Аркона

АрконаРепортаж со священного острова Руян

Световит

Мне снится древняя Аркона, славянский храм,
Пылают дали небосклона, есть час громам.
Я вижу призрак Световита меж облаков,
Кругом него – святая свита Родных богов.

Он на коне – и слишком знает восторг погонь,
О, вихри молний нагоняет тот белый конь.
Он бросил алую Аркону, туман завес,
И льнет к нетронутому лону, к степям небес.

Он позабыл священность красных заклятых стен
Для свежей радости неясных измен, измен.
И рог с вином им брошен в храме, и брошен лук,
И с ним несётся небесами громовый звук.

Славянский мир объят пожаром, душа горит.
К каким ты нас уводишь чарам, Бог Световит?

(Константин Бальмонт)

Октябрь 2009 года. Итак, свершилось! То, о чём я так долго мечтал, наконец-то сбылось! В двухнедельном путешествии по странам Европы выдалось небольшое окошко, наш с друзьями путь лежал из Гамбурга через южную Швецию в Копенгаген. И путь этот был логично проложен через германский остров Rugen – всего девять веков назад звавшийся Руяном священный остров славян.

АрконаВыехали не без приключений. Вместо заранее заказанной машины на 4-х человек с багажом, полусонная немка привела нас к щегольскому двухместному кабриолету. Ещё полчаса поминания родственников немки на английском и русском – и мы покидаем ранним утром ещё не проснувшийся Гамбург, курс – на Stralsund. На панели авто бормочет всезнающий навигатор, в одной руке – подробная карта острова, в другой – статья Венеда (В. Кручинина) «Репортаж с острова Рюген» из сборника «Священный остров Руян» – вместо путеводителя. Сердце выстукивает ритм: «Аркона, Аркона, Аркона, Аркона…».

Но что-то словно не пускает нас к заветной цели – попадаем пару раз в приличную пробку на выезде из-за ремонта дороги, где-то приходится ехать в объезд, доводя навигатор до неистовства. Однако ж – мы на автобане (эх, германские дороги…), педаль в пол – поехали! В районе Ростока ласковое утреннее солнышко неожиданно затягивают сине-чёрные тучи, стремительно прыгнувшие на нас с севера, с моря. Начинается шквальный ветер и град величиной с голубиное яйцо. Спасаясь от него (точнее, спасая авто от вмятин), прячемся по примеру немцев под эстакадой. Едва слегка поутихло, продолжаем движение под их изумлённые взгляды. Вам нас не понять, у нас – Цель, нам надо ехать. Начинаю думать, что такая погода способна превратить посещение Kap Arkona в настоящее приключение, ведь от деревушки Altenkirchen, по слухам, автомобильного движения дальше нет, и оставшиеся 8 км придётся идти пешком (знакомые немцы говорили, что осенью специальный туристический автобус, стилизованный под паровозик и перевозящий желающих от Альтенкирхен до Арконы, может не работать). Но что такое 8 км, когда впереди ждёт Аркона!

Как по мановению волшебной палочки, на подъезде к Штральзунду небо растягивает, солнечные лучи заливают воды Балтики и показавшийся впереди за дамбой остров. Немного поплутав по извилистым дорогам Рюгена, прибываем в Sassnitz, где мы и планировали остановиться на ночь. Курортный городок словно вымер, ветер гоняет по пустым улицам запах моря, вокруг – ни души. Наскоро перекусив, прыгаем в машину и движемся дальше на полуостров Jasmund с красивейшим природным парком. Сосны, море и меловые утёсы… Тишина… Проезжая немногочисленные деревушки, замечаю, что множество домов крыты тростником, белёные стены, плетёный тын. Прав Венед – действительно, показать кому на фото – и не отличишь, где Германия, а где Украина с её мазанками.

АрконаПо узкой косе Schaabe, полностью поросшей сосновым лесом, доезжаем до деревушки Altenkirchen на полуострове Wittow. Интересное место. В 1185 при возведении церкви, старейшей на Рюгене, использовались камни и отдельные элементы из разрушенных крестителями славянских языческих храмов. До сих пор можно увидеть в ней «камень Свантевита» (Svantevitstein). Вероятно, именно его описывает Давид Хитреус в «Саксонской хронике», XVI век: «Изображение идола руянов, высеченное на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен, в притворе храма. Более похожего на чудовищного злого демона, чем на какого либо бога; прежние жители острова называли его Свентовитом, нынешние же Витольдом», и другой хронист в «Истории Каменской епархии», XVII век: «Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Чёрным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы «Древний Вит». С большой головой, густой бородой он скорее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом.»

