Нагрудные и поясные привески

Нагрудные и поясные привескиНагрудные и поясные привески являлись неотъемлемой частью женского металлического убора X—XIII вв.
Привески различных форм встречаются в северо-западной и северо-восточной Руси повсеместно, как при раскопках сельских кладбищ, так и при археологических исследованиях сельских и городских поселений. Судя по находкам, эти украшения характерны для всех слоев древнерусского населения. Возможно, что в женском наряде более зажиточной части населения набор привесок был несколько разнообразнее и богаче.

Изучение этой категории украшений имеет двоякий интерес: с одной стороны, этот многообразный по форме и орнаментике материал имеет большое значение для характеристики деревенского и городского ремесла домонгольского времени. С другой стороны, нагрудные и поясные привески являются ценным вещественным источником для воссоздания языческих верований и представлений той эпохи.


Несомненно, большая часть привесок в женском уборе служила не только украшениями, но имела значение амулетов-оберегов, охраняющих их обладательниц от действия злых духов. Магический смысл некоторых привесок, заключающийся в их форме, а также в орнаментике, частично был расшифрован и объяснен за последние годы на основании сравнения археологических и этнографических данных (1). Многие привески женского металлического убора X—XIII вв. были связаны с пережитками языческих культов небесных светил — солнца и луны, которые в дальнейшем нашли свое отражение в целом ряде русских народных обрядов.

Определение хронологических границ бытования отдельных типов привесок дает возможность составить представление о живучести языческого мировоззрения широких народных масс в эпоху, когда христианство уже являлось господствующей религией на Руси. На некоторых привесках (например: на круглых монетообразных), которые ранее являлись символами могущественного бога-солнца, появляются изображения христианских святых.

Материалом для изготовления привесок служили медь, серебро, олово, а также различные сплавы этих металлов. В деревенских курганах серебряные привески встречаются очень редко. Подавляющее большинство привесок, найденных в погребениях, сделаны из сплава меди с серебром — биллона. Внешний вид украшений из этого сплава зависел от процентного содержания серебра. Нередко встречаются привески, у которых на медную или железную основу искусно наложен тонкий поверхностный слой из биллона или чистого серебра.

Некоторые исследователи при типологической классификации украшений подразделяли последние на группы по материалу, из которого они изготовлены (1). Подобная классификация нам кажется не вполне обоснованной, так как от материала не всегда зависит форма украшения и техника его изготовления, а тем более хронологические границы бытования того или иного типа украшений.

Целесообразнее подразделить привески по внешним очертаниям. По форме мы выделяем следующие группы привесок: зооморфные, привески, воспроизводящие в миниатюре различные предметы быта, — ложки, ключи, ковши, гребни и др.; лунницы, привески круглой формы, бубенчики и др. Каждая из этих групп в свою очередь подразделяется на ряд типов на основании ряда конкретных признаков, характерных для каждого типа в отдельности.

Зооморфные привески

Среди зооморфных привесок, найденных в курганах северо-западной и северо-восточной Руси, имеются изображения коньков, птиц, рыб, собак и зайцев. Чаще всего эти привески встречаются в наборе с другими амулетами-оберегами в виде ложек, ключей, гребней, а также с бубенчиками грушевидными с крестовидной прорезью и бубенчиками шаровидной формы с щелевидной прорезью.
Миниатюрный стилизованный конек с вытянутыми ушками и загнутым в колечко хвостом чаще других зооморфных привесок встречается в раскопках (рис. 14, 7). Конь был символом добра и счастья и связывался с культом солнца, занимающим важнейшее место в древнейшей земледельческой религии славян. Не случайно поэтому почти все привески-коньки украшены кружковым орнаментом, который олицетворял солярные знаки. Очень редко орнамент на лицевой стороне подвески дан в виде мелкой насечки или в виде косых клеток (рис. 14, 17).

На изучаемой территории коньки были найдены в 51 пункте в количестве 65 экземпляров. При этом надо отметить, что все они найдены в женских погребениях, и только при захоронениях, совершенных по обряду ингумации. Обычно коньки входили в набор амулетов по одному экземпляру. Только в трех курганах: у д. Шангиничи (кург. 3) Ленинградской области, у д. Саки (кург. 55) и у д. Митишино (кург. 1) Смоленской области при погребениях найдено по 2 конька. У с. Харлапова близ г. Дорогобужа в двух погребениях (кург. 17 и 31) обнаружено по 3 конька. В кургане 17 коньки входили в состав ожерелья из волчьих клыков, монетообразных привесок и привесок, изображающих пасть хищника. В кургане 31 коньки и другие амулеты были прикреплены на цепочке к левому плечу погребенной.

Надо сказать, что в 28 случаях коньки при костяках располагались в области левого плеча; они висели на цепочках вместе с другими амулетами. В 10 погребениях они найдены в области таза, видимо, прикреплены были к поясу.

 Привески-амулеты

Рис.14 Привески-амулеты

Картирование находок коньков показывает, что они имеют значительную область распространения. Такие амулеты найдены в курганах Брянской, Калужской, Московской, Смоленской, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Калининской, Вологодской и Ярославской областей. Встречаются коньки и при раскопке селищ и городов. На древнерусском поселении Дубна Московской области привеска-конек обнаружена в слое XI века вместе со стрелой ромбовидной формы, медным крестиком и черной глазчатой бусиной из глухого стекла. На селище Подмоклово Московской области конек находился у входа в землянку XI в. Конек известен из раскопок Бородинского селища Смоленской области (1). Два экземпляра подобных привесок найдены в Новгороде в слое XI—XII вв. (2), один на Тверском городище (3).

