Летопись Вятичей - 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Воины Большой Воды (Продолжение. Начало в №№1,2)Печатается в сокращении Глава 4 Мать-река (Люди с востока) Взял копьё своё Иануш,Стрелы взял и лук свой меткий,И в суму свою сложил он На три дня ржаных лепёшек.И отправился в дорогу,В край неведомый, опасны

Далее...

О Родноверии.

Русско-Славянское Родноверие — Ведание Родовое — это Извечная Природная (Естественная) Духовность, наполняющая и питающая Сердце каждого Руса и Славянина, неразрывно связанная с Родовой Памятью нашего народа и Родовым Исконом, донесённым до нас нашими Предками.Род

Далее...

Аркона

Репортаж со священного острова Руян. Световит Мне снится древняя Аркона, славянский храм,Пылают дали небосклона, есть час громам.Я вижу призрак Световита меж облаков,Кругом него – святая свита Родных богов.Он на коне – и слишком знает восторг погонь,О, вихри молний

Далее...

Бог, старый Бог.

«В год 6453 (945). … Великий князь наш Игорь, и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, к великим царям греческим, заключить союз любви с самими царями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока сияет солнце и весь мир с

Далее...

Календарь

Немного истории: как создавался славянский родноверческий календарь, которым мы сейчас пользуемся.Перед тем, как начинать праздновать праздники и привлекать людей на них, необходимо было сделать одну важную вещь: составить календарь праздников. В 1993-ем с календарём

Далее...

Тверская сказка

Александр Борисович Угланов из тех, кого сегодня называют славянскими художниками, художниками-сказочниками. По мановению его волшебной кисти на холсте просыпаются забытые легенды глубокой старины: исчезнувшая Атлантида, загадочная Гиперборея, славянская Русь. Р

Далее...

Славянские свадебные традиции

Крепко-накрепко, вечно-навечно... Наверное, для каждого, кто праздновал Свадьбу — она на всю жизнь остается одним из сильнейших эмоциональных впечатлений. Мы (особенно женщины) то и дело возвращаемся к воспоминаниям тех ярких и счастливых дней, никогда не прочь, с гос

Далее...

Народные Гадания в Зимние Святки.

«…. Теперь, девки, и за гаданье можно взяться, у меня всё припасено, – сказала тётка Маланья.С этими словами она сняла с полки миску с разным хлебным зерном и предложила девушкам взять по горстке, а сама из-под печи вынула сонного петуха и встала с ним посреди избы, поку

Далее...

Древние лики Богов

12 июля 2008 года на территории Москвы, во время проведения строительных работ при рытье котлована, была обнаружена фигура из дерева.Вот что написала по этому поводу газета «Калужские новости» (№29(342) 24.07.08) в статье «Уникальное изваяние нашли в мусоре»: «В прошедшие выхо

Далее...

Славянский искон.

История создания Краснодарской городской общины «Славянский искон» началась в конце 2004 года на Кубанском религиозном форуме. В жарких дебатах с противниками родноверия познакомились Светозар и Людмила, ставшие позже основателями общины. На тот момент складывалас

Далее...

Интервью с создателем РБМ.

Фактическая история Русского Боевого Многоборья насчитывает восемь лет. В 2004 году, в Саратове, официально зарегистрирована Федерация РБМ. Современная школа ближнего боя вобрала в себя главные направления традиционной состязательной славяно-русской культуры, превр

Далее...

Вещее древо из Сибири

Представляем читателям сибирскую музыкальную группу «ВеданЪ КолодЪ», играющую славянскую этномузыку. В начале следующего года группа празднует свое пятилетие. О том, как музыканты восстанавливают музыкальные инструменты, бытовавшие на Руси еще до принятия христиа

Далее...

Ведьма

Говорят, когда Бог хочет наказать, он отнимает разум... У неё он отнял ноги, потом мужа, её Александра, который стал её ногами... За что? Они так любили друг друга! Он – красивый, внимательный, добрый. Она – такая гордая красавица... Была когда-то... Опять слёзы душили её. Уже

Далее...