Осмотрев церковь, случайно замечаем, что машины не задерживаются здесь в Altenkirchen, а продолжают движение к деревушке Putgarten, самому ближайшему населённому пункту к Арконе. Ну и мы за ними, где наша не пропадала!

Географическая справка: Мыс Аркона (нем. Kap Arkona) —географические координаты 54°40′35″ с. ш. 13°26′16″ в. д., высокий берег (около 45 м) из меловика и мергеля на севере острова, который сейчас называется Рюген, федеральная земля Мекленбург — Передняя Померания. Природный памятник Мыс Аркона расположен рядом с деревней рыбаков Vitt, относится к коммуне Putgarten и является одним из самых популярных туристических целей Рюгена (ежегодно около 800 000 посетителей). У мыса находятся два маяка, два военных бункера и славянская крепость-святилище Аркона. Меньший из двух маяков был построен в 1826/27 годах по проекту немецкого архитектора и художника Карла Фри́дриха Ши́нкеля. Введён в эксплуатацию в 1828 г. Его высота составляет 19,3 м. Высота огня в нём 60 м над уровнем моря. Мыс Аркона часто называют самой северной точкой острова Рюген, но это некорректно. Примерно на расстоянии 1 км в северо-западном направлении находится место с названием Gellort – oно и есть самая северная точка.

АрконаУдаётся проехать и запарковать авто у самого маяка на мысе Аркона, у того, что побольше и посовременнее. Вылезаем, осматриваемся… Ищу глазами святилище и не нахожу. По дорожке двигаемся к берегу и натыкаемся на вход в бункер – в сороковые годы XX века здесь была база подводных лодок. Сам берег здесь укреплён, на склонах симпатичный парк для прогулок отдыхающих (остров Рюген – немецкий курорт на Балтийском море). Поворачиваем на восток, проходим мимо киосков с сувенирами и фаст-фудом – и нашим взорам открывается второй маяк, а за ним – громада земляного вала! Вот же она, наша цель! Устремляюсь туда чуть ли не бегом, тащу жену за руку. Всё выглядит так, как описал Венед – большая поляна с четырёхликим чуром перед насыпью, пирамида из четырёх здоровых валунов, в левой части земляного вала виден вход (по данным раскопок, именно тут были ворота в город), маяк – чуть правее. Вал просто огромен, высота «на глаз» метров пятнадцать будет. Перед входом внутрь территории древнего города подходим к двум стендам с описанием святилища и результатами археологических раскопок, внимательно читаем немецкий взгляд на славянское Святилище и Богов. На одной схеме показано, как год за годом море забирает своё, и священный меловый утёс уходит обвалами, исчезает в волнах… Пройдёт ещё сколько-то лет, и Венедское море полностью поглотит Аркону. Грустно…

Последний страж входа, двуликий чур – и мы поднимаемся на вал, на смотровую площадку. Перед глазами открывается небольшая треугольная поляна (примерно 90 м с востока на запад и 160 м с севера на юг – предполагаемые прежние размеры в 3 раза больше!), поросшая травой, которая заканчивается 40-метровым обрывом в море. А ведь когда-то здесь стоял город - столица Ругии, и главное святилище славян…

АрконаИсторическая справка: Аркона - город и религиозный центр балтийских полабских славян — руян, входивших в племенной союз лютичей. Город Аркона существовал до XII века и был подробно описан современником Саксоном Грамматиком, «Деяния данов», XIV: «Город Аркона лежит на вершине высокой горы. С севера, востока и юга огражден природною защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей. Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм.» Он же писал об утёсах, которые «поднимаются как стены и так высоки, что их вершины не может достигнуть стрела, пущенная из метательной машины». Остров, как уже было сказано, населяли руяне (руаны, руги, rutheni). Вот как их описывали раннесредневековые хронисты: "Руяне - это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. (...) пренебрегая совершенно выгодами от земледелия, они всегда готовы совершать нападения на море, возлагая свою единственную надежду и всё богатство на корабли" – так пишет Гельмольд.

Храм Свентовита (Святовита, Свентовида) в Арконе был главным святилищем славянского Поморья, а руяне почитались прочими балтийскими славянами как священный народ, имеющий особую близость к богам, без согласия которого не принималось ни одно важное решение.