Следует подчеркнуть, что наибольшее количество находок коньков-привесок падает на территорию Смоленского княжества — 26 экземпляров из 65 (рис. 15). Как уже было отмечено Б. А. Рыбаковым, форма этих коньков чрезвычайно стандартна и, несмотря на большую территорию распространения, они могли изготовляться в одном или в нескольких центрах древней Руси (4).

Находки привесок-амулетов на территории северо-восточной и северо-западной РусиРис. 15. Находки привесок-амулетов на территории северо-восточной и северо-западной Руси

Все известные экземпляры коньков, хранящиеся в коллекциях ГИМ, изготовлены из меди или бронзы техникой литья в двухсторонних каменных формах; одна из створок формы была совершенно гладкая. На многих экземплярах заметен литейный шов, который нередко напильником не снимался. Орнамент в виде кружочков с точкой в центре или без нее, как правило, наносился с лицевой стороны. Однако в коллекциях ГИМ есть коньки, орнаментированные с двух сторон (5). На большинстве экземпляров кружочки располагаются по всей поверхности привески.

Наносились они чеканом с плоской или несколько выпуклой рабочей поверхностью. Судя по количеству находок этих привесок в деревенских курганах Смоленского княжества и отсутствию их в древнем Смоленске, можно предполагать, что они являются продукцией местных деревенских ремесленников (1).

Как видно из таблицы, составленной на основе анализа погребальных комплексов, включающих амулеты-коньки (приложение I, А), в десяти погребениях они найдены с монетами X—XI вв. (5 раз с арабскими дирхемами или подражаниями им и 5 раз с монетами западноевропейских государств XI века). В других комплексах плоские коньки почти всегда сопровождаются такими украшениями: призматические и многогранные сердоликовые, золотостеклянные и серебростеклянные бусы, бубенчики грушевидной формы с крестовидной прорезью, серебряные и бронзовые браслетообразные и ромбощитковые височные кольца с завязанными концами, витые браслеты с завязанными концами, пластинчатые тупоконечные браслеты. Время бытования всех перечисленных вещей на основании изучения погребальных памятников восточных славян, а также находок их в культурном слое сельских и городских поселений, определяется как XI — первая половина XII в. Погребения с коньками и другими амулетами Рославльского и Духовщинского районов Смоленской области А. Н. Лявданский датирует XI — нач. XII в. (2). На территории БССР коньки найдены также в Минской области, в погребениях XI — нач. XII в. (3); в Карельской АССР, в кургане 5 у д. Челмужи аналогичный конек найден с западноевропейскими монетами XI в. (4).

На территории Восточной Латвии такие коньки найдены в древностях XI — первой половины XII в. (5). Таким образом, время распространения привесок-амулетов в виде плоских коньков в древней Руси падает на XI — первую половину XII в.

Этим же временем датируются плоские ажурные привески в виде стилизованного изображения водоплавающих птиц (утки, гуся) с выпуклой грудью, вытянутой шеей и загнутым вверх небольшим хвостом. На теле птицы спиральной прорезью изображено крыло. Эти привески в представлении местного населения, очевидно, связаны были с водной стихией и ее животворными свойствами. Надо сказать, что данные зооморфные привески-амулеты в деталях несколько отличны между со бой. Встречаются фигурки птиц, не имеющие ног, как бы плывущие по воде. Имеются привески в виде утки с ногами и хохолком на голове в виде прямоугольных выступов (рис. 14, 2), их некоторые исследователи называют петушками. Известны также фигурки птиц с гладкой округлой головой и острым закрытым клювом. Все экземпляры этих привесок изготовлены техникой литья; материалом служили медь и бронза. Иногда они совсем гладкие, иногда украшены насечкой или кружковым орнаментом.

В погребениях они встречаются в наборе с другими амулетами — коньками, ложками и др., а также в качестве самостоятельных привесок. Носились они обычно на цепочках и ремешках на правом плече, реже — у пояса. Иногда их находят в составе ожерелья из бус. (Например, в кургане близ г. Красноармейска Московской области.) (1)

Территория распространения данного типа привесок охватывает почти всю северо-западную и северо-восточную Русь. Нам известно 47 экземпляров таких привесок. Район наибольшей их концентрации находится в Ленинградской, Новгородской и Костромской областях. Видимо, ношение этих амулетов было распространено больше в районах с финно-угорским населением. В костромских курганах они встречаются, как правило, только в погребениях XII в. (2). Плоские ажурные фигурки птичек найдены в Новгороде, в слое XI — нач. XII в. (3).

В трех погребениях им сопутствовали также в качестве привесок западноевропейские монеты XI в. (4). Шесть раз они найдены в наборе с амулетами — коньками, ложками, ковшиками и бубенчиками грушевидной формы с крестовидной прорезью. В курганах Ленинградской, Московской и Ярославской областей вместе с ними в погребениях находились шарообразные и призматические сердоликовые, а также золотостеклянные и серебростеклянные бусы. В Латвии ажурные плоские фигурки птиц найдены в количестве 8 экземпляров в памятниках XI—XII вв. (5). В археологических памятниках Финляндии подобные привески датируются XI в. (6).