Тетушка Йо-Га

Лесная тишина с легким шелестом листвы и цвирканьем птичек накрыла внезапно. Кит остановился, оглядел полянку, на которую вывели его солнечные грибы-лисички. Маленькая корзинка, врученная мамой, набита до отказа, а хитрушки все уводили от тропки в сторону. – Ау, – ост

Далее...

Велеслава: музыка божественна и сокровенна, как рождение ребенка

Проекту «Велеслава» уже больше пяти лет. Тематикой песен всегда было языческое прошлое и настоящее Руси. Песни исполнительницы это не украшенные современными звуками перепевы этнических раритетов. В её репертуаре современные авторские тексты и музыка, в основе кот

Далее...

Нож - в пути товарищ

Рейтинг пользователей: / 9
ХудшийЛучший 

(Из очерков славянского обычая)

Нож надо любить! От этого сравнительно небольшого предмета нередко зависела жизнь наших предков, возможно, будет зависеть и ваша, а также жизнь тех, кто идёт в поход рядом с вами, друзей и родичей.

Несмотря на то, что ныне, в начале XI века, рынок Москвы и других крупных городов перенасыщен продукцией этого толка, в большинстве своём она представляет собой китайские подделки, дешёвые железяки «под дамаск» и в большинстве случаев - манящую своим блеском покупателя нержавейку.

С учётом всевозможных чрезвычайных обстоятельств и походных условий жизни, ножи стоит подобрать заранее, с особой тщательностью, и не скупиться при этом. Добрый нож выбирается на время, сравнимое с летами человека, его можно и сыну передать (ещё в X веке русы, если верить арабу Ибн-Русте, имели обычай класть в колыбель новорождённого меч). Старый нож «борозды не портит»!

Хороший нож ныне заменяет свободному человеку меч, служит мощным оберегом (соотносится со стихией огня), множество старорусских заговоров читается «на нож», который, в том числе, уподобляется булатному листу с железного древа, что на острове Буяне.

Якутский и засапожный ножи Слово «нож», близкое по звучанию и идентичное по смыслу, есть во многих славянских языках, если верить этимологическому словарю Максимилиана Фасмера. Оно происходит ещё от праславянского языкового корня, неотделимого от понятия о колотом действии: «заноз́ а, вонзит́ ь, пронзит́ ь». Исследователь приводит древнерусское, старославянское, сербохорватское, словенское, чешское, словацкое, польское, верхне- и нижнелужицкие соответствия. В этой связи неверной представляется попытка возвести нож к оружию, которое достают из-за голенища, из «ноги».

Тот же Ибн-Русте в большом энциклопедическом труде «Книга дорогих ценностей», составленном им между 903 и 925 годами, сообщает о славянах: «Когда кто-то из них умирает, его сжигают на огне, а их женщины, если кто-то умер, ранят себе ножом руки и лицо». То есть уже в начале X века нож используется славянскими женщинами для ритуальных целей (и ясно, что такой нож в сапоге не носят). Ибн-Фадлан в 920-х годах засвидетельствовал, что женщины русов носят нож на груди, да и при каждом из русов, кроме меча и топора, постоянно есть этот же предмет («обозначаемый тем же словом, что и нож на груди русской женщины» - уточняют авторы комментариев к переводу).

Прочие восточные гости, побывавшие на землях славян и русов, выделяют, кроме ритуального, ещё несколько типов ножей: такой, которым «ежедневно отрезали себе кусок рыбы»; орудие, подобное кинжалу; большой нож, которым закалывают скотину.

По одному из мнений, засапожные ножи упомянуты в «Слове о Полку Игореве» 1185 года: «Тiи бо бесъ щитовъ съ засапожникы кликомъ пълкы побеждають, звонячи въ прадеднюю славу», - говорит устами князя Святослава автор «Слова…», то есть честный бой - без щитов и ножей, одним кликом врага предки побеждали. Увы нам, это не совсем так.