Когда, после непрестанной четырехсотлетней борьбы с франкскими, германскими, датскими крестителями, народы Балтийских славян один за другим были порабощены, Аркона стала последним вольным славянским городом, чтущим обычаи Дедов и хранящим Веру Предков, и оставалась таковой вплоть до своего уничтожения в 1168 году датчанами под предводительством короля Вальдемара I и епископа Абсалона. В ходе этих войн руяне утратили свою независимость, в 1168 г. город-храм Аркона был разрушен, святилище Свентовита уничтожено.

Как свидетельствуют датские летописи, король Руяна Яромир стал вассалом датского короля, а остров — частью епископства Роскилле. К этому периоду относится обращение руян в христианство. В 1234 г. руяне освободились от датского владычества и предприняли экспансию на побережье современной немецкой земли Мекленбург — Передняя Померания, основав город, известный ныне как Штральзунд. В 1282 г. Князь Вислав II заключил с королем Германии Рудольфом I соглашение, получив Рюген в пожизненное владение вместе с титулом имперского егермейстера. Далее славяне Руяна, находясь в составе различных немецких государственных образований, в течение последующих нескольких веков постепенно полностью онемечились. В 1325 г. умер последний руянский князь Вислав III. Полностью руянский диалект прекратил существования к XVI веку. Историк XIX века Гильфердинг писал о руянах следующее: «Как люди, натерпевшиеся на своём веку всяких лишений и бед и закалившиеся в борьбе, делаются склонны к упорству, так и Балтийские Славяне; едва ли был на свете народ упорнее. Изо всех народов Европы они одни положили свою жизнь за старину свою, за свой старый языческий быт: упорная защита старины, вот первое свойство всех этих передовых племен Славянских...»

Алексей Бесчётнов (Всеслав)Крупными открытиями ознаменовались археологические работы К. Шухардта, проведенные им в 1921 и 1930 годах. Уже ко времени первых научных раскопок городище в значительной мере было разрушено морем, а к настоящему времени его мысовая часть уничтожена почти полностью. К. Шухардт заложил на городище несколько траншей, и в результате этих работ, по его мнению, в мысовой части городища были открыты фундаменты прямоугольного храма и яма, в которой стоял идол Свентовита, упоминавшийся Саксоном Грамматиком (Schuchardt С, 1926). В валу выявлено 3 строительных периода, обнаружены прослойки обожжённой глины, угля, камней. С внутренней стороны вала проходил плоский ров и с внешней стороны более глубокий ров также с плоским дном. Оконечность мыса отделена внутренним валом шириной 5-6 м и плоским рвом шириной 10 м, сооружёнными в IX веке. При последующих раскопках, проведенных в 1969-1971 гг., было установлено, что языческий храм, вероятно, находился на участке, полностью уничтоженном морем (Berlekamp Н., 1973; 1974; Herrmann J., 1974). В эти годы через сохранившуюся часть городища было проложено несколько траншей шириной 1 м и выяснено, что на городище не было жилых сооружений на площадке между валами. В одной из траншей выявлена каменная кладка и под ней, в углублении, найдено 8 – 11 мужских черепов, частично повреждённых, кости животных, вещи, обломки посуды X – XII вв.

Описание храма Арконы: Храм в поселении Аркона на острове Руян был главной святыней западных славян, являлся крупнейшим культовым центром и последним бастионом западнославянского язычества, противостоящим воздействию христианства. По общему убеждению балтийских славян, арконский бог давал самые знаменитые победы, самые точные прорицания. Поэтому для жертвоприношений и для гадания сюда стекались славяне со всех сторон Поморья.

Хождения к Свентовиту можно сравнить разве что с современными паломничествами христиан разных церквей в «Святую Землю» – Палестину и мусульман – в Мекку. Отовсюду доставлялись ему дары по обетам не только частных лиц, но и целых племён. Каждое племя посылало ему ежегодную дань на жертвы. У храма были обширные поместья, дававшие ему доход, в пользу его собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдей у острова Руян. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне. Поэтому в храме стояли сундуки, наполненные драгоценностями. При храме находилась постоянная дружина в 300 витязей на белых боевых конях, оснащенная тяжёлым рыцарским вооружением. Эта дружина участвовала в походах, изымая в пользу храма треть добычи. Наиболее точное описание славянского языческого храма содержится в четырнадцатой главе «Истории Дании», составленной Саксоном Грамматиком в 1208 г. Внутреннее устройство храма было установлено в 1921 г. После раскопок Карла Шухардта. Арконский храм, посвященный богу Свентовиту, располагался на укрепленном городище в северной оконечности острова Рюген. «Посреди города была площадь, на которой стоял храм из дерева, изящнейшей работы, не только за великолепие культа, но также за божественность находившегося в нем изваяния почитаемый.