На основании изложенного можно считать периодом наибольшего распространения привесок в виде водоплавающих птиц XI — первую половину XII в.
Другие зооморфные привески в виде рыбы, собаки и зайца были мало распространены на Руси. Привески-рыбки (рис. 14, 14) найдены в погребениях дважды — в кургане 5 у с. Хрепле (Новгородская обл.) и в погребении в Сурожском районе (Брянская обл.). Сделаны они из меди техникой литья. На тулове рыбки из кургана у с. Хрепле насечкой изображена чешуя. По мнению автора раскопок, эта привеска изображает осетровую рыбу (1).
Привески в виде фигурок зайца и собаки найдены лишь в курганах Ленинградской области, отличаются реалистическим изображением этих животных, переданных путем литья в каменных литейных формах. Эти амулеты встречаются почти всегда в наборе с другими привесками: плоскими коньками, ажурными уточками и относятся к той же эпохе, т. е. к XI — первой половине XII в.
Несколько более поздним временем датируются немногочисленные зооморфные привески в виде плоских прорезных фигурок коней, отличающихся от рассмотренных выше коньков своей формой и размерами (рис. 14, 16). Фигуры коней изображены с четырьмя короткими подогнутыми ногами. Как правило, они сделаны грубее, чем коньки вышеупомянутого типа, и почти всегда не орнаментированы. Известны они исключительно из курганов Ленинградской, Псковской и Костромской областей. Н. П. Журжалина время бытования их относит к XII в. (2)

Привески в виде миниатюрных предметов быта и оружия

К амулетам относятся также привески, изображающие в уменьшенном виде предметы быта и оружия: ложки, ковшики, гребни, ключи, ножи, топоры и мечи. В курганах эти привески, как уже было упомянуто, чаще всего находятся в сочетании с другими амулетами, среди которых иногда встречаются также кости и зубы животных, косточки сливы и миндаля.

На изучаемой территории данные привески обнаружены исключительно в погребениях женщин, что говорит об их принадлежности к женскому убору. Их носили на правом или левом плече и сравнительно редко у пояса. Как исключение, можно отметить случаи, когда привески-амулеты были положены в могилу просто в мешочке. Так, в кургане у с. Воздвиженье (Ярославская обл.) при погребении девочки, в области тазовых костей, в мешочке-кошельке находились привески в виде коня, ложки и ключа вместе с западноевропейской монетой XI в. (приложение II, А).

Из амулетов данной группы в археологических памятниках северо-восточной и северо-западной Руси наиболее распространены были привески в виде ложки, считавшейся, видимо, символом благосостояния и довольства. Как показывают курганные материалы, подавляющее большинство погребений, содержащих эти амулеты, принадлежали рядовому населению древней Руси. При погребениях они встречаются чаще всего в количестве 1—2 и чрезвычайно редко в трех экземплярах. Общее число привесок-ложек, обнаруженных на изучаемой территории, равняется 57; они были найдены в 40 пунктах.

По форме эти привески подразделяются на круглые и продолговатые; первые имеют более длинную, вторые — более короткую рукоятку с круглым отверстием на конце для подвешивания. Ложки продолговатой формы найдены всего три раза: дважды в погребениях 1 и один раз в Новгороде, в слое XII в. (2). Среди населения древней Руси более распространены были круглые ложечки с гладкой или фигурной в виде плетения рукояткой. Значительный интерес представляет привеска-ложка из женского погребения у д. Кветунь (Брянская обл.) с рукояткой в виде человеческой фигурки в плаще (3). Эта находка аналогий не имеет.

Ко второму типу данной группы привесок-амулетов относятся маленькие ковшики с короткой рукояткой и отверстием для подвешивания. Стенки ковшиков часто украшены продольными вогнутыми полосками (рис. 14, 8). Они, видимо, имели такое же значение, как и ложечки. Привески-ковшики найдены в 8 женских погребениях Смоленской, Московской и Калининской областей (приложение II, Б).

Наряду с вышеописанными типами в наборы амулетов часто входили привески в виде миниатюрных бронзовых гребней. Они найдены в количестве 18 экземпляров в 11 пунктах. Характерна устойчивая форма этой привески — гребень с длинными зубьями завершен стилизованными парными головками коней, обращенными в разные стороны. Подобная композиция характерна и для других русских украшений XI—XIII вв. (рис. 14, 9).

Интересна привеска-гребень из одного погребения у д. Залахтовье (Псковская обл.), на котором изображены два коня, обращенных к центральному изображению в виде маленького ромбика на столбе. Конь и сам гребень украшены кружковым орнаментом (рис. 14, /5). Данная композиция восходит, видимо, к древнейшим языческим изображениям богини со всадниками по сторонам. Аналогичная бронзовая привеска-гребень найдена при раскопках Асотского городища (Латвия) (4).

Гребни-привески, обнаруженные на территории Смоленской области, украшены выпуклыми шариками, имитирующими зернь.
Миниатюрные ключи — символы богатства и сохранности, на изучаемой территории найдены в количестве 12 экземпляров в 10 погребениях (приложение II, Г). Носились они также в составе других амулетов. По своей форме эти привески подражают наиболее распространенным типам замковых ключей XI—XII вв. Они сделаны в виде плоской прорезной лопаточки или в виде обыкновенного дверного ключа. Некоторые экземпляры украшены кружковым орнаментом.

Привески-топорики в пределах северо-восточной и северо-западной Руси обнаружены в 4 погребениях (приложение II, Д) и на 3 поселениях: на селище Грехов ручей (Ярославская обл.), на городище Старая Рязань и в Новгороде.

В отличие от других амулетов эти привески встречаются как в женских, так и мужских захоронениях (1). В женских погребениях топорики найдены вместе с другими амулетами возле правого плеча, в мужском — у пояса. У некоторых топориков сохранились остатки деревянного топорища, что свидетельствует о возможном их употреблении не только в качестве привесок. В статье, посвященной изучению языческого культа Перуна, В. П. Даркевич на основе сопоставления археологических и этнографических данных высказал мысль о том, что амулеты-топорики у древних славян были связаны с целым рядом обрядов, посвященных этому грозному божеству (2). Магический смысл этих привесок выражается также и в их орнаменте, представленном либо солнечными знаками в виде маленьких кружочков, либо зигзагообразными линиями, символизирующими небесную молнию.

