Page 6 - rodnoverie-9
P. 6

Сижу тихо: понимаю, что повезло. Он сказал: «Руками ничего не трогать. Не отвлекать, что нужно, объясню сам».
                Мне удалось напроситься в мастерскую к кузнецу. Она небольшая. Каменные стены, дощатый потолок. Кругом
             полки с инструментом: молотки, клещи, зубила, какие-то оправки... Вижу тиски, несколько наковален (разных по
             весу и форме), железный стол. На столе заготовки: кручёные пруточки, бублики, листики. По центру одной стены -
             горн, выложенный из красного кирпича. Посередине - очаг, в котором горят угли и нагнетается температура для
             разогрева металла. Ведь именно разогретый до ковочной температуры (а это порядка тысячи градусов) металл
             становится пластичнее в тридцать-сорок раз. Это свойство позволяет нам его ковать (лепить). Все это и не только я
             узнал позже, когда стал учеником. А сейчас, сидя с открытым ртом, я впитывал пространство вокруг себя, боясь
             упустить хоть малость.

                                                                 нии, что он куёт. Ведь про него говорили, что делает
                                                                 многое, разное, да и заговоры знает...
                                                                    Одна заготовка пошла в работу. Другая греется.
                                                                 Вижу, что к зубилу на наковальне добавилась железная
                                                                 коробочка и пластина-ограничитель. И вот уже, сменяя
                                                                 друг друга, заготовки по очереди ложатся на наковаль­
                                                                 ню и под мощными ударами становятся острыми.
                                                                 Побывав на зубиле, становятся одной длины. Нагрев за
                                                                 нагревом... Кузнец не останавливается ни на секунду. Я
                                                                 сравнил бы это с неким танцем, со своими, особыми
                                                                 движениями, под особые звуки.
                                                                    Коробочка наполнялась острыми, прямыми
                                                                 обсечками, одной длины, одной формы. Что он делает?
                                                                 Не понимаю... Маленькие, длиной со спичечный
                                                                 коробок, острые кусочки толстой проволоки. И их
                                                                 много. Вот вам правда - загадка родилась. Это длилось
                                                                 несколько часов. Одно и то же... Заготовок набралось
                                                                 много. Изрубив очередную пару, мастер остановился,
                                                                 убрал зубило и коробочку. Разворошил изрядно
                                                                 осевший горн, извлёк куски шлака и - в сторону их. «От
                                                                 него один вред. Воздуха много. Топлива мало. Для
                                                                 металла это вредно», - сухо пояснил свои действия
                                                                 кузнец, подбрасывая новую порцию угля, в который
                                                                 зарыл маленький котелок с толстыми стенками от
                                                                 наросшей окалины. Видать, в огне он гость частый.
                                                                    Когда все это дружно разогрелось и котелок стал
                                                                 ярко красным, ремесленник швырнул в него десяток
                                                                 нарубленных заготовок. Поправил их кочергой,
                                                                 уложив ровным слоем на дне котелка. Сбоку самого
                                                                 очага приладил подогреваться металлический брусок
                                                                 на ручке с квадратным отверстием посередине.
                   орн горел ровно, излучая жар и дергаясь       Заготовки нагрелись быстро и ровно. Одна к одной.
            Г      размеренный гул поддува. Гул, который         ловко вложил ее в отверстие бруска, перенес на
                                                                 Ухватив длинными тонкими клещами одну из них, он
                   языками пламени, которые дружно плясали под
                                                                 наковальню и там в несколько ударов сплющил
                   напоминал июльский взяток, когда тысячи
                   пчел, влекомые сладким нектаром цветущих лип,
                                                                 Получилась шляпка. Точно! Это же шляпка гвоздя!
            собираются в кронах деревьев. И, когда сидишь под    торчащий из отверстия пенек разогретой заготовки.
            ними, кажется, что гудят сами деревья. Раздавался удар
            за ударом. Сильные с плеча, без прицела, без оглядки и
            суеты, уверенные и мощные. «Металл горяч. Думать
            некогда. Надо ковать, а то остынет. Потом опять греть.
            Долго», - поясняет кузнец, как будто читая мои мысли.
            Заготовка утончается, носик все острее и острее, а
            удары по-прежнему сильны. И, кажется, вот-вот
            промахнётся, смажет. Но нет! Заготовка пряма и остра.
            На той же наковальне установлено зубило. Еще пара
            ударов и она уже отсечена от основного прутика.
            Мастер взял обрубок клещами, повертел, померил
            линейкой, примерил в какой-то брусок с квадратным
            отверстием. Видимо, остался доволен. Чуть слышно
            сказал: «Ну, поехали!» В горн уже пошли две заготовки,
            толщиной с карандаш, длиной с локоть. Затаив
            дыхание, я продолжал наблюдать, оставаясь в неведе­
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11