Внешняя стена здания выделялась аккуратной резьбой, грубой и неотделанной, включавшей формы разных вещей. В ней имелся единственный вход. Сам же храм заключал в себе два ограждения, из которых внешнее, соединенное со стенами, было покрыто красной кровлей; внутреннее же, опиравшееся на четыре колонны, вместо стен имело завесы и ничем не было связано с внешним, кроме редкого переплета балок. <…>

Кроме того, стены храма были увешаны пурпурными тканями, наделенными красотой, но столь ветхими, что их едва можно было тронуть. Не было недостатка и в рогах лесных зверей, не менее примечательных природой, чем отделкой. <…>

В здании огромное изваяние, во всем подобное человеческому телу, но величиной превосходившее, удивляло четырьмя головами и столькими же шеями, из которых две видны были со стороны груди, две — со спины. И спереди, и сзади одна голова вправо, другая влево смотрела. Косматые бороды, подстриженные волосы показывали, что искусство художника подражало обычаю руян в уходе за головой. В правой руке [бог] держал рог, изготовленный из разного рода металлов, который жрец этого святилища обычно каждый год наполнял вином, чтобы предсказать по уровню жидкости урожай будущего года. Левая рука наподобие лука упиралась в бок. Рубаха ниспадала до голеней, которые, из разного рода дерева сделанные, так скрыто в коленях соединялись, что место скрепления нельзя было заметить иначе как при тщательном рассмотрении. Ноги касались земли, а их основы скрывались в грунте. Невдалеке были видны узда и седло бога и многие знаки его божественности. Из них вызывал удивление заметной величины меч, ножны и рукоять которого, помимо превосходного резного декора, украшали серебряные детали. <…>

В дар этому изваянию приносилась ежегодно одна монета с каждого мужчины или женщины. Ему также отдавалась треть добычи, соответственно так же выделялась и обосновывалась доля для его защиты. Этот бог имел триста коней и столько же воевавших на них всадников; всё богатство, добытое ими оружием или хитростью, отдавалось на попечение жреца. Из этой добычи он создавал всякого рода инсигнии и храмовые украшения и их велел хранить за тайными запорами, где, кроме обилия денег, было собрано много пурпурных тканей, дырявых от времени. Здесь же видно было огромное количество общественных и частных приношений, собранных благодаря щедрости почитателей и дарам просителей.

Эту статую, почитаемую дарами всех славян, соседние короли не без уважения к нечестию наделяли дарами. Между прочими также король датчан Свен умилостивления ради посвятил кубок изысканной работы, предпочитая поклонение чужой вере своей. <…>

Кроме того, он [Святовит] имел особого коня белой масти, у которого вырвать волосок из гривы или хвоста считалось нечестием. За ним одному жрецу позволялось ухаживать и садиться на него, дабы употребление священного животного не было слишком частым и унизительным. На этом коне, по мнению руян, Святовит – таково было имя изваяния – воевал против врагов своей святыни.

Главным доводом этого считалось, что, находясь ночью в стойле, он оказывался покрыт грязью и потом так, словно в скачке преодолел пространство долгих путей. Гадание с этим конем производилось так. Когда предполагалось начать войну против какой-либо страны, перед храмом по обычаю служители ставили три копья. Из них два втыкались наконечниками в землю и соединялись [третьим] поперёк; эти сооружения размещались на равном расстоянии. К ним конь, во время выступления в поход, после торжественного моления, выводился в сбруе жрецом из входа. Если поставленные сооружения переступал правой ногой прежде, чем левой, это считалось знаком удачного хода войны; если же левой прежде правой ступал, то направление похода изменяли. Выступая также на разные предприятия, по первому движению животного получали предсказания. Если оно было счастливым, радостно двигались в путь; если же несчастным, поворачивали назад.