Амулеты-топорики имели широкий ареал, они найдены на юге и востоке древней Руси, а также в странах Северной Европы (приложение II, Д).
Для того чтобы закончить описание типов привесок данной группы, несколько слов надо сказать об амулетах в виде ножен и миниатюрных мечей, представленных на изучаемой территории единичными экземплярами.

Маленькая привеска-меч найдена в одном из Гнездовских курганов X века (3). Еще две подобной формы бронзовые привески обнаружены у с. Сахновки (Киевская обл.) (4).
Амулеты в виде ножен нам известны в числе 10 экземпляров, из которых 6 выполнено в кости. Две подобные привески из оловянно-свинцового сплава найдены в Новгороде в слое XII века и отлиты в двусторонней каменной форме (5). Картирование археологических памятников, содержащих находки привесок-амулетов в виде миниатюрных предметов быта и оружия, показало, что ареал их охватывает территорию всей северо-западной и северо-восточной Руси. В пределах этой обширной области только в костромских курганах амулеты данной группы, за исключением единичных находок ножевидных привесок, совсем не встречены. На Руси, за пределами рассматриваемой территории, находки привесок данной группы немногочисленны (рис. 15).

Отдельные находки их на территории Карельской АССР, Восточной Прибалтики, Киевской и Черниговской областей надо рассматривать как результат связи местного населения с соседними странами и с другими районами Руси.

При картировании наметился также район преимущественного распространения этих привесок. Так, из 57 известных находок привесок- ложечек около 30 сосредоточено в области верхних течений Днепра, Десны и Угры, т. е. в пределах границ Смоленской земли XI—XII вв. При этом некоторые погребения этого района содержали по нескольку экземпляров привесок-ложек и гребней.

Далее, принимая во внимание тот факт, что подавляющее большинство этих привесок было найдено в погребальных сооружениях, оставленных рядовым крестьянским населением Руси, создается впечатление, что производство этих привесок сосредоточено было в деревне. Отдельные находки привесок-ложек, ключей в древнем Новгороде, Старой Рязани не меняют общей картины.

Надо сказать, что техника производства привесок-амулетов таких как ложки, ковшики, гребни, топорики не отличалась какими-то сложными и требующими особого мастерства приемами. Как правило, подавляющее большинство изучаемых изделий изготовлено из меди или бронзы путем литья в односторонних каменных формах или глиняных, полученных с помощью отпечатка готовых изделий. Некоторые экземпляры ложечек с фигурными рукоятками могли быть изготовлены с помощью литья по восковой модели (1). Дальнейшая обработка этих изделий — нанесение орнамента — не представляла для мастера особых трудностей. На литых изделиях орнамент в виде пунктирных линий, насечек или кружочков наносился чеканом, с соответствующим рисунком на рабочей поверхности.

Время наибольшего распространения привесок-амулетов в виде миниатюрных предметов быта падает, по-видимому, на XI — первую половину XII в. Так, в 15 погребениях они найдены с монетами конца X—XI вв. (см. приложение II) в 19 погребениях — вместе с амулетом — плоским коньком, время бытования которого определяется этим же периодом. Другие украшения, в сочетании с которыми чаще всего встречаются привески данной группы, а именно: бубенчики грушевидной формы с крестообразной прорезью, сердоликовые призматические и многогранные, золотостеклянные и серебростеклянные бусы, плетеные завязанные браслеты, браслетообразные завязанные височные кольца, тупоконечные пластинчатые браслеты имели наибольшее распространение на Руси также в пределах указанного времени.

Следует добавить, что привески данной группы неизвестны из трупосожжений X века, хотя в настоящее время погребальные памятники этого времени на рассматриваемой территории изучены в достаточной степени.

Иными словами, в период развитого язычества на Руси амулеты-обереги, являющиеся предметами языческого культа, не входили в состав женского убора. Широкое распространение этих амулетов в период интенсивного внедрения христианства в среду крестьянского населения отдаленных районов древнерусского государства свидетельствует, видимо, о своеобразном проявлении протеста против новой, насильственно утверждаемой христианской религии.

Отдельные типы привесок этой группы, такие как топорики, ножевидные амулеты встречаются в памятниках и несколько более позднего времени.

Лунницы

В эпоху раннего средневековья привески в виде полумесяца, отражающие древнейший культ почитания луны, были широко распространены у ряда народов Европы и Передней Азии (1).
На изучаемой территории северо-западной и северо-восточной Руси известно более 350 экземпляров лунниц, изготовленных из сплава олова и серебра, реже из бронзы и высокопробного серебра. Большинство находок лунниц происходит из курганных погребений, где они обычно находятся по нескольку экземпляров (до 10—13) в составе ожерелий. Известны случаи ношения их в качестве серег (2). Как исключение, в одном кургане 5 лунниц найдены в кошельке у правой пятки покойницы вместе с другими украшениями, которые надо рассматривать как дары погребенному (3).

Находки этих привесок на поселениях немногочисленны. Они найдены при раскопках Новгорода, Белоозера, Рязани, на Пировом селище Владимирской области. Серебряные лунницы тонкой филигранно-зерненой работы представлены и в кладах X — начала XI в.

ЛунницыРис. 16. Лунницы

В. В. Гольмстен в работе, посвященной лунницам из коллекций Государственного Исторического музея, выделила несколько типов этих привесок. В основу ее классификации положено соотношение длины средней горизонтальной линии к расстоянию между рогами (4). По технике производства они подразделены на штампованно-филигранные и литые.