Есть, конечно, и более ранние упоминания этого оружия. Пожалуй, первое достоверное письменное употребление слова «нож» на старославянском относится к 1056 году - в Остромировом Евангелии. Затем мы не раз находим его даже в Начальном летописном своде. Под 1015 годом встречаем упоминание об убиении князя Бориса: «И тут вдруг захватили посланные корабль Глебов, и обнажили оружие. Отроки же Глебовы пали духом. Окаянный же Горясер, один из посланных, велел тотчас же зарезать Глеба. Повар же Глеба, именем Торчин, вынув нож, зарезал Глеба, как безвинного ягненка».

Под 1022-ым годом - упоминание о применении холодного оружия князем Мстиславом, кстати, вопреки условиям схватки, что у нас часто преподносится как подвиг (а по мне - бесчестие сие). Представьте себе двух соперников, отложивших на глазах у всего войска мечи: «И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю». Выходит, что князь выхватил откуда-то нож, а, скорее всего, он был засапожный, спрятанный от взгляда как свидетелей, так и противника, и не по правде поступил Мстислав на глазах своей Богородицы, к которой только что взывал.

В летописном рассказе о путешествии сынов Новгорода на север под 1096 годом повествуется о том, как славяне меняют ножи, вероятно, хозяйственного назначения, на мех, у народов Крайнего Севера - ханты, манси и самояди: «Послал я отрока своего в Печору, к людям, которые дань дают Новгороду. И пришел отрок мой к ним, а оттуда пошел в землю Югорскую, Югра же – это люди, а язык их непонятен, и соседят они с самоядью в северных странах. Югра же сказала отроку моему: «Дивное мы нашли чудо, о котором не слыхали раньше, а началось это ещё три года назад; есть горы, заходят они к заливу морскому, высота у них как до неба, и в горах тех стоит клик великий и говор, и секут гору, стремясь высечься из неё; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не понять языка их, но показывают на железо и машут руками, прося железа; и если кто даст им нож ли или секиру, они взамен дают меха».

Годом позже летописец свидетельствует об ослеплении ножом своего современника князя Василько (обращаю внимание на фразу «и видна рана та у Василька поныне». То есть летописец застал несчастного в живых и знал, о чём говорил): «И в ту же ночь повезли Василька в Белгород - небольшой город около Киева, верстах в десяти; и привезли его в телеге закованным, высадили из телеги и повели в избу малую. И, сидя там, увидел Василько торчина, точившего нож, и понял, что хотя его ослепить, и возопил к Богу с плачем великим и со стенаньями. И вот вошли посланные Святополком и Давыдом Сновид Изечевич, конюх Свя- тополков, и Дмитр, конюх Давыдов, и начали расстилать ковёр, и, разостлав, схватили Василька, и хотели его повалить; и боролись с ним крепко, и не смогли его повалить. И вот влезли другие, и повалили его, и связали его, и, сняв доску с печи, положили на грудь ему. И сели по сторонам доски Сновид Изечевич и Дмитр, и не могли удержать его. И подошли двое других, и сняли другую доску с печи, и сели, и придавили так сильно, что грудь затрещала. И приступил торчин, по имени Берендий, овчарь Святополков, держа нож, и хотел ударить ему в глаз, и, промахнувшись глаза, перерезал ему лицо, и видна рана та у Василька поныне. И затем ударил его в глаз, и исторг глаз, и потом - в другой глаз, и вынул другой глаз».

Упаси вас боги, читатели мои, без нужды или забавы ради обнажить оружие! «Горе беснующемуся дать нож, а лукавому - власть!» - поучал ещё Даниил Заточник. Речь у нас сейчас о совершенно другой ситуации! Вопросы самообороны тоже оставим в стороне.