Небезызвестен был и такой способ гадания. Три деревянные дощечки, с одной стороны белые, с другой - чёрные, бросались в качестве жребия в яму; белое означало удачу, чёрное - неудачу. И женщины были не чужды таких знаний. Сидя на месте, они случайно, без расчета, чертили линии в золе. Если число их оказывалось чётным, гадание считали счастливым, если нечётным - то неудачным.<…>

Торжественный его [Святовита] культ отправлялся так. Ежегодно после сбора урожая смешанная толпа со всего острова перед храмом бога, принеся в жертву скот, справляла торжественный пир, именовавшийся священным. Его жрец, вопреки отеческому обычаю отличавшийся длинной бородой и волосами, накануне дня, когда надлежало священнодействовать, малое святилище – куда только ему можно было входить – обычно с помощью метлы тщательно убирал, следя, чтобы в помещении не было человеческого дыхания. Всякий раз, когда требовалось вдохнуть или выдохнуть, он отправлялся к выходу, дабы присутствие бога не осквернялось дыханием смертного. На следующий день, когда народ стоял у входа, он, взяв у изваяния сосуд, тщательно наблюдал, не понизился ли уровень налитой жидкости, и тогда ожидал в будущем году неурожая. Заметив это, велел присутствовавшим запасать плоды на будущее. Если же не предвидел никакого убывания обычного плодородия, предсказывал грядущее время изобилия полей. После такого прорицания приказывал урожай этого года или бережливее, или щедрее расходовать. Вылив старое вино к ногам идола, как возлияние, пустой сосуд снова наливал: как бы выпивая за здоровье, почитал статую, как себе, так и отечеству благ, горожанам удачи в умножении побед торжественными словами просил. Окончив это, подносил рог к устам, чрезвычайно быстро, одним глотком выпивал и, наполненный снова вином, вставлял его опять в правую руку изваяния.

Изготовив пирог с медовым вином круглой формы, величины же такой, что почти равнялся человеческому росту, приступал к жертвоприношению. Поставив его между собой и народом, жрец по обычаю спрашивал, видят ли его руяне. Когда те отвечали, что видят, то желал, чтобы через год не смогли разглядеть. Такого рода мольбой он просил не о своей или народа судьбе, но о возрастании будущего урожая. Затем от имени бога поздравлял присутствовавшую толпу, долго призывал её к почитанию этого бога и усердному исполнению жертвенных обрядов и обещал вернейшее вознаграждение за поклонение и победу на суше и море.

Окончив же это, они сами жертвенные яства обращали в пиршественную снедь и насыщение обжорства, заставляя посвящённые божеству жертвы служить своей невоздержанности. На этом пиру попирать умеренность считалось благочестием, воздерживаться же – нечестием....»

АрконаВнутри Арконы никого нет (как потом оказалось, мы прибыли поздно, и вход внутрь был уже закрыт). Что ж, так даже лучше. Спускаемся с Олесей вниз, в бывший город, от которого не осталось и следа. Ветер становится просто шквальным, задувает под одежду, облака бешено несутся по небу. Жена заледеневшими пальцами пытается фотографировать – а мне жарко! Состояние, близкое к лихорадочному, жар, пот на лбу, сердце готово выпрыгнуть из груди: «Аркона, Аркона, Аркона, Аркона…». Ноги сами несут меня к обрыву, туда, где было святилище, ныне поглощённое ненасытным морем. Я стою на вершине мелового утёса, в Святом месте, в сердце заповедного Лукоморья у Бел-горюч камня Алатыря! Никогда раньше не испытывал я такого состояния, описать которое просто невозможно словами! Будто мощным потоком пронизывает всего тебя от земли вдоль по позвоночнику и вырывается через макушку в небо, тело колотит крупной дрожью… Поднимаю к Небу руки и начинаю обряд – сквозь рёв ветра и шум прибоя в Святом месте звучат слова славления Свентовиду:

А богу Свентовидоу славу рцехом,
Се бо ста бог Прави и Яви,
А тому поема песынема,
Яко свет есе.
А чрез оне видяхом свет.
Зрящете — а Яви быте!
А и ты нас о Нави убрежешет —
А тому хвалу поемо!
Поехом плясаще тему,
А взывахом Богу нашему,
Якожде ты — земе, слонце суне нашиу
А здездиа дрезац,
А свет криепце!
Слава тебе, Свентовид! Слава! Слава!

С первыми же словами древнего славления солнце разрывает плотный слой облаков и заливает внутреннюю площадь Арконы! Приношу требу, завершаю обряд…

В каком-то трансовом состоянии я вновь поднимаюсь на вершину вала, набираю номер Вадима, затем Белояра – и их голоса присоединяются к моему, славя бога Свентовида и героев-руян. Спускаюсь вниз и иду к небольшому холму, так похожему на рукотворный курган. Все мысли мои сейчас о сражении, которое кипело здесь в 1168 году.

