Летопись Вятичей - 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Воины Большой Воды (Продолжение. Начало в №№1,2)Печатается в сокращении Глава 4 Мать-река (Люди с востока) Взял копьё своё Иануш,Стрелы взял и лук свой меткий,И в суму свою сложил он На три дня ржаных лепёшек.И отправился в дорогу,В край неведомый, опасны

Далее...

О Родноверии.

Русско-Славянское Родноверие — Ведание Родовое — это Извечная Природная (Естественная) Духовность, наполняющая и питающая Сердце каждого Руса и Славянина, неразрывно связанная с Родовой Памятью нашего народа и Родовым Исконом, донесённым до нас нашими Предками.Род

Далее...

Аркона

Репортаж со священного острова Руян. Световит Мне снится древняя Аркона, славянский храм,Пылают дали небосклона, есть час громам.Я вижу призрак Световита меж облаков,Кругом него – святая свита Родных богов.Он на коне – и слишком знает восторг погонь,О, вихри молний

Далее...

Бог, старый Бог.

«В год 6453 (945). … Великий князь наш Игорь, и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, к великим царям греческим, заключить союз любви с самими царями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока сияет солнце и весь мир с

Далее...

Календарь

Немного истории: как создавался славянский родноверческий календарь, которым мы сейчас пользуемся.Перед тем, как начинать праздновать праздники и привлекать людей на них, необходимо было сделать одну важную вещь: составить календарь праздников. В 1993-ем с календарём

Далее...

Тверская сказка

Александр Борисович Угланов из тех, кого сегодня называют славянскими художниками, художниками-сказочниками. По мановению его волшебной кисти на холсте просыпаются забытые легенды глубокой старины: исчезнувшая Атлантида, загадочная Гиперборея, славянская Русь. Р

Далее...

Славянские свадебные традиции

Крепко-накрепко, вечно-навечно... Наверное, для каждого, кто праздновал Свадьбу — она на всю жизнь остается одним из сильнейших эмоциональных впечатлений. Мы (особенно женщины) то и дело возвращаемся к воспоминаниям тех ярких и счастливых дней, никогда не прочь, с гос

Далее...

Народные Гадания в Зимние Святки.

«…. Теперь, девки, и за гаданье можно взяться, у меня всё припасено, – сказала тётка Маланья.С этими словами она сняла с полки миску с разным хлебным зерном и предложила девушкам взять по горстке, а сама из-под печи вынула сонного петуха и встала с ним посреди избы, поку

Далее...

Древние лики Богов

12 июля 2008 года на территории Москвы, во время проведения строительных работ при рытье котлована, была обнаружена фигура из дерева.Вот что написала по этому поводу газета «Калужские новости» (№29(342) 24.07.08) в статье «Уникальное изваяние нашли в мусоре»: «В прошедшие выхо

Далее...

Славянский искон.

История создания Краснодарской городской общины «Славянский искон» началась в конце 2004 года на Кубанском религиозном форуме. В жарких дебатах с противниками родноверия познакомились Светозар и Людмила, ставшие позже основателями общины. На тот момент складывалас

Далее...

Интервью с создателем РБМ.

Фактическая история Русского Боевого Многоборья насчитывает восемь лет. В 2004 году, в Саратове, официально зарегистрирована Федерация РБМ. Современная школа ближнего боя вобрала в себя главные направления традиционной состязательной славяно-русской культуры, превр

Далее...

Вещее древо из Сибири

Представляем читателям сибирскую музыкальную группу «ВеданЪ КолодЪ», играющую славянскую этномузыку. В начале следующего года группа празднует свое пятилетие. О том, как музыканты восстанавливают музыкальные инструменты, бытовавшие на Руси еще до принятия христиа

Далее...

Ведьма

Говорят, когда Бог хочет наказать, он отнимает разум... У неё он отнял ноги, потом мужа, её Александра, который стал её ногами... За что? Они так любили друг друга! Он – красивый, внимательный, добрый. Она – такая гордая красавица... Была когда-то... Опять слёзы душили её. Уже

Далее...

Тетушка Йо-Га

Лесная тишина с легким шелестом листвы и цвирканьем птичек накрыла внезапно. Кит остановился, оглядел полянку, на которую вывели его солнечные грибы-лисички. Маленькая корзинка, врученная мамой, набита до отказа, а хитрушки все уводили от тропки в сторону. – Ау, – ост

Далее...

Велеслава: музыка божественна и сокровенна, как рождение ребенка

Проекту «Велеслава» уже больше пяти лет. Тематикой песен всегда было языческое прошлое и настоящее Руси. Песни исполнительницы это не украшенные современными звуками перепевы этнических раритетов. В её репертуаре современные авторские тексты и музыка, в основе кот

Далее...

Сказка.

Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

Сказка ложь, да в ней намек…

Вы никогда не спрашивали себя, почему дети не устают слушать сказки? Они доверчиво воспринимают всё, происходящее в сказке, как действительность, и не отделяют реальности от выдумки, покорно и благодарно принимая повествование. Вроде бы, так должно быть - и никак иначе…А ведь сказка- это не миф, и всё, что в сказке – богатый источник, доносящий до нас информацию о давно исчезнувшем прошлом.

Иногда миф и сказка совпадают почти полностью, но они несут разную социальную нагрузку. Письменность меняет живое тело сказки и заключает её в условные рамки, тогда как переданная из уст в уста, она отлична от того, что мы видим часто перед собой в законченном и исправленном, удобочитаемом варианте.

Новеллистические сказки 18-19 вв. с современными героями, с явными признаками времени, в котором они были сложены, не несут полностью того необходимого знания для нас, которое существует в волшебных сказках. Наряду с тем, что в волшебных сказках описывается множество обычаев, обрядов, народные представления, русская сказка даёт гораздо более архаичный материал, чем греческий миф. Неправильно искать в сказке элементы исторического прошлого, основываясь на таких персонажах, как Кощей, Змей-Горыныч, крылатый конь, избушка на курьих ножках. Во многом действующие лица делают такие вещи, которых на самом деле могло бы не быть, а некоторые обряды дополнены и украшены. Сказка это не хроника и здесь смешано столько истинного и выдуманного, что иногда трудно выделить «чистую» информацию, которая хоть как то бы объяснила исторические корни волшебства.

Сюжетов у сказок великое множество, и начало почти у всех одно : «В некотором царстве, в некотором государстве…» Многие сказки начинаются с отлучки родителей, оставляющих детей, мужа, покидающего жену…Вспомним, хотя бы сказку «Гуси-Лебеди», которая вся пронизана архаикой. Родители ушли в город, и почва для беды подготовлена. Здесь рисуется чудесная картина загробного путешествия, во многом схожая с западной сказкой «Госпожа Метелица». Здесь все атрибуты Рая - Вирия, и гуси, переносящие души умерших, и молочная река в кисельных берегах, через которую переправляется умерший, и, даже прообраз Мирового Древа, яблони…

Баба Яга, бывшая в древние времена великой Богиней Матерью, хозяйкой судеб, даёт в сказках «нить судьбы» герою для поиска пропавшей невесты. Вещи в доме Бабы-Яги- прялка, веретено, печь, клубки с нитками, как и священные предметы Макоши – творящей судьбы людей. Яга, часто оказывается дарителем тех или иных нужных герою предметов, но она может при этом быть и похитительницей, и, например, в сказке «Финист- ясный сокол» Баба- Яга отправляет невесту Финиста в царство мёртвых: «Износи три пары железных башмаков, сломай три железных посоха, сноси три железных колпака». А ведь посох, обувь и хлеб, который тут выпадает, но в других сказках он есть, клали в могилу умершему, провожая его в последний путь. Между тем, Яга снабжена всеми признаками материнства, но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причем старуха безмужняя. Яга - мать не людей, она - мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных. Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям. Может быть именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, она не живет жизнью пола. Она уже только мать, но не супруга ни в настоящем, ни в прошлом. Правда, в сказке она нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть (Пропп)
В иератическом папирусе об Астарте говорится: (Астарта находится в преисподней): «Куда ты идешь, дочь Птаха, богиня яростная и страшная? Разве не износились сандалии, которые на твоих ногах? Разве не разорвались одеяния, которые на тебе, при твоем уходе и приходе, которые ты совершила по небу и земле?»

В Скандинавии мертвому клали особый вид обуви при погребении; при помощи ее покойник мог свободно проходить по каменистой и покрытой колючими растениями тропе, ведущей в загробный мир (Харузин 1905, 260).

Избушка на курьих ножках.

Когда герои оказываются в волшебном лесу, а они оказываются том почти в каждой сказке, начинается из путешествие «за грань».Идя «куда глаза глядят» и невзначай подняв взор, герой видит н еобычайное з релище, и збушку на курьих ножках. Эта избушка как будто бы давно знакома герою (Ивану):

«Нам в тебя лезти, хлеба-соли ести». Он нисколько не удивлен ею и знает, как себя держать. Некоторые сказки сообщают, что избушка эта «крутится», т.е.вращается вокруг своей оси. «Стоит перед ней избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается» (Аф. 235). «Стоит и вертитце» (К. 7). Такое представление получилось от неправильного понимания слова «повертывается».