Ворсмовские шкуросъёмные ножи Нож и поныне - незаменимое орудие выживания в условиях походной и лесной жизни. В длительном походе или пешем переходе со многими ночёвками нам понадобится целых три ножа. Этот набор рекомендуется иметь в боеготовности каждому мужчине из вашего рода. Число три связано не столько с его священностью, сколько с разными задачами ножей. Если угодно, то «два с половиной» ножа, поскольку перочинный и многолезвийный (многопредметный) вряд ли можно в полном смысле назвать таковым. Его надёжность падает по мере увеличения числа лезвий и «примочек», и сталь такого рода ножей, если это не штучная продукция на заказ, не идёт ни в какое сравнение с приличествующей имени «нож». Однако всё же без него не обойтись, хотя бы из тех соображений, что бывают случаи, когда грех портить в работе действительный, нераскладной нож.

Остановимся на том, что собственно является ножами. Моя личная практика показывает, что полезно иметь и «нож твёрдой стали» (кованый нож), и «нож мягкой стали» одновременно. Первый по мере использования нуждается в доводке, но наточить его заново быстро в походных условиях не удастся. Второй - и доводится и затачитройку минут.

Каждый нож нуждается в своём оселке в зависимости от марки стали и степени повреждения режущей кромки после выполненной работы. Характерный способ проверки, насколько остёр ваш нож - попробовать разрезать сверху вниз висящий в воздухе лист писчей бумаги (можно также смочить слюной волосяной покров на предплечье, ближе к запястью, и попытаться сбрить). Если получилось и то, и другое, всё в порядке. Есть такая пословица: «Ножик тупой – значит, хозяин скупой».

Вполне качественными и вместе с тем доступными по цене из кованых ножей повышенной HRC (твёрдости) являются, например, ножи финских производителей «Roselli» и «Kivikangas», с характерной бритвенной заточкой. Это традиционные по форме и исполнению разделочные финские ножи, соответствующие требованиям ГОСТ Р 51644-2000. К той же категории можно отнести работы шведских мастеров.

Из отечественных ножей первого типа - твёрдой стали - следует упомянуть, например, Ворсмовский кованый многослойный «булат». Функциональность ножа, впрочем, снижается за счёт заточки «под топор» и всевозможных лишних украшений на рукояти для повышения потребительского спроса.

Из многочисленных моделей следует выбирать образец с гардой (несмотря на то, что она мешает быстрой полной заточке ножа, но таковая из-за высокой HRC в походных условиях и невозможна). Следует учесть, что «русский булат» подвержен коррозии, поэтому по использовании поверхность ножа должна быть покрыта тонким слоем машинного масла для предохранения от влаги.

На этом рынке существует много подделок. Простейший способ различить их - посмотреть на лезвие ножа, расположив его вдоль горизонта. На кованом ноже будут едва заметные неровности в виде вмятин и пятен. Характерный узор под лупой будет виден и на заточенной кромке ножа (он проявится отчётливей, если провести по лезвию ваткой, смоченной в масле), а не просто на боковой поверхности. В противном случае вы рискуете нарваться на подделку, где на низкокачественную сталь поверх нанесен фирменный вол- нистый узор.

Из ножей второго типа - условно «мягкой стали» - стоит отметить северный охотницкий нож, так называемый «якутский» (см. Жукова Л. Феномен «якутского» ножа// «Илин» №1, 2002). Среди характерных его особенностей - асимметричность боковых граней: если держать нож рукоятью к себе, клинком наружу, то левая сторона ножа обычно гладкая, слегка выпуклая, правая - прямая с продольным желобком в центральной части. Заточка лезвия, лучше односторонняя, производится с левой выпуклой стороны, не имеющей желобка. Это основная особенность, если не считать особо лёгкой деревянной рукояти (из корневого капа), позволяющей ножу плавать в воде, точно поплавок. За неимением «якутского» подойдут любые другие виды клинков из нержавеющей стали с односторонней заточкой, требующие вдвое меньше доводочных движений.

О многопредметных (перочинных) ножах отдельный разговор, но есть несколько самых общих рекомендаций. Этот раскладной нож должен быть оснащён плоскогубцами, штопором, шилом и отвёртками (включая кресто-образного профиля). При выборе или изготовлении ножа следует обратить особое внимание на удобство рукояти, он должен сам ложиться в ладонь. Для охотничьих и хозяйственных нужд следует иметь нож с деревянной или костяной рукоятью, головка (навершие) которой выступает за пределы сжатых в кулак пальцев, при этом железко должно идти до самого конца рукояти.

