Летопись Вятичей - 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Воины Большой Воды (Продолжение. Начало в №№1,2)Печатается в сокращении Глава 4 Мать-река (Люди с востока) Взял копьё своё Иануш,Стрелы взял и лук свой меткий,И в суму свою сложил он На три дня ржаных лепёшек.И отправился в дорогу,В край неведомый, опасны

Далее...

О Родноверии.

Русско-Славянское Родноверие — Ведание Родовое — это Извечная Природная (Естественная) Духовность, наполняющая и питающая Сердце каждого Руса и Славянина, неразрывно связанная с Родовой Памятью нашего народа и Родовым Исконом, донесённым до нас нашими Предками.Род

Далее...

Аркона

Репортаж со священного острова Руян. Световит Мне снится древняя Аркона, славянский храм,Пылают дали небосклона, есть час громам.Я вижу призрак Световита меж облаков,Кругом него – святая свита Родных богов.Он на коне – и слишком знает восторг погонь,О, вихри молний

Далее...

Бог, старый Бог.

«В год 6453 (945). … Великий князь наш Игорь, и бояре его, и люди все русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, к великим царям греческим, заключить союз любви с самими царями, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, пока сияет солнце и весь мир с

Далее...

Календарь

Немного истории: как создавался славянский родноверческий календарь, которым мы сейчас пользуемся.Перед тем, как начинать праздновать праздники и привлекать людей на них, необходимо было сделать одну важную вещь: составить календарь праздников. В 1993-ем с календарём

Далее...

Тверская сказка

Александр Борисович Угланов из тех, кого сегодня называют славянскими художниками, художниками-сказочниками. По мановению его волшебной кисти на холсте просыпаются забытые легенды глубокой старины: исчезнувшая Атлантида, загадочная Гиперборея, славянская Русь. Р

Далее...

Славянские свадебные традиции

Крепко-накрепко, вечно-навечно... Наверное, для каждого, кто праздновал Свадьбу — она на всю жизнь остается одним из сильнейших эмоциональных впечатлений. Мы (особенно женщины) то и дело возвращаемся к воспоминаниям тех ярких и счастливых дней, никогда не прочь, с гос

Далее...

Народные Гадания в Зимние Святки.

«…. Теперь, девки, и за гаданье можно взяться, у меня всё припасено, – сказала тётка Маланья.С этими словами она сняла с полки миску с разным хлебным зерном и предложила девушкам взять по горстке, а сама из-под печи вынула сонного петуха и встала с ним посреди избы, поку

Далее...

Древние лики Богов

12 июля 2008 года на территории Москвы, во время проведения строительных работ при рытье котлована, была обнаружена фигура из дерева.Вот что написала по этому поводу газета «Калужские новости» (№29(342) 24.07.08) в статье «Уникальное изваяние нашли в мусоре»: «В прошедшие выхо

Далее...

Славянский искон.

История создания Краснодарской городской общины «Славянский искон» началась в конце 2004 года на Кубанском религиозном форуме. В жарких дебатах с противниками родноверия познакомились Светозар и Людмила, ставшие позже основателями общины. На тот момент складывалас

Далее...

Интервью с создателем РБМ.

Фактическая история Русского Боевого Многоборья насчитывает восемь лет. В 2004 году, в Саратове, официально зарегистрирована Федерация РБМ. Современная школа ближнего боя вобрала в себя главные направления традиционной состязательной славяно-русской культуры, превр

Далее...

Вещее древо из Сибири

Представляем читателям сибирскую музыкальную группу «ВеданЪ КолодЪ», играющую славянскую этномузыку. В начале следующего года группа празднует свое пятилетие. О том, как музыканты восстанавливают музыкальные инструменты, бытовавшие на Руси еще до принятия христиа

Далее...

Ведьма

Говорят, когда Бог хочет наказать, он отнимает разум... У неё он отнял ноги, потом мужа, её Александра, который стал её ногами... За что? Они так любили друг друга! Он – красивый, внимательный, добрый. Она – такая гордая красавица... Была когда-то... Опять слёзы душили её. Уже

Далее...

Тетушка Йо-Га

Лесная тишина с легким шелестом листвы и цвирканьем птичек накрыла внезапно. Кит остановился, оглядел полянку, на которую вывели его солнечные грибы-лисички. Маленькая корзинка, врученная мамой, набита до отказа, а хитрушки все уводили от тропки в сторону. – Ау, – ост

Далее...

Велеслава: музыка божественна и сокровенна, как рождение ребенка

Проекту «Велеслава» уже больше пяти лет. Тематикой песен всегда было языческое прошлое и настоящее Руси. Песни исполнительницы это не украшенные современными звуками перепевы этнических раритетов. В её репертуаре современные авторские тексты и музыка, в основе кот

Далее...

Государыня-печка

Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

«Огонь в камне спал, по железу встал, по дереву пошёл — как сокол полетел».

Многим известно, что славяне почитали огонь небесный (молния, солнце) и огонь земной. Огонь земной почитался в образе домашнего очага – защиты и объединяющего начала семьи. Огонь согревал и освещал жилище, на нём готовили пищу, к тому же, он воспринимался как посредник между Богами и людьми. Он представлялся нашим предкам живым существом. Так же, как и человек, он ест, пьёт и спит. При хорошем уходе он бывает добрым, ласковым и покладистым. Но не дай Бог разгневать его. Тогда не миновать беды.

Домашний огонь непрерывно поддерживали и сохраняли ночью в виде горячих углей. Их старались не давать в другой дом — вместе с домашним огнём семью могли покинуть достаток и благополучие. При переходе на новое место жительства переносили с собой угли из старого жилища и вместе с тем переманивали домового. Важно было разжечь огонь в новом доме сразу же, чтобы дом ожил.