Некоторые сказки уточняют: когда надо - повертывается. Повертывается она, однако, не сама собой. Герой должен заставить ее повернуться, а для этого нужно знать и произнести слово. Опять мы видим, что герой нисколько не удивлен. Он за словом в карман не лезет и знает что сказать. «По старому присловию, по мамкину сказанью: «Избушка, избушка, -молвил Иван, подув на нее, - стань к лесу задом, ко мне передом». И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка» (Аф. 560). «Избушка, избушка, повернись к лесу глазами, а ко мне оротами: мне не век вековать, а одна ноць ноцевать. Пусти прохожего» (К. 7). Что же здесь происходит? Почему нужно избушку повернуть? Почему нельзя войти просто? Часто перед Иваном гладкая стена - «без окон без дверей» -вход с противоположной стороны. «У этой избушки ни окон, ни дверей, - ничего нет». Но отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой видимой или невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через, сквозь избушку, и избушку нужно повернуть, «чтобы мне зайти и выйти». Есть предположение, что избушка- это сторожевая застава, и войти в неё возможно только, подвергнувшись допросу и испытанию.

Змей.

Змей есть механическое соединение из нескольких животных. Он представляет собой такое же явление, как египетские сфинксы, античные кентавры и т. д. Изображения змея в искусстве показывают, что наряду с основным видом его (пресмыкающееся+птица) он может слагаться из очень разных животных, что в его состав входит не только крокодил или ящер и птица, но и пантера, лев, козел и другие животные, что он состоит из двух, трех, четырех животных. Здесь можно наблюдать еще другое явление. Змей, дракон, появляется приблизительно одновременно с антропоморфными богами. Это не абсолютно точный закон, это - тенденция. Птица и змея – самые обычные, самые распространенные животные, представляющие душу. В лице дракона они слились. Такого мнения держался и Вундт: «Возможно, говорит он, что в крылатой фигуре (змея) скрыто - правда, давно уже забытое - представление о птице, представляющей душу, а в змеином туловище дракона - представление о черве, представляющем душу» (Вундт ). Это объясняет и крылья, и когти змея, и его чешуйчатость, и хвост с жалом и т. д. Мы скоро увидим, что это объясняет и одну из его основных функций - похищение женщин. Но это еще не объясняет другой постоянной особенности змея- его многоголовости. Подобно тому, как он состоит из многих животных, он имеет много голов. Чем объяснить эту многоголовость ? Вопрос этот может быть разрешен по аналогии с многоногостью и многокрылостью коня. Восьминогий конь известен в фольклоре. Так, например, Слейпнир, конь Одина, имеет восемь ног, и это далеко не единственный пример. Многоногость есть не что иное, как выраженная в образе быстрота бега. Такова же многокрылость коня. Он имеет 4, 6, 8 крыльев - образ быстроты его полета. Такова же многоголовость змея - многократность пасти - гипертрофированный образ пожирания. Усиление идет здесь по линии усиления числа, выражения качества через множество. Это позднее явление, так как категория определенного множества есть вообще поздняя категория. Анализ змея-пожирателя и анализ его облика равно приводят к одному результату: генетически змей связан с представлениями о смерти, причем здесь можно усмотреть две сменяющие друг друга линии: одна - более древняя, связанная еще с обрядом, другая - более поздняя, чисто мыслительная. Эта связь с представлениями о смерти и соответствующими обрядами объяснит нам еще одну сторону змея, а именно змея-похитителя. Здесь можно бы заняться историей представлений о смерти. Однако ранние формы этого представления в образе змея не отражены. Змей отражает более позднюю форму представлений о смерти, а именно - смерть как похищение.

Леонова Е.
Журнал «Родноверие» 1(1) 2009

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Голосование

Ваш любимый раздел журнала?
 
Сейчас на сайте:
  • 1 гость
  • 1 робот
  • [Bot]

Регистрация

Последние комментарии

Наши светописи

Наши друзья

Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры
Форум Родноверов
Торжище - славянский интернет магазин. Обереги, книги, одежда.
ВЕЛЕСОВ КРУГ
RODZIMA WIARA
Культурный фонд
АТЕНЕЙ
Круг вятичей
Кривичи
Русское мировоззрение
Тайные знания! МедВеды

Наша кнопка

88x31 Код
Журнал Родноверие

Славянские праздники

2017
Серпень(август)
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Письма читателей

Здравия Вам!!!. Я хотел спросить про оберег,щит в виде капли,с золотой каёмкой, поле красное,в верху глаз и из него две молнии.Я не помню на каком сайте видел этот оберег, но было написано,что это оберег можно нарисовать на входной двери для защиты жилища.Моя просьба прислать фото или картинку с пояснением. Конечно если это возможно. За раннее благодарен. Константин Константин

Здравия, Константин.

Мы не встречали подобного оберега.

 

Журнал Родноверие

© 2005 - 2017 Свидетельство о регистрации ПИ №ФС77-19899

Яндекс.Метрика