Собственные имена деревьев в восточнославянских заговорах

Собственные имена деревьев в восточнославянских заговорахДерево – точечный микротопографический объект заговоров. Нам известно порядка 70 фиксаций имён деревьев в восточнославянских заговорах, из которых около половины приходится на восточно-белорусские и восточно-украинские заговоры, а другая половина – на русские, среди которых наиболее заметное место занимают западно- и южнорусские. По происхождению имена деревьев в заговорах делятся на отантропонимические (дуб Дорофей, липа Матруна), оттопонимические (дуб-буян – в результате метонимического переноса с названия острова Буяна), отэтнонимические (дуб Сорочинский, ср. сарацин), а также возникшие путем онимизации апеллятивов (Царадуб <царь-дуб, дуб Ракитан <ракита). К ним примыкает значительное количество наименований, занимающих промежуточное положение между ИС и характеристическим определением (или постоянным эпитетом), ср. варианты сочетания дерево кипарис в заговорах: древо Кипаристово, древо Кепорично, древа купарес, купоросное древо, купарэз-дрэва.

Сёстры лиходейки

Сёстры лиходейкиВ час ночной,
Тюрьмы подводной
Разломав запор,
Вылетает хороводной
Цепью рой сестер.
Лихорадки им прозванье;
Любо им смущать
Тихий сон — и на прощанье
В губы целовать.
Лихоманок–лихорадок,
Девяти подруг,
Поцелуй и жгуч, и сладок,
Как любви недуг...
(А. Григорьев. Доброй ночи)

***

Река Смородина в заговорном слове

Калинов Мост / Максим СухаревСмородина (Черна-Смородина): Костр. г., Вин. 1, 96; Смол. г., Попов, 243.

Речку Смородину сближали с одноименной реальной рекой недалеко от г. Карачева (Брянская о.), были указания на распространенность гидронима на Русском Севере; из памятников известны старинные русские гидронимы Смердя, Смерделя, Смердица и др. И. Д. Квашнин-Самарин, считая первичной предположительную форму *Самородина, объяснял Смородину как реку саму собой рождающуюся, первообразную, "самородную", небесный или подземный мифический прообраз всех рек (Квашнин-Самарин 1871, 86-87). Выводили название из смуры - 'темный' в связи с инфернальной символикой черного цвета. А. Е. Крымский предлагал объяснение названия Смородины из распространенного тюркского гидронима Самурдон - 'соболья река' (Кримський 1973, 349-351). Но чаще всего название Смородина выводят из корня "смрад" ("смород") - 'сильный, неприятный, удушливый запах'. Мифотопоним, таким образом, истолковывается как "смрадная, зловонная река". Эту точку зрения высказывали В. Н. Мансикка (1909, 10), Н. И. Коробка (1910, 199), В. И. Еремина (1967, 145), Т. Н. Кондратьева (1967, 212-213), Л. В. Доровских (1977, 42).

Заговор как древнейший вид сакрального фольклора в языческой культуре славян

Кострома / Лидия МагоноваЗаговоры являются своеобразным видом обрядового фольклора, и представляют собой наиболее архаичную составляющую часть традиционной славянской культуры. Любые действия у языческих славян, начиная от обыденно-практических и заканчивая обрядовыми, по справедливому замечанию О.С. Осиповой, имели глубокое сакральное значение. В частности, подчёркивая сакральное значение заговоров, она отмечает, что «они в большей или меньшей степени были судьбоносными и взаимосвязанными от Мироздания в целом. Осознание важности этого взаимовлияния и уважения высших планов бытия обычно проявлялось в форме почитания, поклонения, комплекса обрядов и культов, магических действий и заговоров и, вообще, придания всему священного значения» [6, с. 45].

Научное внимание к заговорам возникло лишь во второй трети XIX века. Начальным толчком для первых исследований язычества послужили труды собирателей и хранителей языческой мифологии – М.И. Касторского, Н.И. Костомарова, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, Д.О. Шеппинга [5]. Д.О. Шеппингом были сделаны интересные наблюдения относительно славянских заговоров, положившие начало дальнейшим исследованиями обозначившие основные направления и идеи. Заговор, по его мнению, "не что иное, как молитва; а суеверные же гадания и обряды выгонения или обмывания болезней и злых наваждений, совершаемые доныне нашими знахарями, – осколки искупительных жертвоприношений и очищений посредством священных стихий воды и огня, точно так же, как многие из наших обрядных песен еще остатки древних богослужебных гимнов" [9, с. 110].

Кем была "святая Феврония"

Кем была "святая Феврония"Кто она?