Штампованно-филигранные лунницы из чистого серебра на изучаемой территории представлены 30 экземплярами, из них 20 привесок найдены в кладах, остальные в погребениях. Последние, как правило, содержали такие украшения, которые могли входить в женский убор только богатой феодальной верхушки населения древней Руси. Лунницы этого типа найдены повсеместно (рис. 17). При этом надо отметить, что находки их размещаются обычно в окрестностях крупных городских центров древней Руси или вдоль оживленных торговых магистралей той эпохи.

Находки лунниц на территории северо-западной и северо-восточной РусиРис. 17. Находки лунниц на территории северо-западной и северо-восточной Руси

Данные лунницы, изготовленные из тонкой серебряной пластины, украшались мельчайшими шариками зерни и филигранью. Тонкая и сложная техника их производства требовала от мастера значительных технических навыков и большого мастерства. Особенно ответственным процессом было приготовление многих тысяч мельчайших шариков зерни одинаковой величины, а также напаивание их по определенному рисунку. Так, на серебряной луннице из кургана 43 у д. Бор (Новгородская область) напаяно более 900 шариков, диаметр которых не превышает 0, 2 мм (рис. 16, 1). Зернь на поверхности лунницы расположена в виде геометрического орнамента из треугольников, ромбиков и полосок. В центре и на концах напаяны крупные полушарики из листового серебра, тоже украшенные зернью.

На севере, как и на юге Руси, подобные лунницы, так же, как и другие украшения с зернью, входят в моду в X столетии. По мнению Г. Ф. Корзухиной, центр производства зерненых изделий в это время находился где-то на территории Волынской земли, так как основная масса вещей с зернью (в том числе 3 клада) известны из археологических памятников данного района. Здесь же было обнаружено захоронение ювелира, в погребальном инвентаре которого был представлен инструментарий для изготовления серебряных зерненых украшений (1).

Серебряные лунницы этого типа входили в состав 7 вещевых кладов, зарытых во второй половине Х и на рубеже X и XI вв., и в состав 3 кладов, зарытых несколько позднее, т. е. в течение XI — начале XII в. В погребениях эти лунницы сопровождались дирхемами X века, многогранными сердоликовыми бусами и бусами из синего прозрачного стекла с белоромбическими вставками, бытовавшими на Руси в Х — начале XI в. (2).

Перечисленные факты дают право считать, что лунницы этого типа носили в X—XI вв., причем время наибольшего их распространения на Руси падает на X — начало XI в.
Почти одновременно с серебряными лунницами филигранно-зерненой работы появляются литые лунницы, передающие в более простой технике форму и орнамент дорогих украшений феодальной верхушки.
Литые широкорогие и узкорогие лунницы встречаются в женских погребениях всех слоев населения древней Руси. Большинство литых лунниц выполнено из биллона или бронзы, литые лунницы из чистого серебра в памятниках древней Руси редки.

Широкорогие литые лунницы найдены в количестве 115 экземпляров в 35 пунктах северо-западной и северо-восточной Руси. Все они, как правило, украшены орнаментом, имитирующим зернь и скань.
Некоторые из этих лунниц, например, из кургана 118 у д. Шахново (Ленинградская обл.), передают не только форму и орнамент уже упомянутой филигранно-зерненой лунницы из кургана у д. Бор (Новгородская область), но также и размер (рис. 16, 1, 2). Изготовлялись они отливкой в глиняных формах, полученных путем простого оттиска готовой серебряной вещи в глине. Орнамент, выполненный на серебре мельчайшей зернью и филигранью, получался довольно смазанным и грубым.

Следует отметить, что среди сельского населения Брянской, Смоленской и Калининской областей наиболее распространены были литые широкорогие лунницы средних размеров, поле которых покрыто рельефными линиями, треугольниками и шариками ложной зерни в центре и по углам (рис. 16, 3, 4). Встречаются широкорогие литые лунницы с орнаментом из ложнозерненых треугольников, расположенных по контуру лунницы.

Широкорогие литые лунницы стали входить в употребление, видимо, в самом конце X или начале XI в. В 5 женских погребениях они найдены с монетами первой половины X в. (приложение III, Б). В кладе, найденном у д. Забельская (Псковская область), им сопутствовали дирхемы X в. и западноевропейские монеты начала XI в. В районах наибольшего их распространения (Смоленская, Брянская, Ленинградская и Калининская области) они сопровождаются в погребениях, как правило, украшениями, бытовавшими в основном в XI — первой половине XII в., а именно золотостеклянными бусами, браслетообразными и ромбощитковыми височными кольцами с завязанными концами, витыми и плетеными браслетами с завязанными концами, амулетами в виде плоских коньков и ложек.

Во второй половине XII века они, видимо, совсем вышли из моды и в женском наряде заменяются другими типами лунниц.
Узкорогие литые лунницы, как показало картирование их находок, бытовали на всей территории северо-восточной и северо-западной Руси (рис. 17). Они найдены в количестве 125 экземпляров в 37 археологических памятниках (приложение III, В).

От широкорогих лунниц они отличаются не только своей формой, в основе которой лежит силуэт круга, но также и орнаментом. Для узкорогих лунниц характерны растительный орнамент в виде двух ветвей, расходящихся в разные стороны, и геометрический рисунок из рельефных линий и шариков псевдозерни (рис. 16, 5—7).

Узкорогие лунницы с растительным орнаментом чаще встречаются в курганах Московской и восточных районов Смоленской области. Наряду с лунницами аналогичным растительным орнаментом украшались иногда семилопастные височные кольца и перстни из погребений данного района.

Подавляющее же большинство известных узкорогих литых лунниц (около 85 экземпляров) имеют схематичный геометрический рисунок (рис. 16, 5, 6).
Как показывает анализ вещевых комплексов, в составе которых обнаружены узкорогие лунницы, время наибольшего их распространения на Руси падает на XI—XII вв.

