
P. 12

10                          ЯВЬ







             К ВОПРОСУ О СЛАВЯНСКИХ ИМЕНАХ



                   одильнице предоставили на выбор любое из трёх  какое она хочет выбрать  Моккия
                   Соссия  или назвать ребёнка во имя мученика Хоздазата   Нет    подумала покой
             Рница    имена то всё такие   Чтобы угодить ей  развернули календарь в другом ме
             сте  вышли опять три имени  Трифиллий  Дула и Варахасий   Вот это наказание    прого
             ворила старуха    какие все имена  я  право  никогда и не слыхивала таких  Пусть бы ещё
             Варадат или Варух  а то Трифиллий и Варахасий   Ещё переворотили страницу   вышли
             Павсикахий и Вахтисий   Ну  уж я вижу    сказала старуха    что  видно  его такая судьба
             Уж если так  пусть лучше будет он называться  как и отец его  Отец был Акакий  так пусть
             и сын будет Акакий   Н В Гоголь   Шинель




             В  настоящее  время  наблюдается  мас-  ризуют общий уровень культуры в об-  установив  основные  вехи  «стирания»
             совый  интерес,  а  с  ним  и  всплеск  на-  ществе.  В-третьих,  присвоение  имени   исторической памяти.
             учно-публицистической  мысли,  к  ве-  у славян всегда имело особое духовное   Отправной точкой в этом процессе, не-
             дической  культуре  славян  –  истокам   значение.  Наречение  новорожденного   сомненно, стало крещение наших пред-
             формирования     древнеславянского   предполагало наделение его силой, на-  ков князем Владимиром. После приня-
             мировоззрения. Как в советское время,   ставление на путь жизни, на выполне-  тия  христианства  при  политической
             так и сейчас публиковалось и продол-  ние  сакральной  миссии.  Другое  дело,   поддержке  «сверху»  началось  догма-
             жает  появляться  немало  академиче-  что имянаречение в конфессиональной   тичное  продвижение  авраамической
             ских  научно  аргументированных  тру-  привязке, например при крещении, но-  духовной традиции с соответствующи-
             дов  по  этой  теме.  Также  наблюдается   сит несколько иной духовный и идей-  ми ей атрибутами (в том числе и име-
             рост общественного интереса к иссле-  ный  характер.  Веками  в  большинстве   нами, которыми нарекались люди при
             дованию праязыка и лингвистической   культур  имя  не  просто  обозначало   крещении):  переписывались  и  унич-
             семантике,  раскрывающей  глубинный   человека,  а  говорило  о  каких-то  его   тожались   летописи,   литературные
             скрытый  смысл  многотысячелетнего   реальных  или  желаемых  качествах.   памятники,  агрессивно  искоренялись
             языка, носителями которого мы явля-  Оно связывало носителя с миром, а не   родные  имена,  которые  вдруг  стали
             емся.  На  этом  фоне  обращает  на  себя   отделяло от него. По словам А. И. Баже-  считаться и называться «нечистыми»,
             внимание  заметно  возросший  инте-  новой,  в  Древней  Руси  существовала   «бесовскими» и т.д. Целью такой за-
             рес  общества  к  исконным  славянским   культура  имени,  учитывалась  мисти-  мены,  носившей  политико-идеологи-
             именам, которые долгие годы, к сожа-  ческая  взаимосвязь  поколений  –  ду-  ческий  характер,  было  уничтожение
             лению,  предавались  забвению.  В  этом   ховно обязывающий смысл наречения    части  национального  самосознания.
                                                                                 1
             плане особого внимания заслуживают   . В-четвертых, имянаречение как явле-  «Идеологи  христианства  писали,  что
             глубокие  исторические,  филологиче-  ние  представляет  собой  инструмент   переводное имя в очарованиях теряет
             ские,  этнографические,  этнолингви-  социализации человека. И во многом от   силу»   .  Предлагаю  читателю  глубже
                                                                                         2
             стические  работы  таких  исследовате-  имени зависит характер человека, его   вникнуть в смысл этого утверждения:
             лей, как В. С. Казаков, А. И. Баженова,     темперамент,  личностные  качества,   при  использовании  мощного  админи-
             А.В.  Суслова  и  А.  В.  Суперанская,  Л.  Р.   харизма  и  т.д.  И  в-пятых,  сохранение   стративного  ресурса  проходило  иско-
             Прозоров и другие.                  родных  имен  в  тысячелетней  памяти   ренение  пассионарности  , силы этно-
                                                                                                          3
             Между  тем,  имянаречение  имеет  ряд   народа  подтверждает  духовную  силу
             исключительно  важных  аспектов  как   этноса,   определяет   национальный
             в сакрально-обрядовом, так  в обще-  менталитет,  способствует  культурной
             ственном и даже политическом плане.   идентичности.
             Во-первых,  память  о  родных  именах   Между тем, на протяжении не только
             является  показателем  общей  истори-  советской эпохи атеизма, но и предше-
             ческой памяти народа, этноса, государ-  ствовавших  ей  столетий  происходило
             ства.  Это  олицетворение  взаимосвязи   постепенное  и  планомерное  выхола-
             между  поколениями,  определяющее   щивание  той  части  народной  культу-
             способность  нации  сохранять  и  пере-  ры,  которая  проявляется  в  наречении
             давать из поколения в поколение зна-  детей  родными  именами  (одном  из
             ния  предков,  их  мировоззренческие   ключевых компонентов формирования
             установки,  традиции,  обычаи,  верова-  и  укрепления  социокультурной  силы
             ния как элементы культуры народа в   цивилизации).  В  этой  связи  представ-
             целом.  Во-вторых,  способность  сохра-  ляется  целесообразным  определить
             нять традиции имянаречения характе-  причины  произошедших  изменений,
                                                                                             «Рождение воина», Б. Ольшанский
             1 Баженова А. И. Славян родные имена, М.: Ладога-100, 2006, с. 9.
             2  Баженова А. И. Славян родные имена, М.: Ладога-100, 2006, с. 13.
             3  Как одна из центральных категорий теории этногенеза (науки о законах возникновения и развития самобытных народов-этносов)
             пассионарность означает энергетическое напряжение общественных систем. Именно люди, обладающие определенными характеристиками
             («человеческим качеством»), выступают движущим ядром общественных систем и придают им соответствующий вектор развития.
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17