Финские ножи Разумеется, лучшие ножи делаются по индивидуальному заказу или собственными руками. Но в условиях мирной жизни в таком случае у вас есть опасность нарушить законодательство, не выдержав параметры, позволяющие рассматривать нож в качестве «разделочного и шкуросъёмного». У вас могут быть существенные проблемы, если этот естественный для всякого свободного человека предмет сочтут холодным оружием. И прежде, чем при-ступать к изготовлению оружия, я рекомендую тщательнее изучить законы на этот счёт, проконсультироваться со специалистами.

Пользование ножом, да и само его ношение есть ритуал, элемент обрядности и этнического обычая. Заинтересованному читателю рекомендую на этот счёт обстоятельную статью Е.Е. Левкиевской в этнолингвистическом словаре «Славянские древности» («Нож», с.429-434), повторять которую здесь в пересказе вряд ли имеет смысл.

Отмечу в заключение такой важнейший момент: недопустимо ради забавы втыкать нож в Землю! Мало того, что таким образом лезвие притупляется, железо наносит Земле рану, его «душа» может уйти в навий мир. Нож вонзают в почву исключительно в магических целях, например, «преграждая путь опасности и пригвождая её к конкретному пространству», или в целях обеспечения нерушимости клятвы Землёй (для разрезания дёрна).

Ножу нужен свой дом, как человеку! Ножны. В противном случае - он будет жаждать крови, и вы пораните(сь) в самый неподходящий момент. Это прописная истина, не требующая лишних доказательств.

Гаврилов Дмитрий Анатольевич (волхв Иггельд) –
официальный представитель Совета Круга
Языческой Традиции в Консультационном
совете языческих объединений,
член Pagan Federation International.
Журнал "Родноверие" Выпуск №3

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Голосование

Ваш любимый раздел журнала?
 
Сейчас на сайте:
  • 1 гость
  • 1 робот
  • [Bot]

Регистрация

Последние комментарии

  • Святые камни России. Синь-Каме...
    Отчаявшиеся, уже потерявшие надежду зачать ребеночка пары ездят к Синь-камня с целью "исцеления от б...
    ⋆ Инна
  • Трот и руническая магия
    Здравия! Да, очень ждём продолжение :)
    ⋆ Весна
  • Славянское мировозрение (лекци...
    Здравия! подскажите, пожалуйста, с какой поры, согласно источникам, можно души умерших предков отпус...
    ⋆ Весна
  • Славянский искон.
    Сегодня актуальным становится энергоинформаци онная безопасность родноверия. И все больше появляется...
    ⋆ Святояр
  • Аркона
    А кто может мне пояснить, что закульт был витязей черных и белых?
    ⋆ Моцарт

Наши светописи

Наши друзья

Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры
Форум Родноверов
Торжище - славянский интернет магазин. Обереги, книги, одежда.
ВЕЛЕСОВ КРУГ
RODZIMA WIARA
Культурный фонд
АТЕНЕЙ
Круг вятичей
Кривичи
Русское мировоззрение
Тайные знания! МедВеды

Наша кнопка

88x31 Код
Журнал Родноверие

Славянские праздники

2017
Вересень(сентябрь)
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301

Письма читателей

Здравия Вам!!!. Я хотел спросить про оберег,щит в виде капли,с золотой каёмкой, поле красное,в верху глаз и из него две молнии.Я не помню на каком сайте видел этот оберег, но было написано,что это оберег можно нарисовать на входной двери для защиты жилища.Моя просьба прислать фото или картинку с пояснением. Конечно если это возможно. За раннее благодарен. Константин Константин

Здравия, Константин.

Мы не встречали подобного оберега.

 

Журнал Родноверие

© 2005 - 2017 Свидетельство о регистрации ПИ №ФС77-19899

Яндекс.Метрика