Так, в курганных комплексах данные лунницы чаще всего найдены в составе ожерелий из сердоликовых призматических и бипирамидальных, золотостеклянных и глазчатых из глухого стекла бус, вместе с литыми широкорогими лунницами и другими украшениями: витыми гривнами с раскованными и заходящими концами, амулетами в виде плоского конька, ложки, гребня, браслетоообразными височными кольцами с завязанными концами (приложение III, В). Несколько раз они найдены с витыми тройными браслетами и такими же перстням Узкорогие лунницы в Новгороде и на Пировом поселении обнаружены в слое XI в. (1).

Кроме вышеописанных широко распространенных на Руси типов лунниц, в памятниках XI—XII вв. представлены еще литые миниатюрные лунницы, среди которых иногда бывает трудно отделить узкорогие от широкорогих. На изучаемой территории нам известно около 50 экземпляров таких лунниц. Ареал их включает Московскую, Смоленскую, Новгородскую и Брянскую области. Отдельные экземпляры найдены в курганах Ленинградской и Вологодской областей, у лунниц этого типа, как правило, весь узор представлен мелкими шариками псевдозерни или просто рельефной линией по контуру лунницы. Единичные находки украшены инкрустацией железом (рис. 16, 9).

Время бытования этих лунниц в основном совпадает со временем распространения узкорогих литых лунниц, т. е. не выходит за пределы XI—XII вв. В большинстве случаев они найдены в погребальных комплексах, которые датируются следующими украшениями: золотостеклянными бусами, витыми гривнами с завязанными концами, амулетами в виде рыбы и водоплавающих птиц, грушевидными бубенчиками с крестовидной прорезью, узкорогими литыми лунницами. Подобные лунницы из подмосковных курганов датируются XII в. (2).

Прорезные лунницы — обычно широкорогие отличаются дугообразным вырезом на поле лунницы (рис. 16, 8). Найдены в количестве 27 экземпляров на территории Брянской, Московской, Смоленской и Владимирской областей. Все они литые из биллона. Редко встречены экземпляры, украшенные по краям ложной зернью. На основании постоянной совместной встречаемости в комплексах с украшениями, даты которых более или менее точно установлены, их можно датировать тем же временем, что и широкорогие литые лунницы, т. е. XI — первой половиной XII в.

К этому времени надо отнести также язычковые широкорогие лунницы, представленные на изучаемой территории 10 экземплярами. Найдены в курганах Брянской и соседних с ней районов Смоленской области (приложение III, E). Время их бытования определяется по совместному нахождению со следующими украшениями: золотостеклянными бусами, витыми гривнами с заходящими концами, широкорогими литыми лунницами, а также витыми браслетами с завязанными концами.

Обзор привесок данной группы закончим описанием лунниц своеобразной формы — так называемых замкнутокрещатых. Находки их немногочисленны, они обнаружены в 8 пунктах в количестве 17 экземпляров (приложение III, Ж). Лунницы этого типа, найденные на территории Московской и Смоленской областей, украшены узором из ложной зерни. Изготовлены почти всегда из меди или бронзы способом литья. Создается впечатление, что подобные лунницы наиболее типичны для населения Костромского Поволжья. Так, из 17 экземпляров замкнутокрещатых лунниц 8 были найдены в костромских курганах. Некоторые из этих лунниц, судя по месту расположения при костяке, заменяли в женском уборе серьги или височные кольца. Замкнутокрещатые лунницы употреблялись, видимо, с XI до начала XIII в.
Следует подчеркнуть тот факт, что подавляющее большинство известных нам литых широкорогих и узкорогих лунниц происходит из погребальных сооружений, оставленных сельским населением древней Руси. Естественно поэтому предположить, что в основном, видимо, эти украшения, как и многие другие, изготовлялись деревенским литейщиком. На основе изучения лунниц, хранящихся в ГИМ, можно выдвинуть предположение, что большинство из них было изготовлено в твердых каменных формах. Об этом свидетельствует наличие литейного шва, расположенного, как правило, не на средине боковой поверхности лунницы, а ближе к гладкой тыльной стороне. Иногда следы литейного шва заметны только на ушке для подвешивания, т. е. вторая створка каменной формы была в виде плоской крышки. Детали рисунка сверху почти всегда несколько уплощены, что в свою очередь указывает, что эти привески отлиты в твердых формах.

Несомненно, что техника литья в глиняных формах с помощью восковой модели также была известна деревенским мастерам. Лунницы с тонким изящным растительным орнаментом могли быть изготовлены только способом литья по восковой модели, подробно описанным Б. А. Рыбаковым (1).

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Серебряные лунницы филигранно-зерненой работы, известные нам по вещевым кладам и отдельным богатым погребениям местной феодальной знати, являются продукцией русских городских ювелиров X—XI вв.
  2. В женском металлическом уборе рядового сельского населения северо-запада и северо-востока Руси на протяжении XI—XII столетий преобладали более дешевые литые широкорогие и узкорогие лунницы, которые являлись продукцией местных деревенских мастеров-ювелиров.

Привески круглой формы

Круглые привески имели не только декоративное значение в женском уборе, их носили и в качестве оберегов, связанных с древнейшими представлениями о солнце, как о божестве, посылающем на землю жизнь, плодородие и всякое благополучие.

Эти привески известны нам в основном по погребальным памятникам населения древнерусской деревни.
В погребениях XI века они представлены единичными находками, зато в погребениях XII—XIII вв. количество сопровождающих покойницу привесок доходит до 12—15 экземпляров. B подавляющем большинстве круглые привески изготовлены из двух сплавов — биллона и бронзы. Экземпляры из высокопробного серебра встречаются редко — в богатых погребениях и в кладах.
Известны случаи находок круглых привесок из железа с поверхностным покрытием биллоном или чистым серебром.