Знайте же, великие воины, богатыри былинные, защитники Арконы, что полегли здесь все до единого, но Веры Предков не предали, что погибли с оружием в руках, свободными, предпочтя смерть неволе и насильственному крещению – мы помним! К духам погибших витязей обращены мои слова памяти… Мы помним! У нас есть свои герои: 300 храмовых воинов – витязей Арконы, жрецы храма и защитники города. Они пали, но память о них и об их подвиге будет жить вечно!

Вспоминаю, что читал о последних днях Арконы… 24 мая датско-германское войско численностью в пять тысяч воинов под предводительством короля Дании Вальдемара I-го Великого и епископа Абсалона переправилось с материка на южную оконечность Руяна, там, где ныне выстроена дамба у города Штральзунд. Вместе с ними высадились войска саксонского герцога Генриха Льва, которыми руководили княжичи Казимир и Богуслав, ободритский князь Прибыслав и Берно — епископ Мекленбургский. Даны быстро продвинулись вглубь острова, окружая Карензе (или Кореницу, как этот город еще называли), отрезав его от возможной помощи. Пока даны грабили и жгли Храм Ругевита, другая часть войска, что стояла в Хедебю, отплыла от берегов Ютландии и направилась к Руяну, чтобы высадиться на севере острова, зажав таким образом руян в клещи...

Биографическая справка: Вальдемар́ I Великий, родился 04 января 1131 года, умер 12 мая 1182 года, король Дании с 1157 года, король Ютландии и герцог Шлезвига в период с 1147 по 1157 год, сын Кнуда Лаварда и киевской княжны Ингеборг Мстиславны, вступил на престол после продолжительной междоусобной войны со Свеном III и Кнудом V. Жена: с 1154 года - Софья Владимировна, годы жизни 1136 -1193, русская княжна, дочь князя Владимира Всеволодовича. В борьбе со славянами-вендами Вальдемар нашёл большое содействие в Лундском архиепископе - Акселе Абсалоне - в одном из походов он принимал личное участие.

Всего Вальдемар совершил более 20 сухопутных и морских походов. Целью их было не только территориальное расширение, но и распространение христианства. Наибольшим успехом увенчался поход 1168 г.: взята была крепость Аркона, столица руян, и покорён остров Рюген.

5 июня 1168 года двенадцатитысячное датское войско на кораблях штурмовало Аркону. Атака началась практически одновременно со всех сторон – и с моря, и с суши. Во время очередного приступа были подожжены башня и ворота, малое количество воды не позволило осаждённым погасить пожар. Некоторые жители, видя свою обречённость, бросались в пламя, не желая быть рабами. Король приказал вынести кресло и сел в него, чтобы наблюдать за происходящим. Город пал... Пало всё воинство храма Свентовита в этой неравной битве, пали в сражении все волхвы Арконы, и все паломники, бывшие в то время в святом граде. Только после этого чудовищного побоища на священную землю Арконы, усеянную трупами, ступила нога епископа Абсалона. Он беспрепятственно прошёл через опустевший град и вошел в храм Свентовита, рядом с идолом которого он казался сморщенным гномом. В страхе перед грозным величием бога католический священник закричал высоким, срывающимся от волнения голосом: «Завалите его!» Даны обвязали веревками статую и начали раскачивать её из стороны в сторону: прочно стоял на земле бог, нелегко было свалить его. Лишь покачнувшись, Свентовит уперся могучим плечом в стену храма. Пришлось святотатцам вырубить стену, чтобы вытащить Свентовита из дома. Гельмольд пишет: «И повелел король вытащить того деревянного идола Свентовита, которого почитает народ славянский, и приказал надеть ему на шею петлю и протащить перед войском на глазах у славян и, разрубив его на части, бросить в огонь».

Биографическая справка: Абсалон, родился в 1128 году, умер 21 марта 1201 в Сорё. Датский государственный, церковный и военный деятель, епископ Роскилле с 1158 года, архиепископ Лундский (глава датской церкви) с 1177 года.