Русская печь Прообраз печи появился тысячи лет назад, когда человек впервые додумался накрыть огонь глиняным колпаком. И с тех пор до недавнего времени огонь жил в доме человека в собственном жилище – печи. Печь хранила языческие верования, через неё человек продолжал поклоняться как огню, так и силам природы в целом. По наличию печи в постройке судили о её предназначении. Если печи не было, то постройка считалась нежилой. Недаром в русской загадке спрашивается: "Чего из избы не вытащишь?" И ещё: "Догадлив крестьянин, на печи избу поставил", – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа дома. Разжигание же печи означало, что в доме поселились люди, а не нечисть.

Так как огонь был почитаем как божество, то и печь помимо своих хозяйственных функций имела особое значение, связанное с почитанием огня, жившего в ней, и воспринималась как сакральный центр жилища. Почитание печи основывалось на древних верованиях, которые соотносились с культом огня, культом предков и культом мёртвых. В этом качестве представления о печи совмещаются с образом домового, покровительствующего людям, объединённым общим очагом и кровом.

Печь была средоточием всех процессов в домашнем хозяйстве. А хранительницей и как бы служительницей священного огня в доме была женщина. Незаметная, подчас даже намеренно скрытая от мужчин повседневная деятельность женщины протекала в присутствии предков и под их покровительством. Весь мир женщины, её деятельность и призвание чаще были связаны с потусторонним миром, миром нави. Обрядовая и бытовая сферы тесно переплетались между собой, наделяя обыденные вещи глубоким смыслом. Печь как вместилище живого огня связывалась с жизнью, животворящим началом. Остывшая же печь и её темный и холодный зев напоминали людям могилу и царство смерти в целом. Отсюда и разные значения печи в разных обрядах. Если в свадебном и родинном обрядах она олицетворяет рождающее женское лоно, то в похоронном — дорогу в загробный мир или даже само царство смерти.

Печь не могла не быть обрядовым центром жизни людей. Трудно пересчитать все обряды, где прямо или косвенно участвует печь. Например, практически все обряды перехода того или иного члена семьи в новый статус включали ритуальное обращение к печи. Так, при родах, помогая роженице, открывали все заслонки в печи. Печь участвовала в девичьих гаданиях и обряде сватовства.

При подготовке к свадьбе и в самом её действе к печи обращались многократно. В заключение свадебного пира бросали в печь пустой горшок, приговаривая: “Сколько черепья, столько молодым ребят!” Процессы поддержания огня, приготовления хлеба и, в частности, действия с кочергой и хлебной лопатой в загадках и свадебных обрядах осмысляются как супружеские отношения. Формирование плода в материнской утробе также уподобляется выпеканию хлеба; ср. украинское "у печурце родився" — о счастливом человеке, белорусское "и в старой печи огонь хорошо гориць" — о стариках, у которых родятся дети. Выпечка хлеба соотносится с беременностью и рождением ребенка. Деревенские женщины, сажая хлеб в печь, поднимали подол (имитация беременности), приговаривая: “Подымайся выше!”– или: “Матушка печка, укрась своих детушек”. Печь вообще постоянно соотносится с порождением, материнством.

Знахарство также связано с печью. У печи лечили от испуга и сглаза детей. Если младенец рождался недоношенным, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в тёплую печь, ассоциировавшуюся с женским лоном. Там малыш "допекался", становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а "заново перепечённый" ребёнок становится более здоровым.

Печь была той пуповиной, которой человек был привязан к дому. Возле неё, как дети возле матери, ютились домочадцы. Печь служила связью поколений: хлопоча возле неё, мать передавала свое умение дочерям. Русская печь (кстати, так ее стали называть иностранцы, для русского человека она была Матушка-печь, Государыня-печь, или просто печь, печка) безвозвратно уходит в прошлое. Вместе с ней уходит целый культурный слой. Зачастую для горожанина она не более чем что-то сказочное, атрибут Емели, например. В современном мире многое из накопленного поколениями опыта, обрядов и народного мироощущения стало просто неактуально. А многое принимает несколько иные, новые формы. Изменились быт и ценности людей. И мы уже не сможем вернуть печи ее царственное положение в доме, но оказать ей почести при встрече сможем всегда.

Наталья Макарова
Журнал "Родноверие" Выпуск №3

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Голосование

Ваш любимый раздел журнала?
 
Сейчас на сайте:
  • 1 гость
  • 1 робот
  • [Bot]

Регистрация

Последние комментарии

Наши светописи

Наши друзья

Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры
Форум Родноверов
Торжище - славянский интернет магазин. Обереги, книги, одежда.
ВЕЛЕСОВ КРУГ
RODZIMA WIARA
Культурный фонд
АТЕНЕЙ
Круг вятичей
Кривичи
Русское мировоззрение
Тайные знания! МедВеды

Наша кнопка

88x31 Код
Журнал Родноверие

Славянские праздники

2017
Серпень(август)
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Письма читателей

Здравия Вам!!!. Я хотел спросить про оберег,щит в виде капли,с золотой каёмкой, поле красное,в верху глаз и из него две молнии.Я не помню на каком сайте видел этот оберег, но было написано,что это оберег можно нарисовать на входной двери для защиты жилища.Моя просьба прислать фото или картинку с пояснением. Конечно если это возможно. За раннее благодарен. Константин Константин

Здравия, Константин.

Мы не встречали подобного оберега.

 

Журнал Родноверие

© 2005 - 2017 Свидетельство о регистрации ПИ №ФС77-19899

Яндекс.Метрика