Представленные в памятниках северо-восточной и северо-западной Руси X—XIII вв. круглые привески можно подразделить на монетообразные, прорезные и выпуклые. Каждая из этих групп по характерным особенностям прорези или лицевой поверхности привески подразделяется на типы.

Из всех круглых привесок ранее всего появились на Руси литые прорезные привески, условно названные в археологической литературе привесками «гнездовского типа», так как первые экземпляры их происходят из гнездовских кладов и погребений. Это массивные медальоны, выполненные в стиле Еллинге, характерном для скандинавских украшений X—XI вв. (1). На лицевой поверхности привесок — стилизованное изображение фантастического зверя с вытянутой шеей и раскрытой пастью (рис. 18, 1). Привески этого типа в небольшом количестве найдены в Смоленской, Ленинградской, Ярославской и Брянской областях, где они, несомненно, являются предметами скандинавского импорта. Во владимирских и гнездовских курганах и в кургане у д. Исаево (Ленинградская область) данные привески обнаружены при захоронениях по обряду трупосожжений. В гнездовском кладе и в одном погребении у д. Вахрушево (Ленинградская область) они найдены совместно с монетами X — начала XI в. На основании указанных фактов можно датировать привески «гнездовского типа» X—XI вв.

Привески круглой формы Рис. 18. Привески круглой формы.

Круглые прорезные привески, представляющие собой медальоны с прорезью в виде лунницы, на рассматриваемой территории были мало распространены и, видимо, в течение короткого времени — в конце X—XI вв. Находки их известны из смоленских и владимирских курганов, где они обнаружены как при трупосожжениях, так и трупоположениях. Один раз такая круглая прорезная привеска найдена с монетой X в., положенной при покойнице в качестве привески.

К следующему типу прорезных привесок мы относим привески, которые представляют силуэт узкорогой лунницы, или же лунницы с крестом между рожками, включенный в круг (рис. 16, 11). Поверхность некоторых привесок украшена орнаментом в виде 7 углублений разного диаметра, а ободок круга покрыт косыми нарезками, имитирующими скань. Привески с подобным сложным орнаментом могли быть выполнены только с помощью литья в глиняных формах, изготовленных по восковым моделям.

Нам известно всего 60 экземпляров лунничновключенных привесок, в том числе и лунничновключенных с крестом.
При этом следует подчеркнуть, что территория их распространения ограничена Московской и восточными районами Смоленской области. В других районах древней Руси находки лунничновключенных привесок полностью отсутствуют. По-видимому, данные привески были характерны для женского убора Вятичской земли. Они распространены были у населения данной области в XII—XIII вв.
В погребениях эти привески найдены совместно с браслетообразными височными кольцами с завязанными концами, которые на рассматриваемой территории употреблялись до середины XII в., с витыми гривнами из сложных жгутов XII века и узкорогими лунницами XI—XII вв. Во многих погребениях они находились вместе со сложновитыми браслетами и перстнями XII—XIII вв., сердоликовыми бипирамидальными бусами и шаровидными бубенчиками с одной прорезью XII — начала XIII в.

К этому же времени, т. е. к XII—XIII вв., относятся круглые прорезные привески с включенным крестом различных форм (рис. 18, 10— 12).
Крестовключенные привески на территории северо-восточной и северо-западной Руси найдены в количестве 55 экземпляров. Известны случаи, когда привески подобного типа были положены в курган в качестве дара покойнику. Так, в одном из погребений у с. Харлапово (Смоленская обл.) у правой ступни женского костяка в шерстяном мешочке лежали две крестовключенные привески вместе с янтарными и медными перстнями. Подобные явления наблюдаются только при богатых захоронениях. В отличие от лунничновключенных ареал находок этих привесок охватывает почти всю изучаемую территорию (рис. 19).
В северо-западной и северо-восточной Руси не ранее XII в. появляются круглые косо- и пряморешетчатые привески (рис. 18, 3, 13). Нами учтено около 100 экземпляров косорешетчатых привесок из 38 погребений и 11 пряморешетчатых из 4 погребений.

При картировании привесок данных двух типов выясняется, что территория их распространения довольно велика, однако район их наибольшей концентрации находится на северо-западе изучаемой территории, в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. Иными словами, решетчатые привески были характерны для населения Новгородской земли. Немногочисленные находки этих украшений в Вологодской и Костромской областях можно, видимо, скорее всего объяснить проникновением населения из Новгородской земли в Белозерье и Костромское Поволжье, тем более что в XII—XIII вв. такая колонизация имела место. В отличие от большинства других привесок, изготовленных при помощи литья, для производства решетчатых экземпляров требовалась в большом количестве проволока, с изготовлением которой деревенские ювелиры были хорошо знакомы (1).

Круглый ободок привески делался из 3 спаянных по всей длине проволочек, к которому затем припаивалась решетка. В пряморешетчатых привесках решетка делалась иногда не из проволоки, а из тонких полосок металла.

Судя по тому, что основная масса находок этих привесок происходит из погребальных памятников деревенского населения Новгородской земли, а также учитывая несложную технику их производства, можно считать, что изготовлялись они местными сельскими мастерами.