С недавних пор мало кому известные муромские князь Петр и княгиня Феврония обрели всенародную популярность. Во множестве городов стоят рядом с церквями их статуи, а в 2017 году даже вышел на экраны мультфильм «Сказ о Петре и Февронии» — эконом-вариант мультфильма «Князь Владимир», созданного несколько лет тому назад тем же самым Юрием Кулаковым и отрисованным тем же самым Виктором Чугуевским. Схож мультфильм со «старшим братом» и иным — от «Повести о Петре и Февронии», что написал в далёком XVI веке Ермолай-Еразм, он, пожалуй, ещё дальше, чем тот от летописных преданий о крестителе Руси. А между тем «Повесть» рассказывает весьма и весьма занимательную историю, вызывающую при внимательном чтении немало вопросов. И главная загадка тут заглавная героиня Феврония.

Народная этимология и другие языковые средства воздействия на болезнь в славянских заговорах

Мучения / Здислав БексинскиНародная этимология чрезвычайно активно функционирует как один из инструментов традиционной обрядности, мотивируя ритуальные действия, использование предметов в обряде, ложась в основу обрядового текста, запрета или предписания. Как показали в своей работе С. М. и Н. И. Толстые, народная этимология и паронимическая аттракция, находящаяся в непосредственной связи с ней, «приобретает функцию одного из наиболее продуктивных приемов организации мифопоэтического и ритуально-магического текста и превращается в особый вид магии» (1).

Немного из истории русского языка

Сказки русского леса / А. КлименкоМолчат гробницы, мумии и кости, лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена.
Иван Бунин

Первые известия о славянах относятся к глубокой древности. Но, очевидно, как определённая племенная группа славяне сложились раньше, чем появились упоминания о них. Ученые находят предков славян ещё среди тех племён, которые были известны Геродоту в V в. до н.э. под именем «невров». Римские историки I в. н.э. называли славян «венедами». Позднее встречаются упоминания об «антах» и «словенах». Из свидетельств древних историков, подтверждённых данными археологических раскопок, следует, что уже с первых веков н.э. славянские племена занимали обширные пространства на территории центральной и восточной Европы.

О некоторых архаических элементах в заговорах русского населения Сибири

arkhaicheskikh-elementakh-zagovorakh-sibiriВ последние десятилетия опубликовано довольно много работ, посвященных обрядовому фольклору. И это не случайно. Этот сложный и разнородный пласт в устном народном творчестве дает для науки очень ценный материал. Он важен для изучения народного мировоззрения, что имеет не только научное, но и практическое значение. Ибо бороться с религиозно-магическими пережитками в сознании людей можно только тогда, когда известны истоки и формы бытования подобных явлений, их роль и функции. Важен обрядовый фольклор и для реконструкции истории фольклора в целом, поскольку помогает увидеть закономерности развития народного устно-поэтического творчества.

Магия и колдовство в языческом Риме и на Руси

Здзислав Бексиньский(Печатается в сокращении)

Многие наши современники во многом благодаря торжеству христианства считают магию и колдовство чуть ли не синонимом язычества, справедливо вспоминая инквизицию, «процессы над ведьмами». И, естественно, полагают, что подобных гонений до христианства не было, что знахари со знахарками, колдуны и ведьмы («ведающие же!») чувствовали себя в полной безопасности. Но так ли это на самом деле?

«В отношении тех, кто прибегает к магическому искусству, должно использоваться наивысшее наказание, то есть они должны быть брошены диким зверям или распяты. Сами маги должны быть сожжены живыми. Никто не имеет права держать во владении книг по магическому искусству, и когда они обнаруживаются у кого-нибудь, они должны быть публично сожжены, а те, у кого они были, после ликвидации их собственности, если они высшего сословия, должны быть сосланы на острова, а если низшего — наказаны смертью, так как не только практикование этого искусства запрещено, но также и его знание».

Числовой код в заговорах

Числовой код в заговорахЭта работа в известной степени продолжает предыдущие, посвященные, с одной стороны, мифопоэтической нумерологии в архаичных традициях, а с другой, роли чисел в загадках, считалках, играх, отчасти в эпосе. К сожалению, эта тема применительно к русской фольклорно-обрядовой традиции исследована недостаточно, а если говорить о заговорах, то главное «знание» состоит в том, что в заговорах числа употребляются часто и что при сколько-нибудь серьезном исследовании их проблему чисел не обойти. Разумеется, исследователи текстов заговорного жанра не могут не замечать, что числа в заговорах употребляются неравномерно, что в заговорах существуют клишированные «числовые» фрагменты, когда числа составляют важный элемент формульного характера, но присутствует и некий «числовой» хаос, по крайней мере нечто его напоминающее, хотя в принципе числа предназначены расчленять и упорядочивать любые хаотические совокупности.

Заговоры индоариев

Заговоры индоариевЗаговор - привораживание женщины

Возжелай тела моего, ног!
Возжелай глаз, возжелай бедер!
Глаза твои и волосы, вожделеющие
Ко мне, да пожухнут от любви!
Льнущей к дланям моим тебя я
Делаю, к сердцу льнущей,
Чтобы, ты попала под власть мою,
Чтоб склонилась к моему желанью!
О. пусть те, в чьей природе — лизание,
Те, в чьем сердце — согласие, —
Коровы, матери жира.
Да сделают ее для меня согласной!