Советник датских королей Кнуда V и Вальдемара I. В 1158 году Абсалон был избран епископом Роскилле. С тех пор он стал главным советником Вальдемара, способствовал проведению имперской политики, которая дала Дании превосходство в Балтии. Абсалон намеревался очистить Балтийское море от славян-вендов, населявших его южное побережье. Их набеги на прибрежную территорию Дании привели к тому, что при воцарении Вальдемара одна треть королевства была опустошена и обезлюдела. Само существование Дании как королевства требовало их подавления. Этой задаче Абсалон посвятил большую часть своей жизни. Первая экспедиция против вендов, которой руководил лично Абсалон, была проведена в 1160 году.

Вальдемар вёл войну с руянами и в 1168 году, когда их главный город Аркона на острове Рюген с идолом бога Свентовита капитулировал, руяне согласились принять датский сюзеренитет, началось их обращение в христианство.

Аркона была разрушена, а святилище Свентовита — уничтожено. На острове Абсалон основал 12 церквей, и Рюген вошёл в состав епископства Роскилле. Уничтожение опорного пункта вендов позволило датчанам сократить свой флот. Но Абсалон продолжал пристально следить за обстановкой в Балтийском море и в 1170 году уничтожил другую крепость славян на острове Волин.

Последняя военная кампания Абсалона связана с уничтожением в 1184 году поморянского флота, который атаковал датского вассала на острове Рюген. В результате этой кампании были покорены территории Померании и Мекленбурга. Затем он согласился передать командование армией и флотом герцогу Вальдемару (позже король Дании Вальдемар II) и полностью посвятил себя управлению империей, которую он создал. В 1167 году около деревни Хавн (дат. Havn) построил замок и окружил Хавн укреплениями. Позже замок развился в город Копенгаген, современную столицу Дании. Абсалон умер в 1201 году в семейном монастыре в городе Сорё.

После падения Арконы начался невиданный и крупнейший на земле геноцид – Drang nach Osten, немецкий натиск на восток, в результате которого западнославянские земли оказались захваченными, а народы и племена - уничтоженными или ассимилированными.

Медленно переходим в восточную часть города, поднимаемся на вторую смотровую площадку. Отсюда, с вершины вала, с самого его края открывается захватывающий вид вниз, на бьющие в утёс волны, цветные камни у подножья, вдаль – на вспененную ветром и уходящую на север, за горизонт, поверхность моря, и на юг – на залив Tromper wiek. И снова звучат слова

Свентовиту:

Творящете слав Свентовидыве влику
Слава Богу нашему!
То бо сребецете сердие наше
А се – смехом одрекохомсен
Одо злоа деианиа нашиа
А добру тецехомсте.
Се бо, отрце, пущениемо обоимесе!
А рещете: Всеутворяще
Се бо нь ведьте оуме растргнещеши –
О по цо, исте. Се бо те умиемо.
Се бо тайна влика есе,
Якожде и Сварог Перуне есе,
А Свентовенд.
(Влескнига, дощечка 11а)

Алексей Бесчётнов (Всеслав)Здесь, на вершине вала, в знак памяти героев, павших за Свободу и Веру Дедов своих, мы подняли флаг ССО СРВ. Медленно возвращаемся к входу. Неподалёку замечаю тропу, ведущую вниз по северному склону – видимо, тут находится источник воды, описанный у И. Русановой и Б. Тимощука в «Языческих святилищах древних славян». Рискуя сорваться вниз, карабкаюсь по «осыпухе», родника не нахожу – но вознаграждён изумительной красоты видом на меловой утёс, на скалу Арконы, Бел-Горюч Камень Алатырь русских заговоров. Вышли к маяку у входа на территорию града, прошлись вдоль вала снаружи…

Да, много, должно быть, данов сложили тут свои головы, пытаясь штурмовать стены Арконы. У подножия в зарослях ковыля обнаруживаю яблоню, усыпанную красно-жёлтыми яблоками. Мы покинули Аркону, когда уже смеркалось… Ехали в молчании, остановившись лишь раз, на косе Schaabe, где через лес искривлённых сосен мы вышли на берег залива Tromper wiek бросить прощальный взгляд на меловой утёс мыса Аркона. А утром мы сели на паром в Швецию и за четыре часа пересекли Балтику с юга на север, а спустя ещё пару часов оказались в деревушке епископа Абсалона, разросшейся до размеров столицы Дании и носящей теперь гордое имя Копенгаген.

 Алексей Бесчётнов (Всеслав)
Фотографии (в большинстве) - Олеся Беляева
Журнал "Родноверие" Выпуск-3 2010