В погребениях данные привески, как правило, сопровождались определенными наборами украшений, относящихся в основном к XII— XIII вв., узкорогими лунницами, сложновитыми тройными и четверными браслетами, шарообразными бубенчиками со щелевидной прорезью. В Новгороде они найдены в слоях XII—XIII вв. (1).
Все остальные круглые прорезные привески можно объединить в один тип ажурных прорезных. Сюда относятся круглые ажурные медальоны с включенными фигурами из трех волют, прорезные с отверстиями в виде различных геометрических фигур, часто расположенных по кругу, иногда же без определенной симметрии. Они встречаются и в памятниках XI века и позднее. Для более детальной их датировки у нас нет достаточных данных.

Наряду с вышеописанными круглыми прорезными привесками большое распространение имели так называемые монетообразные, представленные в памятниках северо-восточной и северо-западной Руси двумя типами: гладкими и орнаментированными.

Гладкие монетовидные привески в виде круглого массивного медальона с ушками в погребениях обычно находятся по нескольку экземпляров в составе ожерелий (рис. 18, 5). Иногда эти привески нашивались на женскую одежду.

Так, в одном погребении у д. Харлапово (Смоленская обл.) они вместе с бубенчиками в несколько рядов украшали нижнюю часть женского платья (2).
На территории северо-западной и северо-восточной Руси нам известно около 200 таких привесок из 30 пунктов.
Следует подчеркнуть, что находки гладких монетообразных привесок распространены на небольшой ограниченной территории. Они встречаются в пределах Московской и восточных районов Смоленской области. Как уже было ранее отмечено в археологической литературе, данные привески наряду с семилопастными височными кольцами являются локальными украшениями, характерными для женского костюма вятичской земли (3).

Исходя из датировок погребальных комплексов, включающих гладкие монетообразные привески, надо полагать, что они бытовали у населения бассейна Верхней Оки в течение длительного времени. Несколько раз они найдены с такими украшениями XI — первой половины XII в., как призматические сердоликовые, золотостеклянные и серебростеклянные, а также глазчатые из глухого стекла бусы, браслетообразные височные кольца с завязанными концами. Однако чаще им сопутствуют украшения несколько более позднего времени: их находят вместе с витыми шейными гривнами с раскованными и припаянными концами, тройными и четверными витыми браслетами, шаровидными бубенчиками со щелевидной прорезью, а также семилопастными височными кольцами развитых форм.
Таким образом, временем наибольшего распространения монетовидных гладких привесок можно считать XII—XIII вв.

Гладкие монетообразные привески изготовлены с помощью литья в каменных формах. На некоторых экземплярах ушко отлито вместе с привеской, на других — припаяно или приклепано гвоздиками. Не вызывает сомнения, что производство таких привесок было налажено местными деревенскими ювелирами. Об этом свидетельствует находка целого набора каменных литейных форм в одном из погребений курганного кладбища XII—XIII вв. у д. Митяево (Московская область) (1). Среди них имеются глиняные формы для отливки крестов, трехбусинных височных колец и монетовидной привески.
С развитием ювелирного ремесла в XII веке в связи с ростом спроса на рынок литье в твердых формах становится преобладающим приемом, так как каменные формы дают большую производительность при наименьшей затрате труда.

Круглые монетовидные привески с орнаментом на лицевой стороне мы не подразделяем на отдельные типы по характеру рисунка, так как при этом нам бы пришлось назвать столько типов, сколько известно самих привесок. Среди них по характеру орнамента можно выделить привески более раннего времени, относящиеся к XI — первой половине XII в. и более поздние, XII—XIII вв. К первой подгруппе привесок следует отнести немногочисленные медальоны с изображением птицы (рис. 18, 2), литые и штампованные привески с изображением простого креста или расходящихся лучей солнца, а также литые медальоны с ложнофилигранным и ложнозерненым орнаментом в виде волют или волют с шариками внутри (рис. 18, 4).

На территории северо-западной и северо-восточной Руси они распространены почти повсеместно. Встречаются данные привески в памятниках этого же времени на юго-западе и на юге Руси, а также на территории соседних народов (приложение V, Б).
Орнаментированные монетовидные привески более позднего времени представлены главным образом медальонами менее тщательной выделки с изображениями процветшего креста, христианских святых, а также медузы-горгоны (рис. 18, 7, 8).

Заканчивая обзор круглых привесок, остается несколько слов сказать о круглых выпуклых привесках.
Для изучаемой территории выпуклые привески не являются характерными. Немногочисленные экземпляры представлены массивными литыми привесками с ложнозерненым рисунком в виде креста (рис. 18, 6).
Подобные привески найдены в Ленинградской, Смоленской, Московской, Рязанской областях (приложение VI). В Смоленской области они найдены с амулетами-коньками, сердоликовыми многогранными и золотостеклянными бусами и косорешетчатыми привесками. Очевидно, время бытования этих привесок надо отнести к XI—XII вв.

Итак, привески круглой формы являются женским украшением. Они распространены были как среди рядового сельского населения, так и представителей местной феодальной знати. Некоторые типы этих привесок (прорезные гнездовского типа, прорезные крестовключенные, монетообразные с орнаментом) имели широкий ареал, другие же (прорезные косорешетчатые, лунничновключенные и лунничновключенные с крестом, монетообразные гладкие) являлись локальными украшениями населения определенного района, где они бытовали в течение длительного времени.
Подавляющее большинство круглых привесок являлось продукцией местного деревенского ремесла. Они изготовлены преимущественно с помощью литья — одного из самых доступных и распространенных приемов деревенского ювелирного производства. Некоторые типы этих привесок на территории северо-восточной и северо-западной Руси выделывались повсеместно, другие имели свои центры производства, откуда путем торговли, или в связи с перемещением населения они проникали в другие области. Круглые привески экспортировались также за пределы Руси, как об этом свидетельствуют единичные находки их в странах Прибалтики, в Прикамье и в Нижнем Поволжье.

А.В. Успенская